Сценарий урока "Ударные и безударные гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Разработка урока открытия нового знания. Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Учебник: Русский язык, 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России.)

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель: создать условия для формирования умения проверки безударного гласного звука с помощью его перевода в ударную позицию при изменении слова.

Задачи:

-формировать умения находить в слове безударный гласный звук;

-развивать навык проверки безударного гласного звука;  мышление, речь;

-воспитывать внимательность, аккуратность, умение делать выводы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем открывать тайны русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку?

 

 Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Давайте проведём минутку чистописания. О, а, е, и, я.

Запишите   буквы     соединения     по  образцу, обведите в кружок букву, которая вам нравится больше всех.

Работа со скороговоркой, записанной на доске.

На дворе трава,

На траве дрова.

 Давайте выделим ударение в двусложных словах. Вспомним, как определить в слове ударный звук.

Совпадает ли произношение слов с их написанием?

Учащиеся прописывают буквы. Обводят букву.

Читают скороговорку.

Произнести слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

В ударном слоге выделяем гласный звук. Это и есть ударный гласный.

 Читают слова, определяют ударные и безударные звуки в словах.

Ученики высказывают своё мнение.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии умение делать выводы, умение ориентироваться в системе знаний. 

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свою мысль.

Познавательные: смысловое чтение, обобщение, сравнение, осознанное построение речевого высказывания.

Постановка учебной задачи.

Знаете ли вы, как определить какую букву надо писать?

Какова же цель нашего урока?

Дети предлагают свои варианты ответа.

Научится проверять безударный звук.

Регулятивные: целепологание, прогнозирование.  

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Что нужно сделать, чтобы преодолеть возникшее затруднение?

Отгадайте загадку.

Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голову,

Ты её узнаешь сразу, Коль заухает….

 Запишем это слово в тетрадь. Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

К ней прилетела ещё  одна сова (иллюстрация двух сов), измените слово, чтобы оно обозначало нескольких птиц. Запишите слово, подчеркните букву, обозначающую ударный гласный звук.

Учитель обращает внимание, что при изменении слова ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой.

Какое же слово может быть проверочным для слова сова?

Что же нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный звук?

Проверим свои предположения, прочитав правило на странице 65.
Учитель организует работу с учебником: с. 65 упр.5.

Составим алгоритм проверки безударного гласного звука.

Необходимо создать алгоритм проверки безударного гласного звука.

Отгадывают загадку.

Сова.

Записывают слово, подчёркивают букву, обозначающую безударный гласный звук.

Совы.

Записывают слово, подчеркивают букву, обозначающую ударный гласный звук.

Дети отвечают.

Дети выдвигают свои предположения.

Учащиеся читают правило.

Находят слова, которые являются проверочными.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Подбери проверочное слово.
  4. Вставь букву.
  5. Обозначь орфограмму.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение, построение логической цепи рассуждения.

 Коммуникативные: учёт разных мнений, аргументация своего выбора, постановка вопросов.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, установление причинно-следственных связей, выдвижение своих гипотез и их докозательство.

Первичное закрепление во внешней речи.

Работаем со словами: г_ра, шк_фы, св_ча, ч_сло .

Эталон на доске для самопроверки.

Учащиеся проговаривают весь алгоритм.

Регулятивные: оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей, коррекция, контроль.

 Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свою мысль.

Познавательные: умение находить проверочные слова, работать по алгоритму, построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Самостоятельно выполните упражнение 9 на странице 67 в учебнике.

Эталон для самопроверки на доске. (Плиты-плита, письма-письмо, шар-шары, реки-река, игры-игра, пятна-пятно, море-моря.)

- У кого все получилось?

-Какие слова вызвали затруднения? Почему?

-Какими правилами пользовались?

- У кого есть ошибки?

Самостоятельное выполнение работы.

Самопроверка, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

Ребята фиксируют место ошибки и причину.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, а что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, обобщение, анализ, обобщение.

Коммуникативные: умение вырабатывать критерии для оценки своей работы, работать в парах.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний.

Работа в тетради на печатной основе.

С. 33 упр. 8,

С.34 упр. 11.

Игра «Помоги Буратино»

Поможем сказочному герою записать слова парами.

(слова из упражнения 9 с.34 записаны на листочках, прикреплены на доске.)

Выполняют упражнение 8, наблюдают за обозначением гласных в безударной и ударной позиции.

 Упражнение 11 выполняется со взаимопроверкой тетрадей.

Находят пары слов, выставляют на доске, записывают в тетрадь.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение использовать свои знания, умение вырабатывать критерии для оценки своей работы, работать в парах.

Рефлексия

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Посмотрите, некоторые слова из правила пропали. Восстановите его, вставив подходяще слова.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Учащиеся коллективно восстанавливают правило.

Дети закрашивают подходящий смайлик.

Познавательные: контроль и оценка процесса  результатов деятельности.

Регулятивные: осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Использованная литература:

  1. Русский язык: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, -М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык, 1 класс: рабочая тетрадь/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., -М.: Просвещение, 2013.
  3. Русский язык, 1 класс: система уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого/ Черноиванова Н.Н., Морозова Л.А, - Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...