Применение краеведческого материала в урочной деятельности
статья по русскому языку на тему

Основной целью обучения русскому языку является сформированность навыков и умений грамотного письма.

При этом целесообразно использовать краеведческий материал, как один из видов работы по воспитанию патриотических качеств,

которые помогают лучше узнать и полюбить свой родной край, осознать свое место в истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kazaki.docx492.82 КБ

Предварительный просмотр:

Применение краеведческого материала в урочной деятельности.

  Хотелось бы поделиться с коллегами, как я использую краеведческий материал на различных этапах уроков русского языка.

   Собирая материал по теме «Быт и традиции донских казаков», заметила, что можно использовать пословицы и поговорки в минутках чистописания, в словарной работе, в орфографических минутках.

   Были изготовлены карточки «Учусь писать красиво!». Карточки могут быть тематические: «Казаки», «Казак и Отечество», «Казак и отвага», «Конь и казак», «Бытовые». На лицевой стороне напечатаны сами пословицы, на обороте карточки приведены приблизительные смысловые объяснения.

1 класс

        Учусь писать красиво!  

Казаки                                

1.Казак в беде не плачет.                

2.Казаки никому не кланяются .            

3.Что ни казак, то с Дону.                    

4. Казаки от казаков ведутся.                

5. Казак от Дона повёлся.                      

6. Казак за казака горой стоит.              

7. Кому Дон тих, а кому – лих.              

8. Казачье око видит далёко .                

9. Казак в бою, как орёл в небе.                  

10. Казак донской - рубака лихой.            

11. Казак и во сне шашку щупает.              

12. У казака в бою нет спины.                  

1 класс

            Значение пословиц.

                Казаки
1(слова поддержки стойкости духа) 
2(казачество любит свободу и волю) 
3(среди казаков донцов больше других) 
4(происхождение родовых казаков) 
5(место их происхождения) 
6( братство казачеству присуще) 
7(своим на Дону хорошо, врагам-туго) 
8(казаки идут впереди войск и видят всё) 
9(привычен и смел) 
10(донцы в рубке сильны) 
11(сохраняет бдительность) 
12(казак в бою врагу спину не покажет) 

                       

   На начальном этапе дети читают пословицу, выясняют смысловое значение мудрого изречения. При затруднении можно посмотреть на оборот карточки и прочитать приблизительный ответ. Если в пословице есть незнакомые слова, то дается их объяснение, а затем следует запись с соблюдением норм каллиграфии и, как дополнительная работа, различные грамматические задания, которые можно применить на данном этапе обучения (например, поставить ударение в словах, разделить на слоги, разделить для переноса, выделить изученные орфограммы и т.д.). Приведу пример: «Казак с Дона повелся». При чтении данной пословицы дети могут рассказать , что они знают о казаках, о реке Дон. Если ребята будут затрудняться, то небольшое объяснение может дать учитель: привести фото казаков, их одежды, оружия, верного спутника казака – коня. Объясняя, что значит «с Дона повелся», приходим к выводу , что казаки имели место своего происхождения берега реки Дон. Свою догадку можно проверить, прочитав на обороте карточки приблизительный ответ. Далее пословица записывается и предлагается выполнение грамматических заданий , которые могут предлагать и сами ученики.

    Начиная со второго класса работу можно усложнить:

- по началу пословицы дописать ее окончание;

- по концовке пословицы написать начало.

   Когда дети достаточно хорошо начинают ориентироваться в пословицах задание можно сделать еще сложнее: дать только приблизительное смысловое объяснение, а дети вспоминают и записывают саму пословицу, параллельно выполняя грамматические задания.

   В словарной работе я стараюсь знакомить  детей с казачьим словарем.

   На первом этапе, при изучении современного словарного  слова, показывая картинку, даю название предмета из казачьего словаря.

Например: петух – кочет, собака – кобель, платье – балахон, карга – ворона, ладонь – долонь.

    Также можно казачьи слова  объединять в тематические группы и проводить  аналогию с современными вещами: «Одежда», «Посуда», «Машина», «Растения», «Рельеф».

     В орфографических минутках, записывая слова, выделяя орфограммы, объясняем , что это слово обозначает: анчутка ( чертенок), баз (двор), вырушить (сбросить), грядушка (спинка кровати), развязка (ловкость), Русское море (Чёрное море).

   «Выбери правильный ответ»

- рукомесло–месить тесто, ремесло;  холобуда–шалаш, землянка; расхлебенить –отворить настежь, хлебать воду.

    Работу , с привлечением краеведческого материала, можно выполнять и на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности

Краеведческий материал во внеурочной деятельности...

ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе....