«Изменение имён существительных по падежам». Урок 77.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Старцева Оксана Александровна

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Учебник: Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.) учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Изд.: Вентана-Граф, 2012.

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам». Урок 77.

Тип урока: урок «открытия нового»

 

Цель урока: формировать умение изменять слова по падежам.

Задачи:

Образовательные

 - формировать представление ; понятии «изменение по падежам»;

 - умение ставить слова в предложении в нужную форму и определять каким членом предложения являются вставленные слова;

Развивающие

– обобщать результаты наблюдений;

– развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно (с опорой на рисунки) решать проблемные ситуации;

Воспитательные

–воспитывать желание выражать свое мнение и позицию.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

 

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО Старцева Оксана Александровна.

Место работы: МБОУ «СОШ № 4» г. Энгельса Саратовской области.

Должность: Учитель начальных классов.

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Учебник: Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.) учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Изд.: Вентана-Граф, 2012.

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам». Урок 77.

Тип урока: урок «открытия нового»

Цель урока: формировать умение изменять слова по падежам.

Задачи:

Образовательные

 - формировать представление ; понятии «изменение по падежам»;

 - умение ставить слова в предложении в нужную форму и определять каким членом предложения являются вставленные слова;

Развивающие

– обобщать результаты наблюдений;

– развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно (с опорой на рисунки) решать проблемные ситуации;

Воспитательные

–воспитывать желание выражать свое мнение и позицию.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.


Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

– Добрый день, ребята!

- Посмотрите на экран. Какой условный знак вы видите? (на доске дети видят условный знак блока)

- Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка)

- Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка

Дети улыбаются друг другу.

Ответы детей:

 - Урок относится к блоку «Как устроен наш язык».

 - Мы открываем тайны языка.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

1. Рубрика «Вспомни 2 класс»

-Что объединяет слова каждой группы?

Зима                                    зимовать

До зимы                              зима

Зиму                                    зимний

Зимой                                  зимовка

О зиме                                 озимь

Зимы                                   зимушка

О зимах                               перезимовать

-Какая часть слова помогает изменить форму слова?

-Как образуются новые слова?

2. Выполнение упр.1 с.6. (фронтально, письменно)

Отработка умений ставить слова в предложении в нужную форму и определять , каким членом предложения являются слова.

3. Рубрика «Давай подумаем»

-Что объединяет слова, вставленные в упражнении 1?

-Почему в предложениях к этим словам можно задать вопросы откуда? где? какая?

-Можете ответить на вопрос:Что помогло именам существительным стать определением и обстоятельством?

-В1-ом столбике формы одного и того же слова,во втором-однокоренные слова.

 

- Окончание.

- При помощи приставок, суффиксов, или одновременно и приставок , и суффиксов.

 

-Слова :работа, друзья, клён- имена существительные.

-Они связаны по смыслу с другими словами.

 -Нет, мы этого еще не  знаем.

Познавательные (умение извлекать информацию из задания)

Постановка учебной задачи.

-Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке?

 -Ставить слова в предложении в нужную  форму и определять ,каким членом предложения являются слова.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Физминутка

  1. Выполнение упр.2

Первая пара предложений разбирается и записывается фронтально, далее самостоятельно  с последующей взаимопроверкой.

-Какими членами предложения являются вставленные вами слова?

-Как изменялись слова в скобках?

-Что же помогло именам существительным стать определением, дополнением и обстоятельством?

2.Рубрика Обрати внимание»

-Прочитайте правило на странице 8 учебника.

-Как называется изменение формы слова?

-Что помогает связывать слова в словосочетании и предложении?

Дети выполняют различные двигательные упражнения

Дети обмениваются тетрадями.

- Изменялось окончание, т.е.форма слова.

-Изменение формы слова.

-Изменением по падежам.

-Падеж.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

– Выполнение упр.3.

Устно определите, какими членами предложения являются слова дядя в тексте.

-Что позволяет слову дядя выполнять роль разных членов предложения?

Работа в парах.

Упр.3, стр. 8

-Слово дядя может выполнять роль различных членов предложения благодаря тому, что оно изменяет свою форму, т.е.изменяется по падежам.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информаци;

 моделирование, преобразование модели;

выполнение действий по алгоритму;

построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Записать в тетрадь слова ,написанные на доске: везде, впереди,  конечно, организм, прекрасный.

Подобрать к ним родственные слова.

 Придумать и записать предложения с данными словами, определить, какими членами предложения они являются.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай мяч»: учитель называет слово, бросает мяч одному из учеников.

Окно, дорога, весна.

Ребенок называет слово ,изменяя его форму.

Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.

Беседа:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам понравилось?

– С какими трудностями вы столкнулись?

– Кто доволен сегодня своей работой?

 - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?(выставление отметок)

Домашнее задание.

  1. стр.9 упр.4 (Спиши текст. Задай к выделенным словам вопросы как членам предложения)

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам"

Материал данного урока можно использовать при изучении падежей по любому комплекту учебников....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....