Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" (9 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Епифанова Татьяна Анатольевна

 Этот урок был проведён с обучающимся на надомном  обучении (по программе В.В.Воронковой). Это первый урок в системе уроков по теме "Спряжение глаголов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Спряжение глагола»

Цель: систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».

Задачи:

  • Познавательные:

- систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;

- напомнить правописание окончаний глаголов I и II спряжения;

- сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

- формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

- развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

  • Развивающие:

- развивать связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложением и словосочетанием, развивать логическое мышление, память;

  • Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, эмоциональную и эстетическую культуру учащегося.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она -

Спряжение глагола.

2.Словарная работа.

- Записываем сегодняшнее число, слова «Классная работа». Смотрим, как лежит тетрадь, как держим ручку. Вспоминаем, как пишется слово «классная», почему?

- Наш урок начнём со словарной работы.

Давай вспомним правописание –ТСЯ,- ТЬСЯ в глаголах. Сформулируй это правило. Назови, в каких формах стоят глаголы.

Запись слов: решил купаться, он учится, надо измениться, она занимается, мальчик радуется, хочу кататься, девочка старается, буду радоваться.

Объясни правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в этих словосочетаниях. Найди глаголы неопределённой формы. Как это определить? Нам сегодня понадобиться умения находить неопределённую форму глагола.

3. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы вспомним, на какие  группы можно разделить  глаголы, как правильно написать окончание глагола, от чего зависит гласная в окончании глагола.

4. Введение в тему урока

- Давай я тебе расскажу сказку. Она про глагол. Наверное, есть такая страна, где живут глаголы.

Давным-давно в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

- Как ты думаешь, о чём мы будем говорить на уроке? Как ты сформулируешь тему нашего урока? А цели?

5. Изучение нового материала

- Итак, существуют глаголы I и II спряжения. Давай вспомним, какая гласная пишется в окончаниях глаголов II спряжения. Для этого проспрягаем глагол лежать

Единственное число

1 лицо – я лежу

2 лицо – ты лежИШЬ

3 лицо – он лежИТ

Множественное число

1 лицо – мы лежИМ

2 лицо – вы лежИТЕ

3 лицо – они лежАТ

- Почему мы не думали, какую гласную писать в окончании? Правильно, потому что окончание ударное. Давай проспрягаем глагол идти.

Единственное число

1 лицо – я иду

2 лицо – ты идЁШЬ

3 лицо – он идЁТ

Множественное число

1 лицо – мы идЁМ

2 лицо – вы идЁТЕ

3 лицо – они идУТ

- И мы снова не ошиблись в правописании гласной в окончании глагола. Почему? И ещё один вопрос: почему в этих глаголах в окончаниях пишутся разные гласные? От чего это зависит? Правильно, от спряжения глаголов.

- Давай запишем в тетради, чтобы не забыть.

Глагол I спр. – окончания -ешь,- ет,- ем, -ете, -ут, -ют

Глагол II спр. – окончания -ишь,- ит,- им, -ите, -ат, -ят

- Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопай в ладоши. Если произнесу глагол II спряжения, топни ногой. При определении спряжения глаголов пользуйся составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

- Молодец! Давай отдохнём!

ФИЗМИНУТКА

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- Прекрасно! Ты обратил внимание, что в физкультминутке мы употребляли глаголы? И, кстати, это были глаголы разных спряжений.

- Давай проспрягаем глаголы «плыть» и «сидеть».

6. Закрепление изученного

- Давай откроем учебник русского языка и выполним упражнение №144. Прочитай задание. Что нужно сделать? Нужно глаголы I спряжения записать в 1 столбик, а глаголы II спряжения – во 2 столбик. Посмотри ещё раз внимательно на нашу схему, чтобы не забыть, как определить спряжение по ударному окончанию глагола.

- Ты всё правильно выполнил. Давай ещё раз сопоставим глаголы и нашу схему и убедимся, что ошибок нет. С двумя глаголами составим словосочетания, с другими двумя – предложения.

- Умница! Хорошо. Но в написании гласной в окончаниях данных глаголов мы никогда не сделаем ошибки. А что нам делать с гласными в окончаниях других глаголов?

- Посмотри: он кол…т, мы стро…м, врач леч…т, она рису…т. Какую гласную нужно вставить в этих словах? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

7. Итог урока.

- Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?

– Каковы характерные признаки спряжений?

– Как определить спряжение глагола?

– Интересно было на уроке?

-Простым карандашом на полях нарисуй смайлик, который бы отобразил настроение от урока.

– Какое задание вызвало затруднение?

- Итак, как узнать спряжение глагола?

- Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн.ч. -ут (-ют) - I спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн.ч. –ат (ят) - II спряжение.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

- А теперь закончим урок маленьким тестом:

1. Сколько спряжений у глагола?

          А) два       б) три      в) четыре

2. Бывает ли окончание глагола ударным?

          А) да          б) нет       в) оно постоянно меняется

3. В глаголах I спряжения в окончаниях пишется

           А) и            б) е           в) о

4.  В глаголах II спряжения в окончаниях пишется

           А) и            б) е           в) о

  • Молодец! Ты справился!

Самоанализ урока

Тема урока: " Спряжение глагола ". Урок был проведен в 9 классе с учеником, занимающимся дома по программе В.В Воронковой. Тип занятия: урок ввода новых знаний. Это первый урок в системе уроков по спряжению глаголов. В качестве цели были определены систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».  В ходе урока она была достигнута в полном объеме. Удалось сформировать умения находить по ударному  личному окончанию глаголы разных спряжений. Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы задачи: познавательные (было получено  представление о I и II спряжении глаголов; в виде схемы были напомнены окончания глаголов I и II спряжения; началось формирование  умения различать окончания глаголов I и II спряжения; шла работа по развитию  умения спрягать глаголы с ударными окончаниями); развивающие  ( в течение всего урока шла работа по развитию  связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложениями  и словосочетаниями, по развитию  логического мышления и  памяти); воспитательные (продолжалась регулярная работа по воспитанию  аккуратности, гигиенических правил письма, эмоциональной и эстетической культуры учащегося).

Продолжительность каждого этапа урока: словарная работа, введение в тему, определение темы и целей урока, ввод новых знаний, закрепление полученной информации - полностью соответствовала временным рамкам.

Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для самооценки ученику предлагались разнообразные  упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к ребенку. Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Все задачи и цели достигнуты в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка в 4 классе "Распознавание лица и числа глаголов. 2- лицо глагола".

Формировать умение спрягать глаголы, определять их лицо по местоимению....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....