Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности
статья по иностранному языку на тему
Краеведческий материал во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления
«Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности по немецкому языку»
Тверитинова Ольга Николаевна
Учитель немецкого и английского языка: МБОУ « Великомихайловская СОШ им.Г.Т.Ильченко»
Модернизация современной системы образования и воспитания в Российской Федерации предполагает гуманизацию образовательного процесса, образовательную политику, обращенную к человеку и окружающей его среде. В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения учителя нашей страны обратились к такому направлению, как краеведение.
Чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях своего народа, о своей малой Родине.
Краеведение в современной системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи, формирования культуры учащихся.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения сказал «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».
Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».
Краеведческий материал – неиссякаемый источник воспитания любви к Родине, воспитания патриотизма, становления личности, расширения кругозора, а также учит человеколюбию, толерантности и является способом повышения мотивации к обучению.
Целями работы с краеведческим материалом во внеурочной деятельности по немецкому языку является повышение мотивации к обучению, формирование активной личности, любящей свою страну, малую Родину, культуру и родной язык.
Задачи:
- приобщать учащихся к духовным ценностям своего народа, формировать потребности в них;
- воспитывать детей на русских традициях, истории и культуре родной земли, судьбах наших земляков;
- формировать основы нравственных знаний, чувств, поведения.
Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Изучение краеведения во внеурочной деятельности осуществляется через активные формы: это могут быть совместные экскурсии в музей, игры, творческие задания, организация выставок, рисунков, фотографий, совместный доклад, презентация, просмотр фильмов и т. д.
Приемы краеведческой работы возможны самые разнообразные: составление предложений, тем, писем, диалогов-расспросов, диалогов - обмен мнениями, чтение стихов, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей, рисование, путешествие в прошлое, проведение праздников, разучивание народных игр, песен.
При отборе краеведческих сведений для использования во внеурочной деятельности рекомендуется придерживаться таких правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызывать интерес к родным местам ( улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Суть краеведческого принципа заключается в установлении связи изучаемого материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.
В настоящее время все большую актуальность приобретает региональная проблематика, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краев и областей. Идет целенаправленное использование информации о своем родном крае не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочной деятельности.
Использование регионального компонента во внеурочной деятельности пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю. Хорошим подспорьем в краеведческой работе являются выпущенные в последние годы школьные дневники Белгородской области. На страницах этих дневников имеется немало компактной полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы дневника как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источника.
Использование краеведческого материала идет по двум направлениям: если одной стороной медали является изучение праздников, обычаев, песен, сказок, персонажей и других элементов культуры немецкого народа, то с другой стороны, эти же явления, присущие нашим народам, переводятся на немецкий язык.
Краеведческие материалы, переведенные на иностранный язык и в частности немецкий , являются эффективным средством формирования готовности учащихся к участию в реальной межкультурной коммуникации, сравниваю зарубежного сверстника и себя, чужой страны и своей страны, учащиеся учатся выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране изучаемого языка, её людям и традициям и это способствует созданию речевой базы для потенциального диалога культур.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию знаний школьников. Наряду с интеллектуальным развитием учащихся краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Я считаю, что при использовании всех возможностей, который дает нам предмет иностранного языка, мы сумеем развить у детей чувство прекрасного, сформировать их художественные вкусы; сумеем научить, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родного края и таким образом улучшим их художественное, эстетическое и патриотическое образование и воспитание.
Литература:
1.Годунова Н.А., Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе-2010.-№7-13-15 с.
- Барышников Н.В., Мультилингводидактика. // Иностранные языки в школе-2004.-№5-19-21с.
- Гальскова Н.Д., И лингводидактика и методика обучения иностранным языкам. //Иностранные языки в школе-1997.-№5-13-15 с.
- Иванова Н.Н.Чудилова А.И. Вилкова Н.Д., Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Компьютерные технологии. // Иностранные языки в школе-2009.-№ 4-18-20
- Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974 -144с.
- Отв. ред. Папков, А. И. Белгородский краеведческий вестник: сборник [Текст]/А. И. Папков – выпуск №6 – Белгород, Везелица, 2006 – 138 с.
- Ривкин Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы. portal-slovo.ru›pedagogy/37958.php
- https://www.pedmasterstvo.ru/categories/14/articles/99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС
Данное сообщение содержит основные аспекты КТД, которые помогают организации мероприятий во внеурочной деятельности при реализации стандартов второго поколения....
Использование проектов во внеурочной деятельности.
Выступление на конференции Использование проектов на уроках и во внеурочной деятельности....
«Использование ИКТ во внеурочной деятельности»
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Развитие учебного и воспитательного процесса в школ...
Использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе
В данной статье описан опыт работы по использованию ИКТ в начальной школе. Статья напечатана в журнале "Образование Кировской области" №1 2012 год....
Использование стихотворений во внеурочной деятельности
Как можно заучивать стихи? На кружке "Театральная деятельность" можно "поиграть" в стихи....
Использование Learningapps во внеурочной деятельности
Использование Learningapps во внеурочной деятельности...
Возможности использования КВЕСТОВ во внеурочной деятельности
орроржлоролр...