Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" (9 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Этот урок был проведён с обучающимся на надомном обучении (по программе В.В.Воронковой). Это первый урок в системе уроков по теме "Спряжение глаголов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Спряжение глагола»
Цель: систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».
Задачи:
- Познавательные:
- систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;
- напомнить правописание окончаний глаголов I и II спряжения;
- сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
- формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
- развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
- Развивающие:
- развивать связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложением и словосочетанием, развивать логическое мышление, память;
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, эмоциональную и эстетическую культуру учащегося.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она -
Спряжение глагола.
2.Словарная работа.
- Записываем сегодняшнее число, слова «Классная работа». Смотрим, как лежит тетрадь, как держим ручку. Вспоминаем, как пишется слово «классная», почему?
- Наш урок начнём со словарной работы.
Давай вспомним правописание –ТСЯ,- ТЬСЯ в глаголах. Сформулируй это правило. Назови, в каких формах стоят глаголы.
Запись слов: решил купаться, он учится, надо измениться, она занимается, мальчик радуется, хочу кататься, девочка старается, буду радоваться.
Объясни правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в этих словосочетаниях. Найди глаголы неопределённой формы. Как это определить? Нам сегодня понадобиться умения находить неопределённую форму глагола.
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы вспомним, на какие группы можно разделить глаголы, как правильно написать окончание глагола, от чего зависит гласная в окончании глагола.
4. Введение в тему урока
- Давай я тебе расскажу сказку. Она про глагол. Наверное, есть такая страна, где живут глаголы.
Давным-давно в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!
Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
- Как ты думаешь, о чём мы будем говорить на уроке? Как ты сформулируешь тему нашего урока? А цели?
5. Изучение нового материала
- Итак, существуют глаголы I и II спряжения. Давай вспомним, какая гласная пишется в окончаниях глаголов II спряжения. Для этого проспрягаем глагол лежать
Единственное число
1 лицо – я лежу
2 лицо – ты лежИШЬ
3 лицо – он лежИТ
Множественное число
1 лицо – мы лежИМ
2 лицо – вы лежИТЕ
3 лицо – они лежАТ
- Почему мы не думали, какую гласную писать в окончании? Правильно, потому что окончание ударное. Давай проспрягаем глагол идти.
Единственное число
1 лицо – я иду
2 лицо – ты идЁШЬ
3 лицо – он идЁТ
Множественное число
1 лицо – мы идЁМ
2 лицо – вы идЁТЕ
3 лицо – они идУТ
- И мы снова не ошиблись в правописании гласной в окончании глагола. Почему? И ещё один вопрос: почему в этих глаголах в окончаниях пишутся разные гласные? От чего это зависит? Правильно, от спряжения глаголов.
- Давай запишем в тетради, чтобы не забыть.
Глагол I спр. – окончания -ешь,- ет,- ем, -ете, -ут, -ют
Глагол II спр. – окончания -ишь,- ит,- им, -ите, -ат, -ят
- Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопай в ладоши. Если произнесу глагол II спряжения, топни ногой. При определении спряжения глаголов пользуйся составленной нами схемой.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.
- Молодец! Давай отдохнём!
ФИЗМИНУТКА
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- Прекрасно! Ты обратил внимание, что в физкультминутке мы употребляли глаголы? И, кстати, это были глаголы разных спряжений.
- Давай проспрягаем глаголы «плыть» и «сидеть».
6. Закрепление изученного
- Давай откроем учебник русского языка и выполним упражнение №144. Прочитай задание. Что нужно сделать? Нужно глаголы I спряжения записать в 1 столбик, а глаголы II спряжения – во 2 столбик. Посмотри ещё раз внимательно на нашу схему, чтобы не забыть, как определить спряжение по ударному окончанию глагола.
- Ты всё правильно выполнил. Давай ещё раз сопоставим глаголы и нашу схему и убедимся, что ошибок нет. С двумя глаголами составим словосочетания, с другими двумя – предложения.
- Умница! Хорошо. Но в написании гласной в окончаниях данных глаголов мы никогда не сделаем ошибки. А что нам делать с гласными в окончаниях других глаголов?
- Посмотри: он кол…т, мы стро…м, врач леч…т, она рису…т. Какую гласную нужно вставить в этих словах? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
7. Итог урока.
- Давайте подведем итоги нашего урока.
– Над какой темой работали?
– Каковы характерные признаки спряжений?
– Как определить спряжение глагола?
– Интересно было на уроке?
-Простым карандашом на полях нарисуй смайлик, который бы отобразил настроение от урока.
– Какое задание вызвало затруднение?
- Итак, как узнать спряжение глагола?
- Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн.ч. -ут (-ют) - I спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн.ч. –ат (ят) - II спряжение.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
- А теперь закончим урок маленьким тестом:
1. Сколько спряжений у глагола?
А) два б) три в) четыре
2. Бывает ли окончание глагола ударным?
А) да б) нет в) оно постоянно меняется
3. В глаголах I спряжения в окончаниях пишется
А) и б) е в) о
4. В глаголах II спряжения в окончаниях пишется
А) и б) е в) о
- Молодец! Ты справился!
Самоанализ урока
Тема урока: " Спряжение глагола ". Урок был проведен в 9 классе с учеником, занимающимся дома по программе В.В Воронковой. Тип занятия: урок ввода новых знаний. Это первый урок в системе уроков по спряжению глаголов. В качестве цели были определены систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени». В ходе урока она была достигнута в полном объеме. Удалось сформировать умения находить по ударному личному окончанию глаголы разных спряжений. Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы задачи: познавательные (было получено представление о I и II спряжении глаголов; в виде схемы были напомнены окончания глаголов I и II спряжения; началось формирование умения различать окончания глаголов I и II спряжения; шла работа по развитию умения спрягать глаголы с ударными окончаниями); развивающие ( в течение всего урока шла работа по развитию связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложениями и словосочетаниями, по развитию логического мышления и памяти); воспитательные (продолжалась регулярная работа по воспитанию аккуратности, гигиенических правил письма, эмоциональной и эстетической культуры учащегося).
Продолжительность каждого этапа урока: словарная работа, введение в тему, определение темы и целей урока, ввод новых знаний, закрепление полученной информации - полностью соответствовала временным рамкам.
Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для самооценки ученику предлагались разнообразные упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к ребенку. Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Все задачи и цели достигнуты в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Урок русского языка в 4 классе "Распознавание лица и числа глаголов. 2- лицо глагола".
Формировать умение спрягать глаголы, определять их лицо по местоимению....
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....