«Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования грамотного письма»
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования
грамотного письма»
Составила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 имени А.М.Горького
городского округа город Фролово
Кислова Людмила Борисовна
г.Фролово– 2014 год
Аннотация
В данных методических рекомендациях рассматривается роль использования орфографических рифмовок на уроках русского языка в начальной школе. Данным опытом могут воспользоваться как учителя начальных классов, так и преподаватели русского языка в среднем звене школы. Орфографическое проговаривание в сочетании с ритмическим построением рифмованных строчек способствует не только формированию орфографического навыка, но и, оживляя урок, помогает многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения, не замечая усталости. Таким образом, повышается плотность и эффективность урока, когда объем прочитанного повышается в 3-4 раза.
Орфографические рифмовки составлены на основе использования опыта П.С.Тоцкого, Д. Тихомирова, Н. М. Бетеньковой и содержат упражнения в правописании непроверяемых и проверяемых гласных и согласных в корне слова. Могут использоваться на уроках русского языка и для самостоятельного чтения дома.
Практический опыт, положенный в основу методических рекомендаций, был осуществлён на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области.
Оглавление
Аннотация …………………………………………………………….................2
Пояснительная записка …………………………………………………………4
Часть I
Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка грамотного письма с помощью орфографического чтения ………………………………..6
1.1 Разные подходы к обоснованию природы орфографического навыка…..6
1.2 Роль орфографического чтения в формировании орфографической грамотности учащихся…………………………..................................................9
1.3 Орфографические рифмовки как одна из форм работы на уроках русского языка……………………….................................................................11
Часть II
Педагогический опыт работы с орфографическими рифмовками на уроках русского языка …………....................................................................................12
2.1 Схема работы с орфографическими рифмовками ………….....................12
2.2 Примерные задания к рифмовкам….……………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы …………………………………………18
Список рекомендованной литературы ……………………………………….19
Приложение 1. Рифмовка «Словарные слова» (1-2 класс) ………………….20
Приложение 2. Рифмовка «Словарные слова» (3 класс) ……………………21
Приложение 3. Рифмовка «Словарные слова» (4 класс) ……………………22
Приложение 4. Рифмовка «Словарные слова» (гласные а и о) ……………..23
Приложение 5.Рифмовка «Словарные слова» (гласные е и и) ……………...25
Приложение 6. Рифмовки «Парные согласные»……………………………..26
Приложение 7. Рифмовки «Непроизносимые согласные» ………………….32
Приложение 8. Рифмовки «Безударные гласные» …………………………..33
Пояснительная записка
Знаете ли вы, сколько правил русского языка должен выучить каждый школьник, чтобы грамотно писать? В справочнике под редакцией С.Г.Бархударова содержится 300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. При этом все правила правописания построены так, что нужен морфологический анализ слова, т.е. ученик должен знать, к какому виду трудностей относится его случай; какая это часть речи и каковы её морфологические трудности.
Есть много нетрадиционных способов научить ребенка писать грамотно. Один из них – так называемое «орфографическое» чтение. Слово при чтении разбивается на слоги, ударный слог выделяется голосом – то есть фактически слово произносится так, как пишется. Чем хорош этот метод? Тем, что он задействует зрительную, слуховую и моторную память.
Среди педагогов существует устоявшееся мнение, что определяющей в формировании навыка грамотного письма является визуальная память, т.е. память глаза. Именно поэтому часто говорят, что те, кто много читают, пишут более грамотно, чем те, кто читают мало: у них запечатлеваются в памяти образы верно написанных слов.
Безусловно, данное явление имеет место быть. Визуальная память - вещь хорошая. А если ее подкрепить еще памятью руки (заставить ребенка переписывать тексты), то результат не заставит себя ждать. Но являются ли именно эти виды памяти (руки и глаза) определяющими в изучаемом нами механизме? Обратимся к науке.
В результате проведенных исследований видный нейропсихолог А.Р.Лурия установил, что письмо регулируется в первую очередь работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. Попросите любого школьника написать под диктовку текст, зажав кончик языка между зубами (то есть, затруднив артикуляцию), и вы обнаружите в его письме немало искажений и ошибок. Пусть затем напишет тот же текст обычным образом. Результат будет намного лучше.
Проговаривают слова при письме все – и дети, и взрослые. Младшие школьники – вслух, средние – шёпотом, старшие – про себя. С помощью приборов ученые зафиксировали артикуляционные напряжения мышц даже у самых `продвинутых` старшеклассников. У взрослых, имевших большую практику письма, проговаривание становится мысленным, однако все равно неизменно присутствует.
Таким образом, формула грамотного письма на русском языке `по Лурии` выглядит так: проговаривание = написанию. Другими словами: что человек при письме проговорил, то и написал.
Из этой формулы логически вытекает важное следствие: `для формирования навыка правописания не обязательно слова писать, вместо этого их достаточно орфографически проговаривать`.
Если же орфографическое проговаривание содержит рифмованные строчки, то такая работа будет иметь ряд преимуществ. Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно. "Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению движением, к правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство сопровождается удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств", – так писал о ритме видный педагог Ц.П. Балталон.
Целью данной работы является оказание методической помощи педагогам при проведении уроков русского языка.
Орфографические рифмовки являются авторским материалом, опробованы на практике в течение нескольких лет и дают хорошие результаты в обучении орфографии младших школьников.
Часть 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Разные подходы к обоснованию природы орфографического навыка
Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.
Анализ результатов экзамена показывает, что одним из слабых мест подготовки выпускников является низкая орфографическая грамотность. К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в орфографические навыки грамотного письма: 58% выпускников допускают в небольшом тексте сочинения более четырех орфографических и пунктуационных ошибок.
Грамотность учащихся с каждым годом снижается. В чём причина низкой грамотности учащихся?
В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилосообразном» действии, предполагающим знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.
Практика показывает, что заучивание формулировок, правил, как таковых, не дает ученику действенного знания, то есть такого знания, которое служило бы средством определения верного написания. Правила уводят от грамотности, которая рождается и закрепляется на подсознательном и сверхсознательном уровне. Но мы учим правилам. Иначе: учим не оступаться, забыв, что нет ничего более вредного для умения ходить. Успехи в орфографии не могут быть достаточно качественными, если изучать правила правописания как таковые.
Абсолютная грамотность находится на сверхсознательном уровне: надо с недоступной логическому разумению скоростью «вычислить» языковую ситуацию и выбрать единственно приемлемое решение. Грамотно писать – это мыслить по модели «гения»: знать, не зная; помнить, забыв; писать словно под диктовку высших сил. Правило необходимо – но как высшая инстанция, к которой обращаются в исключительных случаях. Правило организует обучение письму, но оно само по себе не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком.
Действительно, образование навыков путем автоматизации действий, опирающихся на правило, возможно, однако этого не происходит. Почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений, а очень многие орфограммы вообще не являются никакими правилами. Поэтому путь «от умения, опирающегося на правило, - к навыку» при формировании орфографического навыка оказывается ненадежным и неэффективным. Тем более, известно, что есть немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем не так уж редко встречаются ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими.
Второй факт не укладывается в рамки привычных рациональных схем и обычно рассматривается как необъяснимый феномен «природной» грамотности. Между тем его анализ представляет значительный интерес, позволяя надеяться на более глубокое понимание природы орфографического навыка.
Прежде всего следует отметить, что ничего природного в «природной» грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается довольно стойкой. Установлено, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено.
Для того, чтобы понять почему у значительной части детей орфографическая ориентировка в процессе чтения отсутствует, следует обратить внимание на механизмы ее осуществления. Еще в 40-е годы видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической» памятью руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. Но если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым, «орфографическим» прочтением.
Непонимание роли речедвижений в процессе усвоения буквенного образа слова является одной из главнейших методических неудач при обучении правописанию, вследствие чего усвоение орфографического навыка затягивается на очень длительный срок. Необходимо вырабатывать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны.
1.2 Роль орфографического чтения в формировании орфографической грамотности учащихся
Известный русский учёный – методист Д. И. Тихомиров в книге «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» большое значение в овладении грамотным письмом придавал слоговому чтению, «так как чтение по слогам есть чтение орфографическое». Когда ребёнок читает по слогам, он читает так, как написано.
При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти: зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребёнок видит слово, слышит его и произносит его в том облике, как оно пишется. Вероятность запоминания написания слова увеличивается втрое.
Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка необходимо применять орфографическое чтение.
В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения. При этом ведущее место принадлежит голосу чтеца. Он первым произносит слоги, а дети повторяют услышанное. У ребёнка развито умение подражать звукам, повторять слова на слух. Повторение за учителем вслух имеет решающее значение, так как ребёнок учится преодолевать артикуляционные препятствия. Обычно дети преодолевают их легко, и нам кажется, что это механическое повторение. Но это не так. Взрослый, не знающий русского языка, человек даже при многократном повторении не воспроизведёт слова без акцента, а ребёнок, не знающий русского языка, сделает это без акцента. Какой же можно сделать вывод? Повторение за учителем не только небесполезно, но и имеет решающее значение при написании слов. Ведь когда ребёнок научится беспрепятственно повторять за учителем, он легко начнёт и читать. Когда идёт чтение за учителем, ребёнок слышит образец чтения и, копирует его с такой же скоростью, повторяет вслух. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения. Такое чтение ведёт к общему развитию речевого процесса.
При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Но это заложит прочный фундамент для правописания.
1.3 Орфографические рифмовки как одна из форм работы на уроках русского языка
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы.
Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно. "Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению движением, к правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство сопровождается удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств", – так писал о ритме видный педагог Ц.П. Балталон.
В своей работе я использую орфографическое чтение всех текстов учебника русского языка, а также орфографическое чтение рифмовок, содержащих слова с наиболее трудными орфограммами начальной школы: правописание парных и непроизносимых согласных в корне, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
Данные рифмовки составлены мною следующим образом:
- подбирается словарный материал;
-из данных слов выбираются слова, которые можно рифмовать;
- слова распределяются по строчкам, учитывая ритм, рифму и размер;
-по возможности в одну строчку берутся слова, сходные по теме, чтобы потом с ними можно было составить словосочетания и предложения.
Рифмовки (см. Приложения) напечатаны и имеются у каждого ученика в специальной папке. К каждой рифмовке имеется мультимедийная презентация с изображением данных слов.
Часть 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ РИФМОВКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Схема работы с орфографическими рифмовками
Работа с рифмовками ведётся по следующей схеме:
1)Берём для работы по 2 строчки, на каждом уроке прибавляем ещё 2.
1)Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши в том случае, если услышат незнакомое для себя слово. Необходимо заранее подготовить материал по объяснению значений тех слов, которые могут вызвать затруднение.
2)Дети читают орфографически, учитель внимательно слушает, чтобы проговаривание было правильным.
3) Работа с презентацией. На одном слайде – картинки с изображением слов одной строчки рифмовки. Дети проговаривают слова, пользуясь только картинками.
4) Слайд показывается в течение нескольких секунд, затем закрывается, и дети на память орфографически проговаривают данные слова.
5)Без рифмовок и картинок - учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.
6) Выполнение заданий со словами каждой строчки или группы строчек:
-составить и записать предложение;
-найти лишнее слово;
- из слов двух данных строчек составить и записать рассказ;
- найти и выписать слова с определенным грамматическим признаком или на определенную тему;
- составить цепочку из данных слов.
7) Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами;
8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке.
9) Самодиктант словарных слов.
2.2 Примерные задания к рифмовкам
Задания к рифмовке «Словарные слова» (1-2 класс) (Приложение 1):
- выписать двусложные слова;
- выписать трёхсложные слова;
- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;
- выписать слова, в которых количество букв и звуков одинаково;
- выписать слова с ударением на втором слоге;
- выписать слова с ударением на последнем слоге;
- выписать слова, в которых нет мягких согласных;
- выписать слова, в которых все согласные звонкие;
- выписать слова, которых все согласные глухие;
- выписать одушевлённые существительные;
- выписать неодушевлённые существительные;
- выписать существительные мужского рода;
- выписать существительные женского рода;
- выписать слова на тему «Животные»;
- выписать слова на тему «Растения»;
- выписать слова на тему «Школа».
Задания к рифмовке «Словарные слова» (3 класс) (Приложение 2):
- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;
- выписать слова, в которых нет мягких согласных;
- выписать существительные мужского рода;
- выписать существительные женского рода;
- выписать существительные первого склонения;
- выписать существительные второго склонения;
- выписать слова с нулевым окончанием;
- выписать слова на тему «Транспорт»;
- выписать слова на тему «Природа»;
- выписать слова на тему «Еда»;
- выписать слова на тему «Математика».
Задания к рифмовке «Словарные слова» (4 класс) (Приложение 3):
- выписать существительные первого склонения;
- выписать существительные второго склонения;
- выписать числительные;
- выписать наречия;
- выписать слова, состоящие только из корня;
- выписать слова, к которым подойдёт слово «чистый»;
- выписать слова, к которым подойдёт слово «новая»;
- выписать слова на тему «Спорт»;
- выписать слова на тему «Литература»;
- выписать слова на тему «Искусство».
Задания к рифмовке «Словарные слова» (Приложения 4,5):
-образовать однокоренные слова с суффиксами - к-,-н -;
-поставить данные существительные в нужном падеже;
- выписать слова с шипящими согласными;
- подобрать синонимы или антонимы к данным словам;
- отгадать слово по его лексическому значению.
Задания к рифмовкам «Парные согласные» (1-2 класс) (Приложение 6):
- выписать прилагательные;
- выписать одушевлённые существительные мужского рода;
- выписать неодушевлённые существительные женского рода;
- выписать слова, в которых есть суффиксы;
- выписать слова с приставками;
- выписать слова, которые нельзя изменить по числам;
- выписать слова с нулевым окончанием;
- выписать слова, в которых не нужно ставить знак ударения;
- выписать словарные слова.
Задания к рифмовкам «Непроизносимые согласные» (Приложение 7):
- выписать имена существительные;
- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;
- выписать слова, в которых ударение падает на корень;
- выписать слова, к которым подойдёт слово «человек»
- выписать слова, к которым подойдёт слово «ответ»;
- выписать слова, в которых нет глухих согласных.
Заключение
Данная тема методических рекомендаций актуальна для уроков русского языка. Работа с орфографическими рифмовками является средством интенсификации обучения грамотному письму. Она даст положительный результат при соблюдении следующих условий:
- создание благоприятного эмоционального психологического климата;
- систематическое выполнение заданий;
- постоянное отслеживание результатов.
Положительные результаты такой работы я вижу при проведении проверочных работ по русскому языку. Даже слабые ученики пишут данные слова без ошибок. Работа с рифмовками вызывает у учащихся интерес. При систематической работе все дети запоминают данные рифмовки наизусть и пользуются ими в письменных работах.
Данный опыт может дополняться новыми рифмовками - с другими орфограммами, использованием словосочетаний, а не только отдельных слов. Каждый педагог может проявить своё творчество в данном вопросе.
Список использованной литературы
1.Белоус Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка / Е. Н. Белоус// Начальная школа. – 2010. – №10.
2.Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографической зоркости. // Начальная школа// - 1991. -№6.
3.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –– М., 1966.
4.Брагинский В., Почему не каждому дается грамота?// Начальная школа. – 2005. - №4.
5.Булохов В.Я. “Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся”. Евсюкова Г.А. «Секреты грамоты» // Начальная школа 2001.-№ 11.
6.Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
7.Парубченко Л.Б. «Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно» М., Реал 2001.
8.Тихомиров В. И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе. Методика. – М.: 1914.
9.Тоцкий П. С. Орфография без правил. - М.: Просвещение , 1991.
Список рекомендуемой литературы
1.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
2.Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа – 2001. -№ 11 – с. 41.
3.Котикова Н.М. О способе орфографического действия // Начальная школа – 2001. - №11. – с. 39.
4.Селезнёва М.С. “Работа по развитию орфографической зоркости”.
5.Тоцкий П. С. Орфография без правил. - М.: Просвещение , 1991.
Приложение 1
Рифмовка «Словарные слова» (1-2 класс)
Ворона, сорока, петух, воробей,
корова, собака, медведь, соловей,
дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,
язык, телефон, телевизор, дневник,
квартира, компьютер, ребята, отец,
капуста, картофель, морковь, огурец,
пальто, понедельник, четверг, магазин,
обед, хорошо, молоко, апельсин,
родина, улица, город, суббота,
комната, ягода, завтрак, работа,
погода, сирень, воскресенье, мороз,
осина, берёза, деревня, овёс,
ракета, малина, победа, картина,
яблоня, ужин, одежда, машина,
лисица, горох, огород, помидор,
арбуз, молоток, газета, топор,
герой, сапоги, автобус, пенал,
однажды, Россия, заяц, вокзал.
Приложение 2
Рифмовка «Словарные слова» (3 класс)
Тарелка, кастрюля, дорога, аптека,
директор, аквариум, библиотека,
песок, килограмм, чемодан, эскалатор,
аллея, болото, солдат, экскаватор.
пловец, километр, бассейн, микрофон,
троллейбус, трамвай, полотенце, балкон,
реклама, кровать, миллион, капитан,
термометр, валенки, лагерь, банан,
салат, майонез, винегрет, викторина,
лестница, пятница, жёлтый, рябина,
учитель, волшебник, сентябрь, октябрь,
конверт, орфограмма, ноябрь, декабрь,
литература, мужчина, лимон,
сахар, карман, макароны, вагон,
чёрный, чеснок, миллиметр, билет,
ссора, костёр, заповедник, привет,
автомобиль, абрикос, календарь,
иней, перчатка, месяц, февраль,
велосипед, пассажир, целлофан,
комбинезон, виноград, барабан,
кросс, математика, остров, батон,
матч, сантиметр, колонна, газон,
минута, секунда, салют, муравей,
растение, скатерть, кетчуп, хоккей.
Приложение 3
Рифмовка «Словарные слова» (4 класс)
Сегодня, сейчас, телеграмма, беседка,
колодец, гербарий, калитка, таблетка,
равнина, рюкзак, земляника, секрет,
автограф, долина, фойе, кабинет,
медаль, коллектив, ветеран, президент,
жюри, до свидания, корреспондент,
однажды, легенда, пингвин, дирижёр,
хозяин, забор, колея, коридор,
фамилия, финиш, шестнадцать, баллон,
экскурсия, север, солома, картон,
пожалуйста, запад, ладонь, аккуратно,
шоссе, электричество, свитер, приятно,
забава, орнамент, искусство, пейзаж,
квартал, кенгуру, сарафан, экипаж,
двенадцать, одиннадцать, слева, футбол,
кроссворд, горизонт, баскетбол, волейбол,
карикатура, колено, парик,
варежки, центнер, жонглёр, озорник,
отчизна, профессия, здравствуй, восток,
железо, богатство, сверкать, мотылёк,
костюм, путешествие, цирк, командир,
застёжка, мольберт, акварель, сувенир,
пролог, эпилог, монитор, каталог,
юный, партнёр, диалог, монолог,
мимоза, фонтан, галерея, катушка,
проект, конституция, справа, макушка,
процент, биография, вдруг, изложение,
абзац, аппетит, аромат, сочинение.
Приложение 4
Рифмовка «Словарные слова с гласной о»
Одежда, пловец, понедельник, мороз,
товарищ, отец, воскресенье, овёс,
трактор, лопата, комбайн, огород,
погода, победа, хороший, компот,
ботинки, болото, осина, сорока,
солдат, коллектив, космонавт и дорога,
вокруг, огурец, молоко, помидор,
ворона, восток, молоток и топор,
однажды, столица, морковь, воробей,
солома, обед, хорошо, соловей,
овощ, орех, революция, город,
яблоня, ягода, быстро и скоро,
Россия, свобода, орнамент, портрет,
богатство, профессия, остров, конверт,
кровать, горизонт, командир, изложение,
скорость, волшебник, вокзал, сочинение.
Рифмовка «Словарные слова с гласной а»
Автобус, капуста, квартира, машина,
комната, запад, картофель, картина,
тарелка, трамвай, карандаш и газета,
работа, завод, магазин и ракета,
малина, пальто, сапоги и вагон,
растение, завтра, платок и батон,
салют, пассажир, агроном, экскаватор,
пароль, аппетит, аромат, эскалатор,
равнина, аллея, активный, маляр,
катушка, баллон, галерея, квартал,
газон, гражданин, диалог и забава,
забор, заповедник, слева и справа.
Приложение 5
Рифмовка «Словарные слова с гласной е»
Дежурный, тетрадь, ученик, календарь,
деревня, пшеница, медведь и февраль,
ветер, берёза, песок и сентябрь,
валенки, лагерь, ребята, декабрь,
вместе, вчера, четверг и герой,
мебель, пенал, адрес, метро,
беседа, печаль, сегодня, желать,
сейчас, телефон, телевизор, сверкать,
реклама, пейзаж, впереди и прекрасный,
теперь, путешествие, очень, несчастный.
Рифмовка «Словарные слова с гласной и»
Лестница, пятница, ужин, лимон,
товарищ, животное и миллион,
улица, родина и никуда,
библиотека и никогда,
рисунок, пингвин, помидор, инженер,
минута, милиция, миллионер,
шпион, экипаж, викторина, билет,
сиять, убирать, директор, привет.
Приложение 6
Рифмовки «Парные согласные»
з
Груз, арбуз и водолаз,
блузка, вырезка и глаз,
узкий, скользкий, газ, колхоз,
верхолаз, указ, мороз,
карапуз, замазка, низкий,
витязь, вяз, салазки, близкий,
изморозь, повозка, сказка,
слезки, резкий и указка,
грузчик, вниз, заказ, повязка,
лезть, резьба, исчез, подсказка.
с
Ужас, полюс, абрикос,
вкус, автобус и поднос,
надпись, компас, атлас, колос,
интерес, Барбос и голос,
сенокос, Денис, покраска,
просьба, пастбище, коляска,
гипс, овёс, матрос и миска.
г
Лёгкий, мягкий, носорог,
берег, снег, пирог, сапог,
творог, стог, порог и враг,
рог, бульдог, итог, овраг,
когти, флаг, четверг, утюг,
плуг, Олег, ночлег и круг.
к
Крюк, червяк, язык, гудок,
волк, кулак, пустяк, звонок,
локти, чайник и бедняк,
спутник, путник и чудак,
рак, судак, добряк, тигрёнок,
танк, кораблик и котёнок,
плотник, воск, денёк и срок,
Минск, работник и урок.
в
Обувь, деревце, морковь,
чернослив, рукав, любовь,
поплавки, сноровка, лавка,
ловкий, пуговка и травка,
клюв, коровка и прилив,
лев, головка и отлив,
сливки, Киев, Лев, припев,
кровь, булавка и напев,
Яков, вежлив, бровь, морковка,
кров, канавка и плутовка.
ф
Кофта, шарф и телеграф,
шкаф, фотограф и жираф.
б
Ястреб, прорубь, гибкий, дуб,
голубь, шубка, лесоруб,
робкий, рябчик, зуб, сугроб,
пробка, рыбка, гардероб,
столб, ошибка, лоб и хлеб,
герб, улыбка, клуб и Глеб,
гриб, озноб, голубка, краб,
зябко, рубка, губка, раб.
п
Репка, щепка, степь, сироп,
крепкий, скрип, охрип, циклоп,
насыпь, шип, охапка, шапка,
топкий, лапка и царапка,
лепка, сноп, скорлупка, суп,
папка, липка и тулуп.
д
Незабудка, огород,
жидкий, лодка, переход,
мармелад, подъезд, зарядка,
городки, медведь, тетрадка,
сладкий, гладкий, редкий, труд,
пешеход, тетрадь, верблюд,
блюдце, ягодка, походка,
грядки, город и походка,
площадь, гололёд, лошадка,
Волгоград, народ, площадка,
леопард, закладка, след,
въезд, лебёдка и обед,
запад, лёд, бородка, голод,
дождь, завод, посадка, холод.
т
Брат, кровать, халат, пакет,
старость, бедность и секрет,
нитки, хвост, салат, пилот,
молотьба и пулемёт,
свет, ответ, ребятки, кроткий,
клёст, газетка и кроватка,
радость, ветхая, палатка,
плётка, плот, платки, привет,
чистка, нефть, артист, портрет.
ж
Молодежь, манеж, гараж,
пирожки, этаж, пейзаж,
экипаж, тележка, морж,
репортаж, пробежка, рожь,
книжки, варежки и ложки,
ножки, рожки и сапожки,
стриж, дорожка, сторож, стружка,
нож, дружки, флажки, подружка,
уж, бедняжка, ёж, порожки,
чиж, коврижка, муж, сторожка.
ш
Мышь, малыш и карандаш,
кашка, матушка, гуашь,
ёрш, лепёшка и зайчишка,
ландыш, крылышки, трусишка,
сушка, зимушка, игрушка,
гребешки, братишка, хрюшка,
корешки, подушка, крошка,
промокашка и картошка,
глушь, макушка и букашка,
пташка, зёрнышки, мордашка,
ушки, пёрышки, малышка,
поварёшка и сынишка,
душ, рыбёшка и петрушка,
брошь, избушка и лягушка.
Приложение 7
Рифмовки «Непроизносимые согласные»
1)Костный, частный, честный, устный,
Свистнул, лестница, капустный,
Грустный, доблестный, ненастный,
Вестник, яростный и властный,
Звёздный, радостный и местный,
Праздник, поздний и известный,
Сердце, чувство, крепостной,
Здравствуй, солнце, областной,
И счастливый, и прелестный,
И гигантский, и окрестный.
2)Безопасный и прекрасный,
Безобразный и ужасный,
Пресный, парусный, чудесный,
Вкусный, тесный, интересный,
И напрасный, и любезный,
И алмазный, и железный,
И согласный, и серьезный,
И небесный, и колхозный.
Приложение 8
Рифмовка «Безударные гласные»
а
Варить, варенье - вар
Дарить, даренье - дар
Сажать, садовник - сад
Кладут, кладовка - клад
Глаза, глазные - глаз
Спасли, спасенье - спас
Значок, значенье - знак
Шаги, шагает - шаг
Каток, катались - катит
Схватил, хватает - хватит
Ласкать, ласкает - ласка
Сказать, сказитель - сказка
Трава, травинка - травы
Права, правитель - право
Хвалить, хвалебный - хвалит
Валить, валежник - валит
Старик, старушка - старый
Очарованье - чары
Часы, часовня - час
Гасить, гасил - погас
Махать, махнули - машет
Пахать, вспахали - пашет
Врагами - враг
Банкиры - банк
Камнями - камни
Граница - грани
Гадать - загадка
Лошадь - лошадка
Краснеет - красный
Частичка - частный
Страною - страны
Раненье - раны
о
Волчонок - волк
Долгами - долг
Морская - море
Горюет - горе
Ходили - ход
Родился - род
Плодовый - плод
Котёнок - кот
Холодный - холод
Голодный - голод
Ночная - ночка
Дочурка - дочка
Домашний - дом
Комочек - ком
Гостили - гость
Тростинка - трость
Солёный - соль
Болеет - боль
Гора - горы
Нора - норы
Нога - ножки
Рога - рожки
Робеть - робкий
Тропа - тропка
Дожди - дождь
Вожди - вождь
Коза - козы
Коса - косы
Носы - нос
Спросил - спрос
Тонул - тонет
Конёк - кони
Года - годы
Вода - воды
Стоит - стой
Боец - бой
Ломать - лом
Домой - дом
Площадка - площадь
Лошадка - лошадь
Воришка - вор
Сорили - сор
Смотрели - смотр
Бобрята - бобр
Моржиха - морж
Сторожка - сторож
Скворец - скворушка
Голова - головушка
и
Синеет - синяя
Линейка - линия
Вишневый - вишня
Лишает - лишний
Листочек - лист
Свистели - свист
Шипами - шип
Скрипели - скрип
Пищали - писк
Визжали - визг
Висели - вис
Лисица - лис
Кричали - крик
Циркачка - цирк
Сидели - сидя
Виднелся - видит
Сильнее - сила
Пилили - пилы
Широкий - ширь
Мирился - мир
Типичный - тип
Грибная - гриб
Свинюшка - свинка
Чинил - починка
Играет - игры
Тигрёнок - тигры
Стрижонок - стриж
Чижонок - чиж
Тишина - тихо
Вычистил - чистка
Зима - зимы
Длина - длины
Защищать - защита
Обижать – обида
е
Смельчак - смелый
Дела - дело
Звено - звенья
Перо - перья
Летал - полёт
Медовый - мёд
Сестра - сёстры
Пестрел - пестрый
Река - речка
Птенцы - птенчик
Лесной - лес
Трещал - треск
Лежал - лёжка
Застегнул - застёжка
Чернел - чёрный
Озеро - озёра
Зелёный - зелень
Земля - земли
Зверьё - звери
Змея - змеи
Сверлить - свёрла
Зерно - зёрна
Примерял - мерить
Доверял - доверить
Бежал - бег
Снежок - снег
Дедок - дед
Следы-след
Тепло - тёплый
Стекло - стёкла
Вертел - вертится
Держал - держится
Замечал - заметка
Ветвистый - ветка
Дремал - дрёма
Семён - Сёма
Теснился - тесный
Местечко - местный
Клевал - клёв
Ревел - рёв
Стрела - стрелка
Бельчонок - белка
Денёк - день
Тенёк - тень
Звезда - звёзды
Гнездо - гнёзда
Сердечко - сердце
Зеркальный - зеркальце
Встречает - встреча
Вечерний - вечер
Цветок, цветами - цвет
Седел, седая - сед
Весна, весенний - вёсны
Десна, десною - дёсны
Лентяй, ленился - лень
Пенёк, пенёчки - пень
я
Рядами - ряд
Взглянули - взгляд
Пятёрка - пятый
Пятнистый - пятна
Мясные - мясо
Плясали - пляс
Тяжёлый - тяжесть
Вязали - вяжет
Тянули - тянется
Явился - явится
Рябая - ряба
Прямые - прямо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"
Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»
В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...
Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у детей с ОВЗ
Одной из форм работы над формированием орфографической зоркости у младших школьников является игра. В игре удается сконцентрировать внимание самых инертных и школьно-незрелых детей. На начальном этапе...
«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»
Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....
Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования грамотного письма
В данных методических рекомендациях рассматривается роль использования орфографических рифмовок на уроках русского языка в начальной школе. Данным опытом могут воспользоваться как учителя началь...