Разработка урока по теме Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Монгуш Саида Эрес-ооловна

Закреплять  знания учащихся об  имени существительном, употреблении заглавной  буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiya_yazyk_imya_sushchestvitelnoe_2kl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ   СОШ №3 г.Чадана


Учитель: Монгуш С.Э.

2015 -2016уч.г.

ТЕМА: Имя существительное.
ЦЕЛИ:
  закреплять  знания учащихся об  имени существительном, употреблении заглавной  буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; использовать специальную терминологию при определении части речи.

Ход урока.

1.Психологический настрой. (СЛАЙД)

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.  (СЛАЙД)Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в  своих  знаниях.
2.Минутка чистописания.

- Сегодня , на этом уроке  СЛАЙД
Мы много узнаем, поймём.
И в зимний лес непременно пойдём  
Но так как это урок русского языка, мы с вами будем  вести речь об имени существительном.
Но сначала давайте вспомним лесные правила.

- Итак, в путь.

СЛАЙД  (Звучит музыка)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

СЛАЙД - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. В воздухе кружатся медленно  пушистые снежинки.
= Снежинки нам  принесли букву, которую мы будем писать на чистописание. А что вы знаете об этой букве? СЛАЙД
Сс

- Перед вами слова:

 Снег, снегирь, Снегурочка, снежинки, снеговик

??? = Что вы можете сказать про эти слова? К какой части речи они относятся? Докажите  
 что это имена существительные.  

??? = Вспомним, почему у имени существительного два вопроса?
( На вопрос КТО?  Отвечают одушевленные предметы, а на вопрос ЧТО? – неодушевленные)

???  =  Кого можно отнести к группе одушевлённых предметов?
 (Людей, животных)
!!! = Выберите все слова, которые отвечают на вопрос КТО? (СНЕГИРЬ, СНЕГУРОЧКА, СНЕГОВИК)
???  = А  кого можно отнести к группе неодушевлённых предметов?(Все остальные предметы, которые не относятся к группе людей или животных)
(СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК)
 !!! = Придумайте мне предложение с одним из данных слов.
???  = Как вы думаете это однокоренные слова или нет?
 (СНЕГИРЬ – имеет другое лексическое значение)
??? = В каждом слове «спряталась» орфограмма , найдите её?
СНЕГ, СНЕГИРЬ, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК,

3. Работа над предложением. СЛАЙД

 Подул в лесу ветерок и к нам прилетели волшебные снежинки. На каждой снежинке слово. Нам нужно из слов составить предложение и записать его.
В  кружились, снежинки, воздухе, лёгкие.- Запишите это предложение, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.
СЛАЙД (Разбор предложения  см! Проверьте с доской ????)

4. Работа по теме урока  СЛАЙД

Двигаемся дальше по зимнему лесу. Ах,  как красив зимний лес!   СЛАЙД   А чьи это следы на снегу? В народе идёт про неё молва, что очень хитра, а ещё народ  называет её Патрикеевной.
- А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна? (Хорошо читающие дети:)
СЛАЙД  Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как к. Вот и получилось – Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко?

Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.
??? – Как пишем собственные имена существительные?

ЗАДАНИЕ: «ДОПИШИ ИМЕНА»
Рыжая плутовка – ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
Медведь – МИХАЙЛО ПОТАПЫЧ
Жена медведя – АНАСТАСИЯ  МИХАЙЛОВНА
Медвежонок – УМКА, МИШУТКА.
=  Мы с вами не зря заговорили про медведей.   Зимой Медведя в лесу редко можно встретить. Спит  Михайло Потапыч  в своей берлоге и, наверное, видит сны.  Хотите  узнать,  что видит во сне медведь, а заодно и отдохнуть?   СЛАЙД
физминутка для глазок 
 СЛАЙД     А вот почему народ в сказках называл его так величаво МИХАЛО ПОТАПЫЧ, давайте узнаем! Потому что медведя всегда принято было очеловечивать. Причин много: сходное строение туловища (лапа медведя без шкуры вообще   очень похожа на человеческую), умение ходить на задних лапах, отсутствие хвоста.   В старину люди считали, что медведь - это бывший человек, волшебством обращенный в зверя. Поэтому - человеческое имя. А так уважительно - тоже понятно, почему. Сильный ведь он, немало народу от него пострадало,  вот и звали его МИХАЙЛО ПОТАПЫЧ.

Прежде чем выполнить  задание от Михайло Потапыча, давайте вспомним, как изменяются имена существительные?
(по числам, по родам)
???  = Как определить  число имени существительного?

ЗАДАНИЕ:  Подбери к именам  прилагательным имена существительные по смыслу.    Используй слова для справок.
Медвежья    …. (берлога) – ед.ч
Короткий    …. (хвост) – ед.ч.
Маленькие   …. (уши) – мн.ч.
Острые ….. (когти) – мн. Ч.

ФИЗМИНУТКА

Если услышите существительное   стоящие в ед. ч, то поднимаете руки вверх,  если имя существительное стоит во мн. Ч. , то  садимся  на корточки.   Я для вас приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.

БАНКА, ДЕВОЧКИ, МОРОЗЫ, ЯГОДА, МАШИНА, ВОРОБЬИ, СНЕГ, ЛЕС, ХОЛОДНЫЙ, ЛИСЫ, ЛЕТИТ,   БЕРЁЗЫ, ЁЛКА, РАСТЁТ.

СЛАЙД     Идём дальше по зимнему лесу, Ой, а это чей  рыжий хвостик мелькнул между ветвей? Догадались? Ну, конечно же,  это белочка.  А вы знаете, что на зиму белочка делает очень много запасов и прячет их в разных дуплах. Порой сама забывает, где спрятала… Давайте поможем нашей Белочки собрать жёлуди . А  жёлуди  не простые, их нужно разложить в разные  туесочки.

 В I-ый  -  им. сущ. – в ж. р.: во II-ой  – им. сущ. – в м. р.;  а в III –ий – ср. р.
- Как определить род имени существительного?

ШИШИКА, ЁЛКА, ОБЛАКО, ДЕРЕВО, СНЕЖОК, ВЕТЕРОК, БЕЛКА, СУГРОБ, КОРЗИНА.

СЛАЙД    Белочка говорит нам СПАСИБО за помощь.
Красив зимний лес, но нам пора возвращаться домой.  И в конце нашего урока я предлагаю вам поиграть в игру, которую нам приготовили лесные жители. Она называется   «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»
 Если вы со мной согласны
дружно зелёную карточку поднимайте,
ну а если я не права -
значит Красный цвет тогда!

*
 Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
* Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)

  • Слова, которые отвечают на вопрос КТО?  Являются одушевлёнными существительными (Зелёный)
    * Слова  собственные пишутся с маленькой буквы, а нарицательные с большой? ( красный)
    * В ед. ч. Существительные обозначают один предмет? (Зелёный)
    *   Существительное ДЕВОЧКА относится к ж. р. ? (Зелёный)
    * А вот существительное   солнышко всегда бывает м. р.? (красный)

ИТОГИ.
- О чём мы говорили сегодня на уроке русского языка?
- Что вам больше всего понравилось?
РЕФЛЕКСИЯ

-Мне было на уроке интересно , и я узнал много нового ….
- Мне на уроке многое было не понятно….
- Мне на уроке было  не интересно….
Д/ЗАДАНИЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Разработка урока "Имя существительное. Изменение имен существительных"

Урок русского языкав 3 классе по теме:«Имя существительное.Изменение имён существительных». Тема: «Имя существительное. Изменение имён существительных».Тип урока: урок отработки умений и рефлекси...

Разработка урока. Склонение имён существительных

Разработка урока по русскому языку в 3 классе составлена в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...