русский язык. Урок-исследование по теме "город"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка посвящен исследованию слова "город".Это слово исследуется с разных сторон русского языка, таких как: фонетика, орфография, морфология, лексика, синтаксис и фразеология, словообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo.docx | 55.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
Учитель: | Федотова Наталья Борисовна |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Полякова А. В. |
Тема урока | Обобщение знаний по теме имя существительное. Исследование слова «Город» |
Тип урока: | Урок - исследование |
Цель урока | Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развитие творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи |
Учебные задачи | Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: - закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» - закрепить умения производить известные виды грамматического анализа - закрепить навыки использования дополнительной литературы и словарей русского языка |
Универсальные учебные действия УУД | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Формы учебного сотрудничества | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Методы: | Реп Проблемное изложение материала, частично – поисковый, объяснительно - иллюстративный, метод стимулирования. |
Оборудование для ученика |
|
Оборудование для учителя |
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организация начала урока. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Коррекция настроения - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А помогут его создать ваши ладошки и улыбка. Приготовьте свои ладошки и коснитесь ладошек соседа, улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение. - Проверьте в тетрадях запись числа и классной работы. Мотивация к деятельности -Мы закончили изучение темы «Имя существительное». Урок у нас будет очень необычный, «урок- исследование». А вы будете у нас исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке. Заводы, фабрики стоят, И магазинов много, И люди разные снуют, Так это же ведь … - посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке. | Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок. Проверка записи. - отгадывают загадку Город | Регулятивные: контроль. Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Знакомство с планом урока. | - Познакомимся с планом работы на уроке. | Знакомство с планом работы. | Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других. Личностные: осмысление необходимости сотрудничества с учителем; проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу. |
III. Минутка чистописания. | - Начнём с минутки чистописания, она помогает вырабатывать красивый правильный почерк. Кто очень постарается, сможет пройти все уровни игры быстро и без ошибок. - Отгадайте, написание какой буквы мы будем повторять: «Эта буква обозначает первый звук в имени нашего отгаданного слова». | - Буква «г». | Коммуникативные: слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: выделять существенную информацию; способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
IV. Познавательный этап | - Первый раздел в котором мы проанализируем слово, будет фонетический. - что изучает фонетика? - рассмотрим из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова - Что можно сказать о количестве звуков и букв? - сколько гласных? - сколько согласных? Какие звуки в слове не соответствуют написанию? - Какие же трудности в связи с этим появляются? - поможет нам в этом следующий раздел, орфография. - что изучает орфография? - какие орфограммы есть в слове город? Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы дали себе? Днём Солнце освещ.ет, Ноч.ю фон.рями заполняет, Д.мами разными застроен, И населением заполнен! | - фонетика это наука о звуках, а звук – это то, что мы слышим и произносим Город – 2 слога, го-род [ горат] 5 букв, 5 звуков - оно одинаково 2 гласных звука 3 согласных звука [а], [т] Как правильно написать слово Правописание Безударный гласный непроверяемый ударением, парный согласный в конце слова. Город – города Списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Дети работают самостоятельно | Познавательные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; осуществление контроля и проверки результатов своей деятельности. Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V. Актуализация знаний. Цель: Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Наш следующий раздел Морфология. - Какой частью речи является слово город? Докажите что это существительное. Вспомним, что мы знаем об имени существительном? Кто хочет проверить свои знания и рассказать об имени существительном по плану? - Назовите постоянные признаки имени существительного, какие они бывают. -А сейчас мы посмотрим на наше слово, которое мы исследуем с другой стороны, со стороны лексики. Это значение слов, антонимы, синонимы и многозначность слов. - как известно маленькие дети задают много вопросов, как? Почему? Зачем? Что? Как бы вы объяснили значение слова город. Давайте посмотрим в словарях, как дается объяснение этого слова. - Как вы думаете есть ли у слова «город» синоним? - антоним? - посмотрите на ряд слов: город, городской, города, городишко, городок, пригород. - Как можно назвать такие слова? Какое слово здесь лишнее? Такая наука, которая служит для образования новых слов, так и называется словообразование. - Запишите эти слова и выделите в них корень. -теперь поработайте в парах и попробуйте еще пополнить ряд однокоренных слов. Сколько у кого еще получится? - следующая наука в русском языке изучает словосочетание и предложение. Называется она синтаксис. - придумайте словосочетание существительное + прилагательное со словом город. - придумайте с этими словосочетаниями предложения. - я тоже придумала предложение, но вот незадача все слова рассыпались. Помогите составить предложение. город, в, затихает, вечера, зимние. Запишите это предложение и разберите его по главным членам предложения и частям речи. | Существительное. Отвечает на вопрос что, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, единственного числа - одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные, бываю трёх родов: мужского, женского и среднего рода. - единственного и множественного числа бывают имена существительные. Дети объясняют своими словами значение слова, а потом смотрят в словарях. Столица, мегаполис, град. Село, деревня. Однокоренные. Лишнее слово «города», т.к. это форма одного и того же слова. Работают в парах. Пригородный, загородный, городки и т.д. Дети придумывают словосочетания. Записывают самые удачные словосочетания. Любимый город, осенний город и т.д. В зимние вечера город затихает. Или Город затихает в зимние вечера. | Коммуникативные: слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Познавательная: выделять существенную информацию. Регулятивная: работать по предложенному учителем плану; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
VI. Гимнастика для глаз Цель: Снятие усталости с глаз. | 1) Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения. 2) Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз. 3) Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. | Регулятивные: действовать по инструкции в задании. | |
VII. Открытие «нового» знания. Структурирование полученных знаний. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | В русском языке есть еще наука с которой мы еще не знакомы, фразеология. Эта наука изучает устойчивые сочетания, крылатые слова. Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. А некоторые ребята подготовили для нас пословицы и поговорки со словом город. Многие писатели посвятили свои произведения различным городам. Существуют песни, стихи рассказы о городах. Например, о Москве сложено много различных произведений. И сейчас ребята прочитают стихи про города, которые они выбрали. | Ни к селу, ни к городу. Квас пьют – поговаривают, а город городят – поколачивают. Что ни город - то норов, что изба, то-обычай. Наш городок – Москвы уголок. Город – царство, а деревня рай. Деревня богата, так и город богат. Москва не город, а целый мир. Дети читают стихи о городах. | Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
| - Ну что, все этапы пройдены, - А теперь подведём итоги своей работы, оценим свои достижения. - Какое исследование сделали сегодня на уроке? - С какими науками русского языка познакомились. - что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? - Оцените свою работу и покажите себя на «Шкале успеха». Критерии оценки: руки вверх – всё было понятно, легко и интересно; руки вниз – всё понятно, были затруднения, дома нужно вспомнить наш урок и завтра мы снова повторим непонятные для вас вопросы. | Анализируют деятельность. Оценивают свои знания на «Шкале успеха». Анализируют деятельность. Оценивают свои знания на «Шкале успеха». | Регулятивные: учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Познавательные: рефлексия мотивации, способов деятельности, общения. |
IX. Информация о домашнем задании. Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися. | - Запишите домашнее задание. Напишите мини- сочинение о нашем городе. - Спасибо за работу, урок окончен. | Просматривают задание, по необходимости задают вопросы. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; осознания качества и уровня усвоения. Познавательные: проверка усвоения учебного материала; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нетрадиционного урока-исследования по русскому языку для 2 класса
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка, её роль в слове"...
Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"
Этот урок поможет повторить, упорядочить и закрепить знания детей об имени прилагательном....
Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"
Урок в4 классе по программе "Начальная школа 21 века" позволяет повторить, систематезировать знания детей об имени прилагательном....
урок русского языка. урок-исследование
Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"...
Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического метода исследования....
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Открытый урок русского языка в 4 классе. Урок-исследование слова "Зима".
В документе представлен конспект урока русского языка и презентация. Тема: Виды грамматического разбора....