Урок русского языка во 2 классе "Использование синонимов в речи".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Митяева Елена Алексеевна

Урок русского языка во 2 классе УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._sinonimy.doc61 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka._sinonimy.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока№2.  Использование синонимов в речи (22.01.2018г).

Учитель: Митяева Е.А.

Цель: выработка навыка коммуникативно-оправданного использования синонимов в речи.

 Задачи урока: 

-закрепить понятие о синонимах,  научить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

-развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас .

- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-синонимы в тексте

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения. - содействовать усвоению классификации  и объединения слов по значению в    тематические группы;

- упражнять детей в отработке действий работы со слова;

Личностные:

способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка 

 Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Этапы работы

                                                          Ход урока

1.

Организационный момент.

2 мин

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. С какой? ( Чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по-вашему это значит?

( нужно учить новое, не забывая старого).

2.

Актуализация знаний.

3 мин

10 мин

1.Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание, выполним взаимопроверку. Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь и найдите упр.№124

- В домашнем задании  нужно было подобрать слова, близкие по значению с тем же количеством букв. Прочитайте, какие пары слов у вас получились.

Лес – бор, стужа – мороз, зной – жара, базар – рынок.

Итог. Учитель: -  Ребята, поднимите руку, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено без ошибок? Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок.  

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

-О словах-синонимах.

Учитель: Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

- Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

- Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?

- Есть словари синонимов.

2.Орфографическая работа.

- Узнайте слово по описанию или в загадке, запишите его, вставляя пропущенные орфограммы.

1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).

3. Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил во всю реку,

А пришла молода –

Весь мост размела. ороз, весна).

4. Автомобиль – по-другому… (Машина).

5. Плетёное изделие, служащее для хранения, переноски вещей. орзина)

6. Первый месяц года. (Январь).

7. Какой месяц год кончает? (Декабрь)

8. Что от яблони недалеко падает? (Яблоко).

3.

Самоопределение к деятельности.

10 мин

  1. Создание проблемной ситуации со словами

привет - здравствуй, до свидания – пока – бывай.

-Определите тему нашего урока. (Использование синонимов в речи)

-Чему хотите научиться? (Точно употреблять синонимы в словах)

  1. Работа по учебнику Упр. 38 (с.28)

(убеждаемся, что синонимы не всегда заменяют друг друга)

4.

Изучение нового учебного материала

15 мин

  1. Работа по учебнику Упр. 39 (с.28)
  • Списать слова-синонимы.
  • Разыграть диалог со словами (мама, мамочка, матушка).

Физ.минутка

Я кидаю мяч, а вы называете синонимы

Ребёнок – малыш

Красивый – прекрасный

Смеяться – хохотать

Друг – товарищ

Думать - размышлять

Вьюга - метель, буран

Исследуем оттенок значения.

- За окном зима, непредсказуемое время года… Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление по-разному можно назвать?

Подберите синонимы.

-Ребята, слова метель, вьюга, буран, пурга - синонимы, так как имеют общее значение: «ветер,  вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения. Ребята посмотрели значение в словаре и сейчас нам расскажут.

Метель- сильный ветер со снегом;

Вьюга- снежная буря (круговерть);

Буран- метель в степи.

5.

Закрепление учебного материала. (резерв)

Если останется время!

Работа по учебнику (устно)

Упр. 40 (с. 28)

6.

Организация рефлексивной деятельности учащихся.

3 мин.

-Перед вами цепочка слов. Зачеркните одно слово. Догадайтесь, как надо рассуждать.

(Зачёркиваем слово, не являющееся синонимом к трём другим.)

1.Застенчивый,стеснительный,смелый,стыдливый.

2.Зябнуть,идти,стыть,мёрзнуть.

3.Комната,светлица,дом.

7.

Подведение итогов урока.

2 мин.

- А теперь подведём итоги.

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Синонимы  - это слова близкие по смыслу.

Какие особенности синонимов?              

Каждый синоним имеет свой оттенок значения

- Чему научились?  Что особенно понравилось?

- Кто затруднялся на уроке?

8.

Задания на дом

Упр125(с.12) Р.Т.

Митяева Е.А.        Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

МЭШ

Слайд 4

22 января. Классная работа. Мес .. ц, вет .. р, м .. ро з , в .. сна, м .. ши на, к .. рзина, .. нварь, д .. кабрь, ябл .. ко.

Слайд 5

стр. 28 упр.38

Слайд 6

стр. 28 упр.39

Слайд 7

стр. 28 упр.40 (устно)

Слайд 8

1.Застенчивый, стеснительный, смелый 2. Зябнуть, идти, стыть, мёрзнуть 3. Комната, светлица, дом, каморка

Слайд 9

Итог

Слайд 10

Раб.тетр. стр.12 упр.№125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Синонимы, их роль и значение в языке"

Цель урока - углубить и закрепить знания и умения детей в употреблении синонимов в речи. Урок посвящён теме "Первоцветы" и рассчитан на два часа.Теоретический материал сопровождается красочной презент...

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"

открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре   городского МО  учителей  и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...

Урок русского языка 2 класс "Синонимы"

Урок русского языка по УМК "Школа России" во 2 классе с  применением ЭОР.Тема урока "Синонимы"...

Урок русского языка по теме "Синонимы. Антонимы."

Урок был проведён во 2 классе как открытый урок для слшателей курсов ИРО Кировской области. Обозначенная тема урока рссматривается 7 уроком в разделе "Слова. Слова. Слова...", а в данной теме 3 урок. ...