" Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
формирование понятия «антонимы»
Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_konanovoy.docx | 62.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ | МБОУ С №2 |
Учитель | Конанова Т. А |
УМК | ПНШ |
Класс | 3 «В» |
Урок | Русский язык |
Тема | " Антонимы" |
Цель Задачи УУД | формирование понятия «антонимы»
Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им |
Планируемый результат | Знать: - названия слов с противоположным значением - антонимов; научиться распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - формулировать результат опыта; - устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока. |
Основные понятия | Антонимы |
Метапредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Учебник Русский язык часть 1 карточки-помощницы, листок самооценки. |
Формы работы | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организационный момент (1мин.) II. Актуализация знаний (1мин) 1.Орфографическая работа (2мин) | Стих. - Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их, пожалуйста. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. -У каждого из вас есть лист самооценки, куда вы будете себе ставить оценку за каждое выполненное задание. В конце поставите себе оценку за урок. -Еще перед вами лежат маленькие белые конвертики, в которых есть сигналы трех цветов. Вы также мне в конце урока покажите один из сигналов определенного цвета. К нам на урок пришли , как и всегда Миша и Маша. Маша сказала: « Что в русском языке есть такая группа слов, которая называется- синонимы. «А что это за слова? Напомни мне, Маша» - сказал Миша. Ребята, давайте напомним Маше и Мише, какие слова мы называем синонимами …..(опрос). Верно. Ребята, давайте обратимся к обратному словарю на « жка» На доске вы видите слова: Шапка, учебник, тропа. Подберите из словаря подходящие к ним синонимы. (по одному выходят к доске и записывают). Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. -Откройте тетради. Запись числа, классной работы. Слайд 2 Минутка чистописания: Слайд 3 | Друг другу улыбаются. ЗНАЮ. Что такое синонимы! , Синонимы - это слова, одной части речи, с одинаковым или близким значением. Шапка-фуражка, Учебник – книжка, Тропа- дорожка. А а Самопроверка и самооценка(1мин.) |
2.Cамоопределение к деятельности (1 мин) | -На доске вы видите ряд предметных картинок. У вас на партах находятся парные предметные картинки, которые надо подобрать по смыслу к своей паре. Юбка черная белая, дом высокий низкий, дети спускаются по лестнице, поднимаются, молодой пожилой, морозная зима жаркое лето, пустая корзина полная, широкая дорога узкая, мяч большой маленький, чай горячий холодный. -По какому принципу были составлены пары? | Работа в группах. Поиск, нахождение парных предметных картинок. Установление пары картинок на доске. Слова с противоположным значением. Формулировка Темы |
3.Постановка темы и целей урока (1 мин) | Слайд 4 Какова же тема нашего урока? ( Противоположны) Слайд 5,6 Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? | Слова с противоположным значением.(Антонимы) Узнавать, как называются эти слова. Где встречаются слова? Зачем они нужны? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются? |
III. Открытие детьми нового знания (1 мин) | 1.Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет. ПАРУС 2.Он морской, но добрый волк, В синем море знает толк. Приводил во много стран Свой корабль ... КАПИТАН 3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре, Если так бушует море! Волны самых разных форм… Что же с морем? В море … ШТОРМ 4.Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, судно в море сторожу, Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал. ЯКОРЬ 5.Это судно у причала В трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовётся судно … ТАНКЕР. 6.Чтоб увидеть мне вдали, Как проплывают корабли, В него я быстро погляжу И всем ребятам расскажу(бинокль)
7. Шторм на море иль туман, Но где краешек земли Знает каждый капитан. Что горит для них вдали? МАЯК
8. В тихую погоду Нет нас нигде, Как ветер подует - Бежим по воде. (волны) | |
IV. Изучение нового материала (3 мин) Работа в парах. | Работа в парах. Работа в тетрадях. Определение слов-антонимов. Колдунья была… ЗЛАЯ, а Фея…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Фее справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки. КОЛДУНЬЯ (говорит учитель) ФЕЯ (говорят ученики) Я хочу, чтобы все дети были: Я хочу, чтобы все дети были: злыми добрыми больными здоровыми слабыми сильными грустными веселыми жадными щедрыми грязными чистыми глупыми умными трусливыми смелыми и т.д. Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать. |
Дети работают в парах, записывают слова парами Образец записи в тетрадях: Самопроверка и самооценка (1мин.) |
1.Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте. (5 мин) | 1.Исследование - На какой вопрос антонимы отвечают в паре? - Какой частью речи являются в паре? «Для чего в речи нужны антонимы?» Бывает он в холод, Бывает он в зной, бывает он добрый, Бывает он злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг прогудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять. (Ветер) «Для чего в речи нужны антонимы?» -На какой вопрос отвечают в паре? . - Оцените свою работу. | Дети читают текст Скудная, неинтересная. Они делают нашу речь богаче, красивее. ЗАПИСЬ: Холод- зной – сущ., добрый- злой-прил, прошепчет- прогудит-гл, умчится- примчится-гл.. Вывод: антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной Одной и той же любой) Самопроверка и самооценка (1мин.) |
Физминутка(1 мин) | ||
2. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы (6 мин) | 2. Исследование «Где встречаются антонимы?» Работа в группах Работа с пословицами - Продолжите пословицы. - Как ты понимаешь их смысл? - Запишите пары слова-антонимы. 1 группа 1-4 ПОСЛОВИЦЫ. 2 группа 5-8 пословицы. -Молодцы! Проверьте и оцените себя. Вывод: в литературном чтении. А еще где? | 1 группа Свет-тьма, больше-меньше, горек-сладок, умного-глупого. 2 группа Новый –старый, строит-разрушает, побеждает-погибает, начинает-кончает. Самопроверка и самооценка(1мин.) В математике: + и -, больше-меньше, умножить-разделить. В физкультуре: выше-ниже, сели-встали, влево-вправо, назад-вперед, быстро-медленно. В окружающем мире: день-ночь, холод-жара. |
Физкультминутка для глаз. (1 мин.) | Слайд 14 (Не перелистывать). | |
3. Самостоятельная работа ( 5 мин) | Карточки. | Самопроверка и самооценка(1мин.) |
V.Итог занятия. Рефлексия. ( 5 мин.) Выставление оценок | -Сейчас я проверю, чему вы научились. Подбор антонимов. Слайд 15 И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру « Наоборот». Скажу я слово высоко, -Оцените себя. — Вот мы и познакомились с новыми словами — антонимами. Что же это за слова? - Дайте определение антонимам. — Где мы с ними встречаемся? — Все ли основные части речи в русском языке имеют противоположное значение? -Скажите, для чего в речи нужны антонимы? слайд 17 - Поставьте себе оценку за урок. Слайд 18 -Покажи один из предложенных сигналов, который соответствует твоему настроению в конце урока. | Самопроверка и самооценка(1мин.) На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной. Чтобы наша речь была более яркой и выразительной. |
VI. Домашнее задание (1 мин) | Слайд 19 С.101 упр.90, правило. | |
Слайд 20 Спасибо за урок! | ||
VII. Пароль на выход. (1мин.) | – Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам! Попробуйте угадать, кто вы? (карточка) | 1.Широкий – 2.Твердый – 3.Старый – 4.Скучный – 5.Бесцветный– 6.Неряшливый – |
Листок самооценки ________________________________________________
Этап | Вид работы | Самооценка |
1 | Чистописание | |
2 | Загадки. Определение слов-антонимов. | |
3 | Загадка. Нахождение слов-антонимов. Определение частей речи у этих слов. | |
4 | Пословицы. | |
5 | Самостоятельная работа. Игра «Найди пару и соедини» | |
6 | Игра «Наоборот» | |
7 | Оценка |
Листок самооценки ________________________________________________
Этап | Вид работы | Самооценка |
1 | Чистописание | |
2 | Загадки. Определение слов-антонимов. | |
3 | Загадка. Нахождение слов-антонимов. Определение частей речи у этих слов. | |
4 | Пословицы. | |
5 | Самостоятельная работа. Игра «Найди пару и соедини» | |
6 | Игра «Наоборот» | |
7 | Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с антонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...