Игры со словами на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сборник дидактических игр по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_po_russ.yaz_.rar | 124.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры со словами
на уроках
русского языка
учителя начальных классов
Ондар Олеси Алексеевны
Задание . «Путаница» Восстанови слова из букв .Найди лишнее.
Ф о т а к – кофта к а м а й – майка
Па ш а к - шапка в о б р ь – бровь
Аал т ерк - тарелка ко ж а л – ложк
Задание . «Полсловечка за вами».
Вино- дух
Вол- точка
Верх- осы
Вес- ушки
Воз- град
Задание .
С помощью шагослова последовательно изменить в каждом последующем слове-ответе по одной букве. (от Луны к розе)
1.Небесное светило, спутник Земли - Луна
2.То, что образуется после дождя - лужа
3.Место в театральном зале - ложа
4.Наружное покрытие кожи человека - кожа
5.Животное, рифмующиеся со словом дереза - коза
6.Цветок с шипами - роза
Задание 11. «Пропавшие без вести»
Из данных слов сбежало одно животное. (еж)
Сер……..ка
Заст……ка
Од……кА
Ст……кА
Из данных слов улетело одно насекомое. (оса)
………да
………дки
………нка
К………
Р………
Пол………
Задание 12. Раздели слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова.
Горизонт=
…+ …
Газель =
…+…
Парус =
… + …
Верхушки =
… + …
Макушки =
… + …
Волокно =
… + …
Конкурс “Разминка”
Каждая команда по очереди отвечает на загадки – шутки.
1.Чем кончается день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3.Чем кончается лето и начинается осень?
4. Что находится в начале книги?
5. Что мы слышим в начале урока?
6.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
Скороговорки
1.Идет с козой косой козел.
2. Архип осип, Осип охрип.
3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из–под простокваши.
4. Шла Саша по шоссе и жевала сушки.
5. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.
6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
7. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
8. Водовоз вез воду из водопровода.
9. Ткет ткач ткани на платок Тане.
10. На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Собери пословицы
Первая часть | Вторая часть |
1) Новых друзей наживай, | а старых не теряй. |
2) Ученый водит, | а неученый следом ходит. |
3) Не отведав горького, | не узнаешь и сладкого. |
4) Корень учения горек, | а плод сладок. |
5) Дело веди, | а безделье гони. |
6) Ум без книги | что птица без крыльев. |
7) Лодырь да бездельник | им праздник и в понедельник. |
8) В умной беседе ума наберешься, | а в глупой – свой растеряешь. |
9) Человек от лени болеет, | а от труда здоровеет. |
10) Грамоте учиться - | всегда пригодится. |
11) Не спеши языком, | торопись делом. |
12) Кто хочет много знать, | тому надо мало спать. |
Игра «Веселая грамматика». Я буду называть слова в единственном числе, а вы будете отвечать во множественном.
Например: плот. Вы отвечаете плоты. И так, все понятно.
Плот - плоты.
Крот - кроты.
Пальто - польта (множественного числа нет).
Дуга - дуги.
Рука - руки.
Мука - муки (множественного числа нет).
Житель - жители.
Кино - кина (множественного числа нет).
Любитель - любители.
Грек - греки.
Узбек - узбеки.
Человек - человеки(а правильно люди).
ИГРА
Приготовьтесь - начинаю
Вам вопросы задавать.
Если правильно спрошу я,
Вы должны мне отвечать:
«Видели, видели в зоопарке видели!»
(Задает вопрос)
Ведущий: За решеткой у ворот
Спит огромный бегемот
Все: Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: Вот слоненка тихий сон
Охраняет старый слон
Все: Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: Черноглазая куница
Замечательная птица.
(ответ не должен прозвучать, но если те, кто ошибается и говорит «Видели...»)
Кто сказал, куница - птица,
Должен лучше подучиться.
Но я время не теряю,
Испытанье продолжаю.
Ведущий: Пони - маленькие кони
До чего забавны пони.
Видели, видели в зоопарке видели.
Ведущий: за полями за горами.
Ходит курица с рогами.(смех в зале)
«Приготовим сок»
Из яблок сок … (яблочный);
Из груш … (грушевый);
Из слив … (сливовый);
Из вишни … (вишневый);
Из моркови? Лимона? Апельсина?
Справились???
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который:
Варит кофе – кофеварка;
Мелет кофе – кофемолка;
Режет овощи – овощерезка;
Выжимает сок – соковыжималка;
Чистит картофель – картофелечистка и т.д.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). Например: «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто и т.п.» Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
«Я внимательный»
Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
Упражнение на концентрацию и
устойчивость внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д)ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕЕММАСЕДАТОНОВ
е)ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж)ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТАДАРРИСВАТЕНОРРА
з)ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
Упражнения на тренировку
распределения и избирательности
внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова).
Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются...
Проверку заданий проводят сами ребята - сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.
Затем игру можно усложнить.
Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:
Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.
Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем".
Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".
Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем".
Внимание!
Упражнение на формирование
внимательности у учеников в школе.
Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде "Внимание!" - наоборот: существительные - двумя, а прилагательные - одной.
Например:
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации.
Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.).
При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим - "другой девочкой", "плохо обученным щенком".
Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.
ЭРУДИТ
Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные.
Например, возьмем буквы "к", "л", "т". Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее.
Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные.
Игра для любого количества игроков
Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее.
Например, возьмем слово "суслик".
Солнечным
утром
сосновый
лес
исключительно
красив
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Отгадки преподаватель может подсказывать жестами, мимикой или соответствующими картинками.
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Ночью спят все до ... (утра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
День вчерашний звать ... (вчера)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать ... (нора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
У сластён в зубах ... (дыра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Кожа дерева - ... (кора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Словно в Африке ... (жара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
В бой идут, крича ... (Ура!)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дым поднялся от ... (костра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Стук в лесу от ... (топора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Я прихлопнул ... (комара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дом собаки - ... (конура)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
На стене светильник - ... (бра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Детям спички - не ... (игра)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Выпил бык воды ... (ведро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
У ореха есть ... (ядро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Эскалатор есть в ... (метро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Любим пить в жару ... (ситро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
У Мальвины друг - ... (Пьеро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Потерял павлин ... (перо)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Сосны стройные в ... (бору)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Флаги вьются на ... (ветру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Скачет с сумкой ... (кенгуру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Мечут рыбы все ... (икру)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Рубят брёвна ... (топоры)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Надуваем мы ... (шары)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Шприц в руках у мед... (сестры)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
"Р" я чисто ... (говорю)!
(Н. Родивилина ■)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
На ворон в окно… (смотрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Макароны я … (варю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Я учусь по … (букварю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Говорит нам свинка... (Хрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
В корень я проблемы… (зрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Алфавит уж час… (зубрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Сигареты НЕ … (курю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Маме розы я… (дарю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
От стыда сейчас.. (сгорю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
За враньё сестру … (журю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
В чистом классе не… (сорю)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у птицы два ... (крыла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у лодки два ... (весла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Подметать нужна ... (метла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Роза пышно ... (расцвела)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Над цветком жужжит ... (пчела)
ЛА-ЛА-ЛА,
ЛА-ЛА-ЛА -
Нам забили два ... (гола)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В раму вставлено ... (стекло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Едем к бабушке в ... (село)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Платье жмёт, оно ... (мало)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В телефон кричим: ... (алло!)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Ясным днём всегда ... (светло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Снег прошёл, вокруг ... (бело)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В шубе мне всегда ... (тепло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Счёт футбольный на ... (табло)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Кто наказан, тот в ... (углу)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Пальцы белые в ... (мелу)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в ... (иглу)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
Всех упрямее ... (ослы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
В небесах парят ... (орлы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
Шваброй драили ... (полы)
БА-БА-БА,
БА-БА-БА -
У верблюда два ... (горба)
БЕ-БЕ-БЕ,
БЕ-БЕ-БЕ -
Объявленье на ... (столбе)
БЫ-БЫ-БЫ,
БЫ-БЫ-БЫ -
Самбо - это вид ... (борьбы)
БЫ-БЫ-БЫ,
БЫ-БЫ-БЫ -
В лес с корзиной по ... (грибы)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Форма радуги - ... (дуга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
У козла на лбу ... (рога)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Стадо водят на ... (луга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Есть у речки ... (берега)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
В ступе - бабушка ... (Яга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Замела пути ... (пурга)
ГИ-ГИ-ГИ,
ГИ-ГИ-ГИ -
Чертят циркулем ... (круги)
ГИ-ГИ-ГИ,
ГИ-ГИ-ГИ -
В черепке твоём ... (мозги)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Птицы нет черней ... (грача)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Строим дом из ... (кирпича)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Тётя сливы - ... (алыча)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Ноет зуб - иди к ... (врачу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Свет потух - возьми ... (свечу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по ... (мячу).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В Пасху дарят ... (куличи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Сшили платье из ... (парчи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Отопрут замки ... (ключи).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Полотно соткут ... (ткачи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Гнут подковы ... (силачи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В трубы дуют ... (трубачи)
ЩА! ЩА! ЩА!
ЩА! ЩА! ЩА!
Стебель вьётся у ... (плюща)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы ... (плащи)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
Борщ без свёклы - это ... (щи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
С ложки свесилась ... (лапша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали ... (малыша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Нет в кармане ни ... (гроша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Точим нос ... (карандаша)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
В нашем торте три ... (коржа)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
Низкий дом в два ... (этажа)
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ,
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ -
Спят машины в ... (гараже)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
В прорубь прыгают ... (моржи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Змеи добрые - ... (ужи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Затупились все ... (ножи)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Я от холода ... (дрожу)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь ... (ежу)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два ... (конца)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два ... (кольца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Мех пушистый у ... (песца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела ... (птенца)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ,
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -
Смерть Кощеева в ... (яйце)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Очень любят лгать ... (лжецы)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Солим в бочках ... (огурцы)
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
Маршируют на ... (плацу)
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
Хочет волк задрать ... (овцу)
Вот окрошка - высший класс! (Л - В)
В ней домашний хлебный квас.
Есть в углу у мышки лаз, (Л - В)
Убежит в него от вас.
Ты не ешь зайчишек, лис! (Л - Р)
Лучше манку ешь и рис.
От солнца ласковых лучей (Л - Р)
Проснулся в рощице ручей.
Послала бабушка Марину (Р - Л)
В лесок соседний по малину.
Строчку неровную сразу пори, (Р - Л)
Всходы ненужные смело поли.
Варежки у Вали, (Л - Р)
Валенки у Вари.
На уроках лепки (Л - Р)
Мы лепили репки.
Листок под лупой рассмотри:
Там тли пасётся ровно три. (Л - Р)
Убираем пыль и хлам - (Л - Р)
Школа ведь науки храм.
Чтобы есть макаронные рожки, (Р - Л)
Вилки берите, не ложки.
«Спасибо» по-английски - «плиз», (Р - Л)
Кто повторит, получит приз.
Рома наш белёс, (Р - Л)
Как кора берёз.
Ты с друзьями не дерись (Р - Л)
И игрушками делись.
Петя сам пилил (Р - Л)
Брусья для перил.
Собрал наш Рома (Р - Л)
Три пуда лома.
Разделю я сладости (Р – Л)
С братом Ромой с радостью.
На охоте папа в среду (Р – Л)
Отыскал лису по следу.
Необычная охота,
Ведь трофеи – лисьи фото.
Испугавшись зверя рыка, (Р – Л)
Не надрал в лесу я лыка.
Приготовили для школы (Р - Л)
Мы апрельские приколы.
В аллее алеют (Р - Л)
Рубины рябины.
Лёни волосы белёсы, (Р - Л, С - З)
Как кора родной берёзы.
В добротном дубовом заборе (Б - П)
Ворота всегда на запоре.
За стойкой бара (Б - П)
Барменов пара.
Снег сыпучий, (Б - П, З - С)
Песок зыбучий.
От смеха тучка прыснула (Б - П, З - С)
И на девчонку брызнула.
Когда Куранты бьют, (Б - П)
Шампанское все пьют.
Грязной кошки жизнь плоха: (Б - П)
Кровь её сосёт блоха.
В самосвале ЗИЛ (З - С)
Сто лошадиных сил.
Солнце в небе сияет, (З – С)
Дыра в заборе зияет.
Новости в газете, (Г- К, З - С)
Песни на кассете.
От солнышка много света, (С - Ц)
Мы все шоколадного цвета.
Не любит Тома (Д-Т)
Сидеть дома.
Хорошо копьё метали – (Т – Д)
Получили все медали.
Не наесться нам двоим – (Т – Д
Пирогом одним твоим.
Шерстяную шаль (Ш - Ж)
Моль сжевала. Жаль!
Любит Лёша (Ш - Ж)
Читать лёжа.
Приготовили Кларе (А – Я, Р – Л)
Кальмары в кляре.
Лёд блестящий, гладкий – (А – Я, Л)
Летим мы без оглядки.
Готовить начинаем: (А – Я)
Блины мы начиняем
Творожной сладкой массой,
Капустою и мясом.
Зверей нельзя убивать, (И – Ы)
Зверей не должно убывать!
С потолка на нас потёк (Ё – О)
По стене воды поток.
Нет сегодня клёва – (Ё – О)
Мальчишки без улова.
Царь крестьян своих обрёк (Ё – О)
ВИКТОРИНА "НАШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ"
Ответьте, в КОГО вы превратитесь, ЕСЛИ ...
... придёте на приём к врачу?
(В пациента.)
... начнёте работать за компьютером?
(В пользователя.)
... включите телевизор, чтобы посмотреть фильм?
(В телезрителя.)
... включите радио?
(В радиослушателя.)
... включите радио или магнитофон на всю громкость после 2300?
(В нарушителя общественного порядка.)
... будете пользоваться телефоном?
(В абонента.)
... пойдёте по улице?
(В пешехода.)
... поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае?
(В пассажира.)
... сядете за руль собственного автомобиля?
(В водителя.)
... вдруг получите травму в результате транспортного происшествия?
(В пострадавшего.)
... придёте с друзьями на футбольный матч?
(В болельщика.)
... будете смотреть спектакль в театре?
(В зрителя.)
... будете искать материал для доклада в библиотеке?
(В читателя.)
... придёте в музей на экскурсию?
(В посетителя, в экскурсанта.)
... будете делать покупки в магазине?
(В покупателя.)
... оформите подписку на газету или журнал?
(В подписчика.)
... положите свои заработанные деньги в банк?
(Во кладчика, в клиента банка.)
... вложите свои деньги в какое-либо дело, предприятие?
(В инвестора.)
... пожелаете отправить посылку или письмо другу?
(Отправителя, в адресанта.)
... вам доставят посылку или письмо от друга?
(В получателя, в адресата.)
... очутитесь на курорте?
(В отдыхающего.)
... будете на каникулах жить в загородном доме?
(В дачника.)
... отправитесь вместе с друзьями в поход?
(В туриста.)
... решите посидеть с удочкой на берегу реки?
(В рыбака.)
... пойдёте в лес по грибы?
(В грибника.)
... к вам домой заглянут ваши друзья?
(В радушного хозяина.)
... вы приедете в другой город к родственникам?
(В гостя.)
... придёте на занятия в школу?
(В учащегося.)
... будете учиться только на «пять»?
(В отличника.)
... в табеле у вас будут только «четвёрки» и «пятёрки»?
(В хорошиста.)
... обзаведётесь «хвостами»?
(В неуспевающего, в двоечника.)
... будете выполнять мамины поручения?
(В помощника.)
... сами вызовитесь выполнить какое-либо поручение?
(В добровольца.)
... будете регулярно, охотно и хорошо выполнять общественные поручения?
(В общественника, активиста.)
... выступите с докладом, с сообщением.
(В докладчика.)
... придёте в школу с насморком, кашлем, температурой?
(В вирусоносителя, в переносчика вирусной инфекции.)
... у вас сегодня день рождения?
(В именинника.)
... вам исполнится круглая дата?
(В юбиляра.)
... поступите в высшее учебное заведение?
(В студента.)
... не раз сдадите свою кровь на благое дело?
(В донора.)
... вас застанут с сигаретой?
(В курильщика.)
... будете принимать участие в выборах Президента или депутатов Государственной Думы?
(В избирателя, в электорат.)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!
***
Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её ... молчит.
***
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.
***
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
***
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
***
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
***
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими... язычками.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ
Вчерашний град
Повредил виноград.
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.
Артур на портрете
В бордовом берете.
У крысы в норке
Сырные корки.
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Рожь яровая -
Культура зерновая.
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Приобрёл Артур
В Европу тур.
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
Гусь искупался,
Но сух остался.
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Съел Филимон
С улыбкой лимон.
Коля и две Оли
В поле лук пололи.
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.
Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
- А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Мужа жена
Обожать должна.
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
Маша - малышка,
У Маши пустышка.
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У ... барашка.
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Нас «огорчили»
Перчики чили.
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Ученик ворчит беззвучно -
Ах, учителю как скучно.
Увеличили зрачки
Очень новые очки.
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.
На пиджачке значок,
На значке жучок.
Сверчок в ночи
Сверчит у печи.
Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.
На веточке птички,
В лесочке лисички.
В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.
На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.
Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.
Уголёчки в печке,
А песочек в речке.
Часики точные,
Яблочки сочные.
Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.
Тучка мрачная,
Крылечко дачное.
Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.
Хочу - ворчу,
Хочу - шучу.
Хочу - кричу,
Хочу - шепчу.
Хочу - трещу,
Хочу - свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)
Целиком вся Турция
Есть в цветке ... (настурция)
На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.
У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.
Ветви ива свесила красиво.
К васильку василёк -
И у Вали венок.
Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.
Быку букет
Будет ... на обед.
Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.
ВЕСЁЛЫЕ СКОРОГОВОРКИ В СТИХАХ
Шипящие скороговорки (Ш)
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила –
Рукав не пришила.
Маша за Сашей
Шли за Глашей.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Ишак в кишлак
Дрова возил.
Ишак дрова
В траву свалил.
(Г. Аванесова)
Птичьи скороговорки (Ч, Г, Р)
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат.
(М. Бородицкая)
Волк (Щ)
Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощём,
А сам под дождём.
(Василь Витка)
Наша чаща (Щ)
- Наша роща чаще пущи.
- Наша пуща чащи гуще.
- Наша чаща гуще пущи!
(О. Раскатова)
Сорок сорок (Р, С)
Приучить сороку –
Одна морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
(Василь Витка)
Бобры (Б, Д, Р, Ц)
Мудры бобры,
И бобрята добры.
Бобры молодцы,
Наших речек жильцы,
Часовые криниц,
И куниц,
И синиц,
И лосей,
И лесов,
Петушиных голосов.
Кто обидит бобра –
Не увидит добра.
(Василь Витка)
Чёрная галка (Ч, Р)
Чёрной галке
Чёрный дрозд
Подарил черники гроздь.
Чёрная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
(А. Долгополов)
Шишки (Ш, С)
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.
(А. Волобуев)
Сушка сушек (Ш, С)
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
(А. Волобуев)
Ветер и ворон (В, Р)
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
(А. Волобуев)
Погляделки (Г, Р, Л)
Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
(Ю. Жаркой)
Короговорка (Г, Р)
Стояла корова на горке -
Мычала короговорки.
(М. Яснов)
Прополка
К полудню Поля
Прополола полполя.
(Ю. Жаркой)
Парус (Р, С, Ш)
Парус наш на совесть сшит.
Нас и шторм не устрашит.
(Ю. Жаркой)
Дыня (Д, Л, Ы - И)
Дед Данила делил дыню:
Дольку – Диме, Дольку – Дине.
(Т. Кириллова)
Радуга (Р)
Радует марка
Радуги арка.
(А. Левшин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...
Игры с мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе "Третий - лишний", "Четвёртый лишний".
Эти уроки разгонят скуку с ваших уроков, а параллельно помогут найти закономерность, повторить орфограммы, части слова и др....
Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»
«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....
«Корень слова. Однокоренные слова» (Разработка урока русского языка для 2 класса)
Урок обобщения и систематизации знаний...
Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)
В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....