Урок в 1 классе по русскому языку по теме: «Части речи. Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

Конспект урока по русскому языку 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dambieva_ats_urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок в 1 классе по русскому языку

по теме: «Части речи. Имя существительное»

Подготовила: Дамбиева Аюна Цыденовна – учитель начальных классов

                                                      2011 год

ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: уточнить представление о словах, обозначающих предметы; познакомить учащихся с частью речи – именем существительным; сформировать умение ставить вопросы к словам.

Планируемые результаты:

предметные:

формирование умения ставить вопросы к словам, знакомство с частью речи – именем существительным

личностные:

  • проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (в паре, в группе)

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • группировать слова по заданному грамматическому значению
  • делать самооценку деятельности на уроке с помощью «Волшебных линеечек»

познавательные

  • выполнять классификацию слов по вопросу, определять признаки слов, находить лишние
  • уметь работать с таблицей, читать ее

коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в паре и в группе.

Работа в парах (игра «Собираем яблоки»), использование элементов формирующего оценивания

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргэтап

- К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Учащиеся поздоровались с гостями и приветствуют друг друга.

-  Здравствуй,  друг!  (пожимают руку)
- Как ты тут?  (хлопают по плечу)
- Где ты был? (дёргают за уши)
- Я скучал!? (показывают сердце)
- Ты пришёл? (руки разводят)
- Хорошо! (обнимаются)

Минутка чистописания

- На столах у вас загадки, прочитайте и отгадайте их.

       

Записываю слова-отгадки на доске:

Волк, воробей, ворона.

– Кто догадался, какие буквы мы будем писать сегодня на уроке?

Вво       Ввоо       Ввооо…

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца

- Оцените свое письмо по аккуратности на волшебных линеечках.

Отгадывают загадки:

  1. Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет.

2)Чик-чирик!

   К зёрнышкам прыг!

   Клюй, не робей!

   Кто это? ...

3)Окраской – сероватая,

   Повадкой – вороватая,

   Крикунья хрипловатая –

   Известная персона.

   Кто она? …

- Мы будем писать букву в (все слова начинаются с этой буквы) и букву о, она встречается во всех словах.

- Прописная и строчная буква в соединяются в цепочке с буквой о. Количество букв о в каждой следующей цепочке увеличивается на одну.

Дети ставит крестики на линеечках

Работа над новым материалом.

Слова на яблоках: окно, береза, мама, красный, врач рыба, ночь, Полина, Москва, мяч, играет.

  1. Закрепление изученного.

- Прочитайте еще раз слова-отгадки, поставьте к ним вопросы.

- К какой части речи они относятся?

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Каких еще птиц вы знаете? Назовите их, поставьте вопросы.

     2.   Работа с темой урока

-   С чем мы будем с вами работать?

- Расскажите, что вы о них знаете?

- Какое умение вам нужно, чтобы отличать имена существительные от других частей речи.

3. Чтение сведений о языке, с. 84.

ФИЗМИНУТКА

– Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову имя существительное, вы хлопаете в ладошки. Если слово, которое я назову, не отвечает на вопрос кто? или что?, вы высоко подпрыгиваете на двух ногах.

Кузнечик, самолет, плывет, веселый, пальцы, кукла, окно, бежал, летел, доброта, молния, серебристый, дождь, терпение, рисовать.

4. Работа в парах.  Игра «Собираем яблоки». Читаю сама.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие дети.

- Что это?

- Кто знает, как правильно пишется это слово?

- Поставьте вопрос к слову.

- Что оно называет?

- Поиграем в игру «Собираем яблоки». Чтобы быстро собрать яблоки, вы должны работать в паре, договоритесь, как вы будете собирать. Записываете слова в тетради.

- Проверяем друг друга.

- Какие существительные в первой корзине, а во второй?

Одушевленные и неодушевленные

- Какое яблоко не попало в корзину, почему?

- Объясните почему?

- У вас осталось еще одно яблоко, почему?

- Какое умение вам понадобилось для выполнения этого задания?

- На линеечках оцените свою работу: правильность, аккуратность.

5. Работа с таблицей

Рассмотрите внимательно таблицу.

На доске представлена запись:

Дед, играет, к, окно, холодная, скромность, игрушки, Полина.

– Выпишите слова, отвечающие на вопросы кто?,что?в графу слово, читаете следующую графу, определяете есть ли такой грамматический признак , то ставите +. Если нет, то не ставите. Так и дальше.

- Почему у вас возникли трудности с заполнением таблицы? (Коллизия)

- Это существительное, оно характеризует качество человека. Назовите еще существительные, которые называют качество человека.

- Как вы справились с этим заданием? Кому было трудно?

- Подумайте дома, как же можно определить род у существительных.

- Как вы определяли число существительного?

- Оцените свою работу. Оцените свою работу в паре: нравится работать в паре, не нравится работать в паре, затрудняюсь ответить.

- Отвечают на вопросы кто?

- Это слова – предметы.

- Имена существительные

- Лишнее слово – волк. Волк – это зверь, а ворона и воробей, – птицы. Слово волк – односложное, остальные слова – трехсложные.

- Кто? – сорока, кто? – галка, кто? – грач, кто? – снегирь, … .)

- С именами существительными

- Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? одушевленные, неодушевленные

- Умение задавать вопросы, определять слово-предмет.

Дети выполняют прыжки и хлопки.

- Яблоко.

- что? Яблоко

- предмет

Каждая пара договаривается и записывает слова в два столбика. Проверяют друг друга.

Кто?                            Что?

мама                             береза

врач                              ночь

Полина                          Москва

                                       Мяч

Дети называют слова.

На доске осталось два яблока. Даша выбежала к доске и быстренько положила  в корзину яблоко со словом «красный» к неодушевленными существительными.

Дети задумались, почти все пары правильно до этого распределили слова.

- Даша неверно положила яблоко в корзину.

- Потому что оно отвечает на вопрос какой? - Это не предмет. - Это цвет предмета.

- Отвечает на вопрос «что делает», а это не вопрос существительного.

- Что означает это слово.

- Умение задавать вопросы: Кто? Что?

Дети сначала отмечают на одной линеечке с буквой П, потом на другой с буквой А.

Учащиеся работая по таблице, стали задавать вопросы:

- Как определить род у существительного?

- А я догадалась, что дед мужского рода. Потому что он мужчина.

- Полина женского рода.

- Я не могу определить род у существительных окно, игрушки.

- Слово скромность вызвало у меня затруднение.

- Смелость, храбрость, трусость и т.д.

Дети определили, что еще недостаточно знаний о существительном, как определить род у существительного.

- Один предмет называет, значит ед. число и много, то множественное число.

Светофоры.

Итог урока

- Над какой темой мы с вами работали?

- Что у существительного можно определить?

- Что для вас осталось невыясненным?

- Возьмите лепесточек того цвета, который выражает ваше настроение.

- А теперь сообща каждая группа выложите из них цветок.

- Имена существительные.

- Одушевленный и неодушевленный, число и еще род.

- Не знаем как определить род, но у некоторых существительных мы смогли определить род.

Дети выбирают лепесточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация по русскому языку по теме "Часть речи - имя существительное."

Наглядное пособие для ознакомления с именами существительными....

конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных

конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...