Разработка урока по теме Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Закреплять знания учащихся об имени существительном, употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiya_yazyk_imya_sushchestvitelnoe_2kl.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 г.Чадана
Учитель: Монгуш С.Э.
2015 -2016уч.г.
ТЕМА: Имя существительное.
ЦЕЛИ: закреплять знания учащихся об имени существительном, употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; использовать специальную терминологию при определении части речи.
Ход урока.
1.Психологический настрой. (СЛАЙД)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. (СЛАЙД)Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в своих знаниях.
2.Минутка чистописания.
- Сегодня , на этом уроке СЛАЙД
Мы много узнаем, поймём.
И в зимний лес непременно пойдём
Но так как это урок русского языка, мы с вами будем вести речь об имени существительном.
Но сначала давайте вспомним лесные правила.
- Итак, в путь.
СЛАЙД (Звучит музыка)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
СЛАЙД - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. В воздухе кружатся медленно пушистые снежинки.
= Снежинки нам принесли букву, которую мы будем писать на чистописание. А что вы знаете об этой букве? СЛАЙД
Сс
- Перед вами слова:
Снег, снегирь, Снегурочка, снежинки, снеговик
??? = Что вы можете сказать про эти слова? К какой части речи они относятся? Докажите что это имена существительные.
??? = Вспомним, почему у имени существительного два вопроса?
( На вопрос КТО? Отвечают одушевленные предметы, а на вопрос ЧТО? – неодушевленные)
??? = Кого можно отнести к группе одушевлённых предметов? (Людей, животных)
!!! = Выберите все слова, которые отвечают на вопрос КТО? (СНЕГИРЬ, СНЕГУРОЧКА, СНЕГОВИК)
??? = А кого можно отнести к группе неодушевлённых предметов?(Все остальные предметы, которые не относятся к группе людей или животных)
(СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК)
!!! = Придумайте мне предложение с одним из данных слов.
??? = Как вы думаете это однокоренные слова или нет? (СНЕГИРЬ – имеет другое лексическое значение)
??? = В каждом слове «спряталась» орфограмма , найдите её?
СНЕГ, СНЕГИРЬ, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК,
3. Работа над предложением. СЛАЙД
Подул в лесу ветерок и к нам прилетели волшебные снежинки. На каждой снежинке слово. Нам нужно из слов составить предложение и записать его.
В кружились, снежинки, воздухе, лёгкие.- Запишите это предложение, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.
СЛАЙД (Разбор предложения см! Проверьте с доской ????)
4. Работа по теме урока СЛАЙД
Двигаемся дальше по зимнему лесу. Ах, как красив зимний лес! СЛАЙД А чьи это следы на снегу? В народе идёт про неё молва, что очень хитра, а ещё народ называет её Патрикеевной.
- А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна? (Хорошо читающие дети:)
СЛАЙД Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как к. Вот и получилось – Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко?
Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.
??? – Как пишем собственные имена существительные?
ЗАДАНИЕ: «ДОПИШИ ИМЕНА»
Рыжая плутовка – ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
Медведь – МИХАЙЛО ПОТАПЫЧ
Жена медведя – АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
Медвежонок – УМКА, МИШУТКА.
= Мы с вами не зря заговорили про медведей. Зимой Медведя в лесу редко можно встретить. Спит Михайло Потапыч в своей берлоге и, наверное, видит сны. Хотите узнать, что видит во сне медведь, а заодно и отдохнуть? СЛАЙД
физминутка для глазок
СЛАЙД А вот почему народ в сказках называл его так величаво МИХАЛО ПОТАПЫЧ, давайте узнаем! Потому что медведя всегда принято было очеловечивать. Причин много: сходное строение туловища (лапа медведя без шкуры вообще очень похожа на человеческую), умение ходить на задних лапах, отсутствие хвоста. В старину люди считали, что медведь - это бывший человек, волшебством обращенный в зверя. Поэтому - человеческое имя. А так уважительно - тоже понятно, почему. Сильный ведь он, немало народу от него пострадало, вот и звали его МИХАЙЛО ПОТАПЫЧ.
Прежде чем выполнить задание от Михайло Потапыча, давайте вспомним, как изменяются имена существительные?
(по числам, по родам)
??? = Как определить число имени существительного?
ЗАДАНИЕ: Подбери к именам прилагательным имена существительные по смыслу. Используй слова для справок.
Медвежья …. (берлога) – ед.ч
Короткий …. (хвост) – ед.ч.
Маленькие …. (уши) – мн.ч.
Острые ….. (когти) – мн. Ч.
ФИЗМИНУТКА
Если услышите существительное стоящие в ед. ч, то поднимаете руки вверх, если имя существительное стоит во мн. Ч. , то садимся на корточки. Я для вас приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.
БАНКА, ДЕВОЧКИ, МОРОЗЫ, ЯГОДА, МАШИНА, ВОРОБЬИ, СНЕГ, ЛЕС, ХОЛОДНЫЙ, ЛИСЫ, ЛЕТИТ, БЕРЁЗЫ, ЁЛКА, РАСТЁТ.
СЛАЙД Идём дальше по зимнему лесу, Ой, а это чей рыжий хвостик мелькнул между ветвей? Догадались? Ну, конечно же, это белочка. А вы знаете, что на зиму белочка делает очень много запасов и прячет их в разных дуплах. Порой сама забывает, где спрятала… Давайте поможем нашей Белочки собрать жёлуди . А жёлуди не простые, их нужно разложить в разные туесочки.
В I-ый - им. сущ. – в ж. р.: во II-ой – им. сущ. – в м. р.; а в III –ий – ср. р.
- Как определить род имени существительного?
ШИШИКА, ЁЛКА, ОБЛАКО, ДЕРЕВО, СНЕЖОК, ВЕТЕРОК, БЕЛКА, СУГРОБ, КОРЗИНА.
СЛАЙД Белочка говорит нам СПАСИБО за помощь.
Красив зимний лес, но нам пора возвращаться домой. И в конце нашего урока я предлагаю вам поиграть в игру, которую нам приготовили лесные жители. Она называется «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»
Если вы со мной согласны
дружно зелёную карточку поднимайте,
ну а если я не права -
значит Красный цвет тогда!
* Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
* Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
- Слова, которые отвечают на вопрос КТО? Являются одушевлёнными существительными (Зелёный)
* Слова собственные пишутся с маленькой буквы, а нарицательные с большой? ( красный)
* В ед. ч. Существительные обозначают один предмет? (Зелёный)
* Существительное ДЕВОЧКА относится к ж. р. ? (Зелёный)
* А вот существительное солнышко всегда бывает м. р.? (красный)
ИТОГИ.
- О чём мы говорили сегодня на уроке русского языка?
- Что вам больше всего понравилось?
РЕФЛЕКСИЯ
-Мне было на уроке интересно , и я узнал много нового ….
- Мне на уроке многое было не понятно….
- Мне на уроке было не интересно….
Д/ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".
Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Разработка урока "Имя существительное. Изменение имен существительных"
Урок русского языкав 3 классе по теме:«Имя существительное.Изменение имён существительных». Тема: «Имя существительное. Изменение имён существительных».Тип урока: урок отработки умений и рефлекси...
Разработка урока. Склонение имён существительных
Разработка урока по русскому языку в 3 классе составлена в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века"...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...