Применение краеведческого материала в урочной деятельности
статья по русскому языку на тему
Основной целью обучения русскому языку является сформированность навыков и умений грамотного письма.
При этом целесообразно использовать краеведческий материал, как один из видов работы по воспитанию патриотических качеств,
которые помогают лучше узнать и полюбить свой родной край, осознать свое место в истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kazaki.docx | 492.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение краеведческого материала в урочной деятельности.
Хотелось бы поделиться с коллегами, как я использую краеведческий материал на различных этапах уроков русского языка.
Собирая материал по теме «Быт и традиции донских казаков», заметила, что можно использовать пословицы и поговорки в минутках чистописания, в словарной работе, в орфографических минутках.
Были изготовлены карточки «Учусь писать красиво!». Карточки могут быть тематические: «Казаки», «Казак и Отечество», «Казак и отвага», «Конь и казак», «Бытовые». На лицевой стороне напечатаны сами пословицы, на обороте карточки приведены приблизительные смысловые объяснения.
1 класс Учусь писать красиво! Казаки 1.Казак в беде не плачет. 2.Казаки никому не кланяются . 3.Что ни казак, то с Дону. 4. Казаки от казаков ведутся. 5. Казак от Дона повёлся. 6. Казак за казака горой стоит. 7. Кому Дон тих, а кому – лих. 8. Казачье око видит далёко . 9. Казак в бою, как орёл в небе. 10. Казак донской - рубака лихой. 11. Казак и во сне шашку щупает. 12. У казака в бою нет спины. | 1 класс Значение пословиц. Казаки |
На начальном этапе дети читают пословицу, выясняют смысловое значение мудрого изречения. При затруднении можно посмотреть на оборот карточки и прочитать приблизительный ответ. Если в пословице есть незнакомые слова, то дается их объяснение, а затем следует запись с соблюдением норм каллиграфии и, как дополнительная работа, различные грамматические задания, которые можно применить на данном этапе обучения (например, поставить ударение в словах, разделить на слоги, разделить для переноса, выделить изученные орфограммы и т.д.). Приведу пример: «Казак с Дона повелся». При чтении данной пословицы дети могут рассказать , что они знают о казаках, о реке Дон. Если ребята будут затрудняться, то небольшое объяснение может дать учитель: привести фото казаков, их одежды, оружия, верного спутника казака – коня. Объясняя, что значит «с Дона повелся», приходим к выводу , что казаки имели место своего происхождения берега реки Дон. Свою догадку можно проверить, прочитав на обороте карточки приблизительный ответ. Далее пословица записывается и предлагается выполнение грамматических заданий , которые могут предлагать и сами ученики.
Начиная со второго класса работу можно усложнить:
- по началу пословицы дописать ее окончание;
- по концовке пословицы написать начало.
Когда дети достаточно хорошо начинают ориентироваться в пословицах задание можно сделать еще сложнее: дать только приблизительное смысловое объяснение, а дети вспоминают и записывают саму пословицу, параллельно выполняя грамматические задания.
В словарной работе я стараюсь знакомить детей с казачьим словарем.
На первом этапе, при изучении современного словарного слова, показывая картинку, даю название предмета из казачьего словаря.
Например: петух – кочет, собака – кобель, платье – балахон, карга – ворона, ладонь – долонь.
Также можно казачьи слова объединять в тематические группы и проводить аналогию с современными вещами: «Одежда», «Посуда», «Машина», «Растения», «Рельеф».
В орфографических минутках, записывая слова, выделяя орфограммы, объясняем , что это слово обозначает: анчутка ( чертенок), баз (двор), вырушить (сбросить), грядушка (спинка кровати), развязка (ловкость), Русское море (Чёрное море).
«Выбери правильный ответ»
- рукомесло–месить тесто, ремесло; холобуда–шалаш, землянка; расхлебенить –отворить настежь, хлебать воду.
Работу , с привлечением краеведческого материала, можно выполнять и на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"
Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....
Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...
«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»
Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...
Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности
Краеведческий материал во внеурочной деятельности...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Инновационный опыт здоровьесбережения....
ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе....