технологическая карта урока по русскому языку 3 класс учитель: Басова В.А. Калининградская область, МБОУ "Маршальская СОШ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

технологическая карта урока русского языка для 3 класса составлена по требованиям предъявляемымм ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык

Тема урока:Роль суффикса в словообразовании

Тип урока:рефлексия

Цели урока: определить роль суффикса в словообразовании

Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап мотивации

Цель: создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

     Слово делится на части,

     Ах, какое это счастье!

     Может каждый грамотней

     Сделать слово из частей.

-Какие части слова вы знаете?

- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Какую большую тему, раздел мы сейчас изучаем, который включает в себя эти понятия: корень, приставка, суффикс, окончание?

- Для чего мы так подробно изучаем состав слова?

-Скажите, а важно ли знать, как образовано слово? Для чего нам это нужно?

- Состав слова, словообразование – это два понятия, которые необходимо рассматривать вместе.

Дают предположительные ответы

Ставят цель, задают вопросы.

Регулятивные УД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2. Этап актуализации

Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов

Серый ёж был очень тих

 И ежиха тоже.

 И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик.

- Чем интересно это стихотворение с позиции русского языка?

- Выпишем однокоренные слова, разберём по составу.

- Кто такой ёж, ежиха, ёжик?

- Какая часть слова помогла нам определить  кто есть кто, кто папа. Кто мама?

- С помощью какой части слова образовались слова?

- Как вы думаете. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели поставим?

Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УД

 формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке

3) Игра «Побудь волшебником».

Фронтально

-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

нос, дом, хвост, стол.

(Слайд 4)

Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду (Слайд 4)

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.

Проверка по слайду  (Слайд  5)

Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается вбольшой и сразу же появляется  новое слово.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?

        

-ик

-Превращает слова в маленькие предметы

-ищ

-Увеличиваетпредметы

        

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции

Цель: выбор способа и средств коррекции выявленных затруднений

Сравнивают свои построения с предложенным эталоном

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

5. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Работа в группах

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____                 плот ______        сценар _______

учи ______                  двор ______                     машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Проверка по слайду  (Слайд  2)

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

        

 - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Лёня – Лёнечка                          Миша – Мишенька

Аня - …                                Алёша -  …

Света - …                                Федя - …

Дима - …                                Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

Проверкапослайду (Слайд 3)

Дети работают в группах.

Проверка.

- Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

-Имена звучат ласково.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: организация обсуждения типовых затруднений

Учебник, с. 109, № 191 или 192

Работа с правилом по учебнику

Выдвигают свои тезисы при ответе на вопрос: «Как образуются слова?»

 Эксперты делают выводы.

Личностные УД

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные УД

умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Цель: провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксывыделите.

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. тракторист, пианист, танкист, печник;
  3. полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
  4. хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  5. шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
  6. толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

Исключают из цепочек лишние слова с учетом полученных знаний

Регулятивные УД

 выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УД

 умение структурировать знания;

умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;

построение логической цепи рассуждений

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Прием «Кластер»

Фронтально

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

Надоскеполучаетсясхема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке

-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?


- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.

Дополнение предложений (Слайд  6)

-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.

Самооценка (Слайд  7 )

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …

Дом. Задан.: правило с. 109, с. 110, № 193

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом.

-Суффикс

-Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-.

Поднимают руки.

Познавательные УД

 умение структурировать знания;

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...