Урок русского языка в 3 классе "В гостях у русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Состав слова" , тип урока-урок-обобщение. Нетрадиционная форма урока, урок-игра, позволяет непринуждённо закрепить изученный материал, вызывает у учащихся интерес к знаниям, активизирует внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра. | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема:«В гостях у русского языка».
Учитель: Юрина Марина Борисовна
Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова.
2.Расширить кругозор детей о слове.
3.Работать над развитием речи учащихся.
4.Формировать интерес к русскому языку.
Тип урока: Урок - обобщение.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.
Форма урока: урок – игра.
Формы работы: фронтальная, индивидуально – групповая.
Оборудование:
1.Рисунки двух кленовых деревьев с листочками.
2.Кузовок с кроссвордом.
3.Рисунки: ведьма, медведь, земляника, ежевика, рябина, курочка Ряба.
4.Жетоны.
5.Смайлики.
Литература:
1. Н.Н.Ушаков " Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах".
2.В.П.Канакина «Радость познания - в слове».
3.Интернет – ресурсы.
Слайд 1
1.Постановка проблемы..Слайд 2
-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём творческую игру по русскому языку. Цель - выявить знатоков этой темы. Послушайте стихотворение С.Острового "Первородство" и определите тему урока. В этом стихотворении есть вам подсказка.
Чтение учащимися стихотворения Сергея Острового "Первородство".
.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро. (Состав слова)
- Последние строки стихотворения будут девизом нашей игры. Слово тебе сотворит добро.
2.Разминка
1) Ребята, от какого слова произошло слово "извини "? Какой корень в этом слове? Назовите остальные части слова. (От слова вина, корень - вин, приставка – из, окончание -и)
2) - От какого слова произошло слово "обереги"? Какой корень в этом слове? Разберите по составу. (От слова беречь, корень – берег, приставка – о, окончание – и)
3) От какого слова произошло слово? Какой корень в слове "защитник"? Определите состав слова..
(от слова щит, корень – щит, приставка –за, окончание – нулевое, суффикс – ник)
Молодцы! Разминка прошла успешно.
3. Проверка домашнего задания. Слайды 3,4,5
Вы получили задание найти в словарях, интернете информацию о том, что обозначают слова ведьма и медведь и каково их значение? Как вы думаете, являются эти слова родственными?
1) - Действительно, слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда - то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим.
2) Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Назовите корни в этих словах.
3) - Какого цвета курочка Ряба? Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?
- Верно, курочка Ряба - рябая, пёстрая.
4.Конкурс " Наполни кузовок". Слайд 6
- Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод.
- Чтобы помочь, я загадаю загадки.
а) Вот первая.
- Почему её так назвали?
Слово рябина, как и слово Ряба, произошло от славянского слова ряб, что обозначает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко- зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.
- Как вы думаете, какой корень в слове рябина? (ряб, рябин)
Одни говорят, что корень - ряб -, а другие - рябин-
. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс – ин - так прирос в слове рябина к корню ряб -, что получился новый корень - рябин -.А из него выросли новые слова.
Назовите как можно больше слов с этим корнем. ( Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый.)
б) Отгадайте вторую загадку.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди - ка :
Куст в колючках, будто ёж,
- Вот и назван... (Ежевика)
- Какой корень в слове ежевика? (ежевичное варенье- корень - ежевик, окончание –а)
в) - А теперь третья загадка.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника).
- Какой корень в этом слове? (корень- земл , окончание – а, суффиксы- -ян- -ик-)
- Молодцы. Вот мы и наполнили кузовок.
5 .Составление семейки слова Русь. Слайд 7
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
- А как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь).
- А почему назвали так нашу страну? Не знаете?
А вот послушайте, что пишет об этом С. Романовский: " Короткое - в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: Русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт. Русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на траве или деревьях. Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды».
- Теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом Русь. ( Русский, русло, Русалка.)
6. Конкурс " С какого дерева упали листья?" Слайд 8
- На лес налетел ураган. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.
- Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. Собираем листочки "цепочкой", по очереди.
Проверка.
Первое дерево: водник, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём, половодье, заводь.
Второе дерево: водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.
-Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нём написано?
Прочитайте: водопровод
. С какого дерева этот листик? ( Он может быть и с первого и со второго.)
7. Конкурс "Кто больше?" Слайд 9
1) Постарайтесь назвать как можно больше родственных слов с корнем.
. А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загадку: " Лежал, лежал, а весной в реку побежал". ( Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегопад, подснежник, снежище, бесснежный.)
- Какой корень в этих словах? Что вы заметили? ( Снег -, -снеж-. Чередование г- ж.)
2) Послушайте стихотворение В. Берестова " Гуси".
Ваша задача - запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подойти босиком.
(Гусята, гуськом, гусак.) Какой корень в этих словах? (Гус)
Назовите ещё родственные слова к слову гуси. ( Гусыня, гусиный.)
8. Игра с приставками. Слайд10
Напишите приставки к слову бежать. ( Вы, по, до, от, пере, за, у, на, в, при, с, об, из.)
9. Игра на развитие памяти. Слайд 11
За 10 секунд прочитайте и постарайтесь запомнить слова.
налетели
круг
катер
кенгуру
карандаш
подарок
корабли
- Сколько было слов? Назовите их.
Какое слово разбирается по схеме : приставка, корень, суффикс. (Подарок )
А теперь я открою эти слова. Составьте из последних букв каждого слова новое слово и разберите его по составу. (Игрушки.)
10. Игра "Эхо".
Скажу я слово: - Высоко!
А ты ответишь:- (Низко!)
Скажу я слово:- Далеко!
А ты ответишь:- (Близко!).
Скажу тебе я слово: - Трус!
Ответишь ты: - (Герой!)
Теперь "начало " я скажу,
Ну, отвечай:- (Конец!)
11. Рефлексия. Слайд 12
- И для нашего урока пришёл конец.
Понравился ли вам сегодня урок? Проголосуем смайликами.
Слайд 13
Я рада, что вам понравился сегодняшний урок. Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке.
Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете. И тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.
Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....
Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"
Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"Цели: Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совер...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс
Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...