Разработка урока по русскому языку по теме: "Синонимы. Антонимы. Омонимы."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять из текста синонимы, антонимы, омонимы, определять лексическое значение слов. Развивать умение находить антонимы, синонимы, омонимы. Понимать лексическое значение антонимов, синонимов, омонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmedova_a.t_plan_uroka.docx | 564.95 КБ |
ahmedova_tseli_uroka.docx | 14.31 КБ |
ahmedova_a.t_informatsionnaya_karta.docx | 18.33 КБ |
ahmedova_refleksivnyy_otchet.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Урок №___
Тема урока | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | |
Цель урока | Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять из текста синонимы, антонимы, омонимы, определять лексическое значение слов. Развивать умение находить антонимы, синонимы, омонимы. Понимать лексическое значение антонимов, синонимов, омонимов. | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:
| |
Метапредметные:
| ||
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. | |
Трудовые действия учителя | 1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4. Включение в систему знаний и повторение. 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя
| Для обучающихся
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. | Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку, побуждает к высказыванию собственного мнения. | Приветствие учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. - Начинается урок! |
2.Актуализация знаний. | Активизирует ранее изученные лексические единицы по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». Контролирует правильность произношения(слайд 2) | - выполняют задания (объясняют); - используют имеющиеся знания для решения учебных задач; - строят высказывания на заданную тему; - учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству; - формулируют свое мнение и позицию; - самостоятельно осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; - исправляют возможные ошибки; - осуществляют навыки самоконтроля и самокоррекции; |
3.Формирование проблемы, планирование деятельности. Изучение новой темы. | -Чтобы сформулировать тему урока необходимо правильно ответить на вопросы. Учитель читает: а) стих-ие Б.Бобылёвой б) загадка Н.Найдёновой в) загадка (слайд 3) | Обучающиеся отвечают: а) гиппопотам-бегемот (синонимы). б) холод-зной, добро-зло (антонимы) в) ключ (омонимы). - самостоятельно выделяют и формулируют тему урока; - уважительно относятся к мнению других учеников; - оценивают свои знания и умения по теме урока; - выделяют то, что уже усвоено и то, что еще предстоит изучить. |
Работа в группах. -организует работу в группе. -контролирует работу в группах (слайд 4).
| - отвечают на вопросы учителя; - составляют план ответа; - представляют результаты своей работы; - отбирают речевой материала в соответствии с учебной ситуацией; - выбирают наиболее эффективный способ решения учебной задачи; - составляют устное и письменное высказывание по теме; - в группе обсуждают задание; - соблюдают правила общения и работы в группе; - допускают возможность существования разных точек зрения; - учитывают позицию партнера при работе в группе; - озвучивают правила; -вспоминают, что на эту тему говорили в третьем классе. 1 группа -собирает и читает правила про антонимы . 2 группа- собирает и читает правила про синонимы. 3 группа – собирает и читает правила про омонимы. - голосуют за правильность ответов. | |
4.Развитие умений-применений знаний. | Работа по учебнику, устно, разобрать упражнение № 69 стр.47. Найдите по рисункам слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы и составьте предложение по любому рисунку(слайд 23) - раздает карточки с этими словами, тем ученикам, которые привели эти и другие примеры. | - тактично высказывают свое мнение. -выслушивают мнение других и анализируют ответы. -выделяют группы слов: Слова антонимы: высокий- низкий, злой-добрый, день-ночь. Синонимы: кружится, вертится; Родина, Отечество; ходит, бродит; врач, доктор. Омонимы: коса, ручка, ножка. |
5.Физминутка(гимнастика для глаз). | ||
Письменная работа в тетради стр.48 упр.72 - вызывает к доске некоторых учеников; - контролирует работу учеников у доски (слайд 25 ) . | -объясняют свой выбор, опираясь на ту информацию, которая предложена в упражнении; - проводят самоанализ; -выслушивают иное мнение; -делают общий вывод; | |
6.Итоги урока. Рефлексия деятельности. | Рефлексия проводится в виде кластера на доске. -побуждает к умозаключениям по теме урока (слайд 26) | -клеят листы с собранными правилами на доске, затем по группа примеры слов; -высказывают собственное мнение; -проводят самоанализ собственной деятельности на уроке; |
7.Домашнее задание. | -организует и контролирует запись д/з. стр.48 упр.72 выполнить до конца. | -самостоятельно записывают д/з в дневник. |
Комментарии:
Урок языка разработан мной в соответствии с ФГОС с использованием информационно-коммуникативных технологий. На уроке учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся системно - деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-познавательной деятельности.
На уроке были реализованы следующие принципы:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- принцип доступности обучения.
- принцип от простого к сложному.
Активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов. Руководство учебной деятельностью школьников осуществлялось по следующим схемам:
«Учитель – ученик; ученик – ученик».
Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие.
Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока - повторение ранее изученного материала по теме.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, разные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, ИКТ способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Урок вёлся в рамках здоровье сберегающих технологий: была создана ситуация психологического комфорта для детей, проведена физкультминутка.
Учащихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны, что дает возможность говорить о том, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Все этапы урока были пройдены. Каждая из целей урока была достигнута.
Предварительный просмотр:
Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС по теме
Задание | Ответ |
Область предметного знания | Русский язык 4 класс. |
Тема, по которой Вы будете проводить урок в классе. | «Синонимы. Антонимы. Омонимы» |
Сформулируйте цель урока в соответствии с ФГОС. | Актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов. |
Информация об образовательных результатах, которыми должны владеть обучающиеся для достижения поставленной выше цели. | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; работа в парах, подведение под понятия. |
Сформулируйте цель урока для обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями развития. | Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения русского языка в современной мире и потребности пользоваться им как средство общения познания, самореализации и социальной адаптации. |
Предварительный просмотр:
Информационная карта.
Задание | Ответ |
Общая характеристика образовательной организации | |
Тип образовательной организации (например, гимназия, лицей, общеобразовательная школа). Расположение образовательной организации, особенности района и социального окружения, которые, как Вы считаете, необходимо учитывать в педагогической деятельности. | Общеобразовательная школа №98 городского типа. |
Наполненность школы (количество обучающихся, учителей), описание контингента обучающихся, социальный состав. | 27 учащихся, татары 24, русские 3, 16 мальчика, 11 девочек |
Информация о реализуемой образовательной программе по выбранному Вами предмету, количеству часов в неделю, отводимых на предмет. Опишите используемый учебно-методический комплекс по предмету, по которому Вы проводите уроки. | Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Вахитовская СОШ № 98» города Казани Республики Татарстан, 5 раз в неделю; УМК по русскому языку В.П Канакина, В.Г Горецкий 4 класс |
Материально-техническое обеспечение, доступное для использования во время урока (проектор, интерактивная доска, компьютер и др.) | Проектор, ноутбук, колонки |
Описание педагогической ситуации в классе | |
Состав класса, успеваемость обучающихся по выбранному Вами предмету. | В 4-м классе 27 учеников, 11 девочек, 16 мальчиков. Успеваемость обучающихся по русскому языку составляет 100%. |
Предварительный просмотр:
Рефлексивный отчёт
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Насколько эффективной оказалась Ваша деятельность на основе анализа результатов и /или контрольной работы класса в целом? | Организация урока оказалась эффективной, мы с детьми добились поставленной цели. Подводя итоги учебной деятельности на уроке, дети правильно отвечали на вопросы, что позволяет убедиться в качестве полученных знаний. |
2 | Опишите, каким образом Вы использовали информацию об особенностях школы, класса, социального окружения при планировании и проведении урока. | Дети живут в семьях среднего социального благополучия. Это необходимо учитывать для социального опыта, а также для акцентирования воспитательной деятельности на коммуникативных и личностных умениях. |
3 | Опишите, каким образом Вы использовали информацию об особенностях и потребностях обучающихся при планировании урока. | Планируя общую задачу для всех учащихся, в структуре урока были намечены пути реализации и пути решения поставленной задачи для разных учащихся разными способами в зависимости от индивидуальных способностей и физического развития учащихся |
4 | Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при проведении урока, насколько эффективной оказалась Ваша деятельность в связи с полученными результатами обучающихся на материале контрольной работы. | Задания были разноуровневые. Отбор форм организованной учебной деятельности был проведён с учётом принципа психологического и физического комфорта. Групповая и индивидуальная работа позволили учащимся с низкими и средними физическими способностями стать успешными на уроке. |
5 | Проведите анализ корректности постановки целей урока на основе полученных результатов обучающихся и/или на материале контрольной работы | Цель была поставлена корректно, мы с детьми её достигли. |
6 | Проанализируйте реализацию запланированных трудовых действий на уроке. Проанализируйте причины неуспешности, по которым не удалось продемонстрировать владения определёнными трудовыми действиями | Запланированные трудовые действия на уроке были выполнены. |
7 | Предложите вариант перестройки хода урока, который позволит Вам реализовать запланированное трудовое действие, отмеченное в пункте выше. | Учебный процесс тем активнее, тем меньше на уроке говорит и делает сам учитель, чем больше дает сказать и сделать своим ученикам, которые должны поверить в себя, в свои силы и знания. |
8 | Какие результаты самооценки освоения Вами профессиональных компетенций Вы могли бы использовать при планировании следующих уроков? | 1.Умение формировать и развивать универсальные учебные действия 2.Владение новыми формами и методами обучения |
9 | Проанализируйте, что в Вашей деятельности повлияло на освоение запланированных образовательных результатов обучающимися (предметных и метапредметных). | Побуждение обучающихся высказывать свое мнение и организация обсуждения в конце урока повлияли на освоение запланированных метапредметных результатов; определять и формулировать тему урока с помощью учителя, научиться планировать и осуществлять работу в группе и индивидуально; была мотивация для активной работы и возможность осуществить предметные результаты |
10 | Как Вы считаете, уровень владения какими конкретными профессиональными компетенциями (трудовыми действиями) и в каком объёме Вам необходимо повысить? Опишите Вашу профессиональную зону ближайшего развития. | Учителю необходимо учиться всю жизнь. Постоянно работать над собой, самосовершенствоваться. Необходимо повысить уровень владения таким трудовым действием, как «Формирование универсальных учебных действий» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.
Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....
урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"
открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре городского МО учителей и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...
Конспкт урока по русскому языку на тему "Синонимы и антонимы"
Конспект урока по русскому языку Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: «Синонимы и антонимы»УМК: «Школа России»Класс: 3 классЦель: Создать условия для з...
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы".
В данном конспекте дан подробный ход урока к теме "Синонимы и антонимы"....
Рабочий лист урока по русскому языку на тему "Синонимы. Антонимы. Омонимы."
Рабочий лист урока по русскому языку на тему "Синонимы. Антонимы. Омонимы."...