Русский язык. «Повторение и обобщение об имени прилагательном» 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) на тему
Предмет | Русский язык |
Тема урока | «Повторение и обобщение знаний об именах прилагательных» (III четверть, урок №103) |
Творческое название урока | «Путешествие в зимний лес» |
Вид урока | Урок-путешествие (общеметодологической направленности) |
Класс | 4 |
Предметная программа и ее автор | УМК «РИТМ», Т. Г. Рамзаева «Русский язык». |
Тип урока | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, работа в парах. |
Цель | Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Воспитательная: формировать экологическую культуру через ответственное отношение к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом. |
Основные термины и понятия | «имя прилагательное», «признак предмета» |
Наглядно-демонстрационный материал | - плакат «Имя прилагательное»; - картины природы зимнего леса; - иллюстрации зимующих птиц Магаданской области. |
Оборудование | Для учителя: - мультимедийное оборудование: ноутбук, колонки, проектор, экран. Для обучающихся: - маршрутные листы; - карточка с текстом; - памятки; - снежинки настроения; - листы для самооценки; |
Интернет-ресурсы | http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos http://studme.org/44173/literatura/sistema_izucheniya_imeni_prilagatelnogo https://www.stihi.ru/2010/01/07/7585 https://vkmusic.ru/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81 http://zdesvsyo.ru/_ph/77/2/234485607.gif
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - систематизировать знания о прилагательном, как части речи; - формировать умение определять грамматические признаки имени прилагательного, владеть нормами русского литературного языка, уметь осознанно употреблять прилагательные в речи; - устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного; - правильно писать родовые и падежные окончаний имен прилагательных; - развивать логическое мышление; - применять знания из разных предметных областей; - контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Личностные: - определять личностный смысл учения; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: - познавательные: получат возможность научиться использовать общие приёмы решения задач: определять часть речи; - регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий; - коммуникативные: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, предлагать помощь и сотрудничество; работать в паре и группе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017-02-11_urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Педагог года – 2017»
Конспект урока.
Русский язык.
«Повторение и обобщение об имени прилагательном»
4 класс
Арбузова Анастасия Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Армань»
2017 г.
Предмет | Русский язык |
Тема урока | «Повторение и обобщение знаний об именах прилагательных» (III четверть, урок №103) |
Творческое название урока | «Путешествие в зимний лес» |
Вид урока | Урок-путешествие (общеметодологической направленности) |
Класс | 4 |
Предметная программа и ее автор | УМК «РИТМ», Т. Г. Рамзаева «Русский язык». |
Тип урока | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, работа в парах. |
Цель | Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Воспитательная: формировать экологическую культуру через ответственное отношение к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом. |
Основные термины и понятия | «имя прилагательное», «признак предмета» |
Наглядно-демонстрационный материал | - плакат «Имя прилагательное»; - картины природы зимнего леса; - иллюстрации зимующих птиц Магаданской области. |
Оборудование | Для учителя: - мультимедийное оборудование: ноутбук, колонки, проектор, экран. Для обучающихся: - маршрутные листы; - карточка с текстом; - памятки; - снежинки настроения; - листы для самооценки; |
Интернет-ресурсы | http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos http://studme.org/44173/literatura/sistema_izucheniya_imeni_prilagatelnogo https://www.stihi.ru/2010/01/07/7585 https://vkmusic.ru/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81 http://zdesvsyo.ru/_ph/77/2/234485607.gif |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - систематизировать знания о прилагательном, как части речи; - формировать умение определять грамматические признаки имени прилагательного, владеть нормами русского литературного языка, уметь осознанно употреблять прилагательные в речи; - устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного; - правильно писать родовые и падежные окончаний имен прилагательных; - развивать логическое мышление; - применять знания из разных предметных областей; - контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Личностные: - определять личностный смысл учения; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: - познавательные: получат возможность научиться использовать общие приёмы решения задач: определять часть речи; - регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий; - коммуникативные: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, предлагать помощь и сотрудничество; работать в паре и группе. |
Технологическая карта урока:
I. Самоопределение.
(Слайд 1. «Титульный»)
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня урок русского языка мы проведем вместе.
У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Поднимите снежинку настроения, покажите, с каким настроение вы пришли на урок.
II. Постановка учебной задачи
. (Слайд 2. «Зимний лес»)
Учитель:
- А урок я бы хотела начать с вопроса: Ребята, кто из вас слышал такое слово – « экология» (Дети поднимают руки). Если рук много – говорю: Посмотрите, как много ребят слышали это слово, а почему мы его так часто слышим? (ответы).
Так что такое экология? (ответы). Экология – наука, и она нас учит бережно относится к окружающему миру, к земле. А кто знает, каким годом объявлен 2017г. в России? (не ответят, говорю: 2017 год объявлен годом экологии в России).
И поэтому, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес.
Отправной точкой у нас будет школа, а конечная наша точка – это опушка Добрых дел. Во время пути мы будем слушать голоса птиц, любоваться красотой зимнего леса и поможем его обитателям, если они об этом попросят.
(Слайд 3. «Стихотворение о зимнем лесе» на фоне лирической музыки).
Учитель:
- Послушайте стихотворение и подумайте, какие слова помогают описать красоту зимнего леса.
(учащийся зачитывает стихотворение):
Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустальное и ледяное царство.
(Слайд 4. «Стихотворение о зимнем лесе»)
- Обратите внимание, на то, как много красивых слов в этом стихотворении.
- Найдите слова, которые помогают описать красоту зимнего леса?
- Назовите слова, которые обозначают признак предмета? (зимний, серебристым, белоснежном, праздничном, хрустальное, ледяное)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (….)
- А какая часть речи отвечает на эти вопросы? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте, тему урока (Обобщение и повторение знаний об имени прилагательном).
(Слайд 5. «Тема урока»)
На протяжении нескольких недель вы изучали тему «Имя прилагательное». И она подошла к концу. Предположите, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Да, действительно, сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. Закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи.
III. Актуализация знаний по предложенной теме.
Учитель:
- Но прежде, чем мы отправимся в путь, я проверю, готовы ли в к путешествию? давайте вспомним:
- Что такое имя прилагательное? (часть речи).
- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета).
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (какой, какая, какие, какое?)
- Чем является в предложении? (второстепенным членом предложения, определением).
- Замечательно!
- Вижу, вы готовы. Отправляемся в путь. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу:
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать.
- На партах у вас лежат маршрутные листы.
1. Минутка чистописания.
Учитель:
- Тропинка чистописания.
(Слайд 6. «Следы на снегу»)
- В лесу на снегу можно увидеть следы лесных обитателей. А у вас в маршрутных листах прописаны соединения букв. Рассмотрите их. Пропишите их правильно, красиво, соблюдая необходимый интервал (ученики прописывают заданные элементы: ая, яя, ое, ее, ый, ий, ые, ие).
- Назовите, какие соединения букв вы прописали. (…..). По следам на снегу мы можем определить кто их оставил птица или зверь (обратить внимание на слайд со следами), назовите слова с данными окончаниями?
- К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному).
Назовите окончания имен прилагательных женского рода…, мужского рода…, среднего рода в ед.ч. и множ. числа.
Вывод: Да, ребята, вы сказали правильно. Давайте проверим!
(Слайд 7. «Таблица окончания имён прилагательных»)
2. Работа со словосочетаниями.
Учитель:
- В лесу без проводника нельзя. И вы сейчас определите, кто же нас будет сопровождать, отгадав загадку:
Угадайте, что за птица;
Света белого боится,
Клюв крючком. Ушастая голова. Это …(сова)
(Слайд 8. «Сова»)
Учитель:
- На какой вопрос отвечает слово сова? (кто?)
- К какой части речи относится? (к существительному).
- Что еще мы можем сказать о слове сова, как о части речи? (род, число, падеж, одуш.)
- А мы можем описать сову? (да).
- А какая часть речи нам в этом поможет? (прилагательное).
(Слайд 9. «Зимующие птицы Магаданской области»)
- Ребята, а какие еще птицы обитают зимой в лесах Маг. обл.?
- Я вам предлагаю, подарить предмету признак, описать одну из этих птиц, на ваш выбор, прилагательными, не называя ее.
- Проверим, что у вас получилось (2-3).
- С какой частью речи дружит имя прилагательное?
- А как вы понимаете слово дружить?
- А как понять имя прилагательное «дружит с именем существительным»? (Имеют общее род, число и падеж).
ΙV. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
1. Работа с текстом.
Учитель:
- Наше путешествие по зимнему лесу продолжается, и мы пришли на Поляну предложений. В нашем маршрутном листе найдите задание 2. Прочитайте текст самостоятельно.
- Предложения нам прочитает…(Хорошо читающий ученик читает текст:)
Заиграло над лесом зимн… солнце. Лучи ярк… света янтарн… блеском зажгли снега. Инеем украсились гибк… ветки берез. Пропищала под кочкой в зимн… гнезде мышь. Проворн… белочка перемахнула с елов… ветки на соседн… дерево. В поисках добычи пробежала лисица. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники.
Учитель:
- Сейчас вы будете работать с текстом. Нужно вставить пропущенные окончания прилагательных, определить число, род и падеж.
- Прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним, как проверить безударные окончания имен прилагательных? (…..)
Индивидуальная работа с текстом Вставить пропущенные окончания прилагательных, определить число, род и падеж. | Фронтальная работа у доски: 1) Изменить по падежам словосочетание яркого света (поставить ударение). 2) разобрать предложение по членам предложения и укажите части речи Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. 3) Выполнить фонетический разбор прилагательного в словосочетании в зимнем лесу |
Проверка выполненной работы.
Учитель:
- Прочитайте первое предложение(……)
- Назовите словосочетание существительного и прилагательного в котором вставили окончание. (…..)
- Назовите число, род, падеж. (…..)
- Теперь давайте проверим, как просклоняли словосочетание зимнее солнце.
Вывод:
- Как мы пишем безударные окончания имен прилагательных?
- Проверка задания у доски: разбор по членам предложения.
Вывод:
- Каким членом предложения могут быть имена прилагательные? (второстепенным членом предложения, определением).
- Проверка фонетического задания:
- Кто мне расскажет. Что такое имя прилагательное? (Правило. Имя прилагательное - это часть речи, обозначает признак предмета….)
Учитель:
- Ребята, вы, наверное, устали. Посмотрите, сова привела нас к охотничьему домику. Заглянем в него и отдохнем.
Физминутка
Мы входим с вами в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Встали и тихонько сели
V. Развитие речи
1. Работа в парах на карточках.
Учитель:
- Наше путешествие продолжается, и мы должны преодолеть овраг – Зимнее творчество. Поработайте в парах, помогая друг другу.
- Возьмите карточку зелёного цвета. На ней записан текст. Прочитайте его. Красивый текст?
- Можно ли его сделать более красивым и полным?
- А что нужно сделать для этого? (дополнить прилагательными)
Пришла_____ зима. Стоят_______ морозы. Земля покрылась______ снегом. Спит_____ лес. Деревья украшены ______узорами инея. В_____ снег спрятались елочки. _______ жители давно приготовились к зиме.
Учитель: проверка (несколько пар зачитывают свои тексты)
- Молодцы, красивый получился у вас текст!
Вывод:
- Так для чего мы употребляем прилагательные в речи? (чтоб сделать ее более яркой, насыщенной).
2. Беседа о помощи птицам зимой
Звуки «Голоса птиц»
Учитель:
- Ой, а что это за звуки? Что бы они могли означать? Как вы думаете. Что птицы нам хотят сообщить? (слушают)
- Вот мы и добрались до опушки – Добрых дел. Птицы зимой нуждаются в нашей помощи. Они не могут находить под снегом насекомых, ягоды, семена растений и деревьев. Люди могут помочь птицам. А как люди могут помочь птицам? (….)
3. Составление рассказа по опорным словам (домашнее задание).
Учитель:
- Перед вами опорные слова, составьте небольшой рассказ.
- Домашнее задание (записано на доске). Главная цель вашего домашнего задания как можно больше употребить имен прилагательных. По желанию можно нарисовать иллюстрацию к вашему сочинению.
- Вашим домашним заданием будет мини-сочинение на тему «Как помочь птицам зимой?»
- Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.
ΙV. Рефлексия.
1. Игра.
Учитель:
- Встали, медленно повернулись вокруг себя и глазками посмотрели по сторонам. Найдите карточки с надписью «да» и «нет».
- Я задаю вопрос, если вы согласны со мной двумя руками показываем на слово «да», если не согласны, то показываете «нет».
1) Прилагательное отвечает на вопросы кто? или что? - нет
2) Прилагательное обозначает предмет? (нет)
3) Можно ли определить род у прилагательных? (да)
4) Прилагательные множественного числа бывают женского рода? (нет)
5) Прилагательное изменяется по падежам? (да)
6) Падеж прилагательного определяем по глаголу? (нет)
- Вот мы снова в классе и наш урок подходит к концу. На память о нашем уроке, я дарю вам памятки, которые помогут вам дальше на уроках русского языка.
2. Самооценка.
Учитель:
- Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Перед вами лежат оценочные листы, поставьте себе оценку за работу на уроке. А я потом проверю и посмотрю, совпала ли ваша оценка с моей (выполняют).
- Поднимите снежинку настроения, с которой сегодня уйдете с урока
- Благодарю вас за работу. Надеюсь, что наша встреча запомнится вам надолго. Урок окончен.
Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: Обобщение об именах существительных 2 класс
Методическая разработкаПрезентацияКарточки индивидуальныеКарточки для учащихся с ЗПР...
Карточки по русскому языку по теме "Падежные окончания имен прилагательных" ( 4 класс)
Предлагаю разрезной материал для работы на уроках русского языка....
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных". 4 класс.
В презентации весь материал связан со спортом и олимпиадой "Сочи-2014"...
Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.
Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....
Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок
Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок...
Презентация по русскому языку по теме "Обобщение об имени прилагательном".
Презентация по русскому языку "Обобщение об имени прилагательном"....
Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний о предложении"
Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о предложении»Тип урока: развивающий урок на проблемной основе.Цели:иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, ка...