Конспект урока русский язык "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о единственном и множественном числе имен прилагательных

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться находить в тексте прилагательные единственного и множественного числа, задавать вопросы;

 

2) учиться находить и определять число имен прилагательных. 

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка

 

3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass._ed.ch_i_mn.ch_imen_prilagatelnyh.docx258.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 2

Урок: 1

Время:   Кабинет: 

Студент: Низаметдинова Г. К.

Группа: 35

Учитель:

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Единственное и множественное число имен прилагательных»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о единственном и множественном числе имен прилагательных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о единственном и множественном числе имен прилагательных;

2) формировать умение определять число имен прилагательных.

Предметные:

1) учиться находить в тексте прилагательные единственного и множественного числа, задавать вопросы;

2) учиться находить и определять число имен прилагательных.

Развивающие:

1) развивать умение использовать прилагательные в единственном и множественном числе в устной и письменной речи;

2) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка

3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

 2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

  1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте! Меня зовут Гузель Камиловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Давайте прочитаем высказывание, которое вы видите на экране.

«Всегда - учиться, всё - знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

- Как вы понимаете эти строки?

- Как это связать с нашей работой на уроке?  

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе..

- Скажите, какое время года наступило?

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву В.

- Какие звуки обозначает эта буква?

В в В в

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Какие опасные места есть в дате?

- После классной работы с начала строки нужно написать и продолжить ряд прописных и строчных букв В.

- Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв.

- Не забывайте следить за осанкой, спины прямо.

1.Отвечают на вопросы учителя

- Наступила весна.

- ВЕСНА

- [в] – согл., тв., парн.

 [в’] – согл., мягк., парн.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

- Ребята, давайте посмотрим на экран и сравним два текста.

- Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки.

- Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат первые ласточки.

- Сравните эти тексты.

- Чем они отличаются? Какой из текстов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и точным?

- Что вы уже знаете о прилагательном?

- Давайте еще раз обратимся к словосочетаниям, взятым из второго текста.

- жаркий день, голубое небо, белые облака, первые  ласточки. 

- Определим число имен существительных и прилагательных.  

- На какие вопросы отвечают эти прилагательные?

- А какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Верно. Тема урока – «Единственное и множественное число имен прилагательных»

- Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

- Будем учиться …  

ПЛАН УРОКА:

  1. Знакомство с новой темой;
  2. Работа над правилом;
  3. Выполнение заданий;
  4. Подведение итогов;

Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- В первом тексте нет прилагательных, которые могли бы украсить текст и сделать его более красивым.

- Прилагательные сделали второй текст более красочным, понятным.

 

- Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая? какое? какие? Прилагательное связано с существительным.

Жаркий день (какой?) – ед. ч

Голубое небо (какое?) – ед. ч

Белые облака (какие?) – мн. ч

Первые ласточки (какие?) – мн.ч

- Отвечают на вопросы: Какое? Какой? Какие?

- Окончание.

Цель: Будем учиться определять число имен прилагательных.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Молодцы! Давайте откроем учебник на странице 92 и посмотрим на изображение. Что вы видите на этих картинках?

- Верно. Словосочетание красивая бабочка. Давайте зададим вопрос.

- С каким словом связано слово красивая?

- Какое число обозначает слово бабочка?

- Признак скольких предметов обозначает слово «красивая»?

- Давайте рассмотрим еще одно словосочетание – белые облака. Давайте зададим вопрос.

- Определим, какое число обозначает слово облака?

- Признак скольких предметов обозначает слово белые?

Какое это число?

- Ребята, давайте прочитаем правило на странице 92.

- Прочитайте правило в парах.

- Расскажите друг другу это правило.

- Молодцы! Сформулируйте, что вы сейчас узнали.

- Отлично! Давайте прочитаем правило в жёлтой рамке на странице 92.

-Ребята, что нового вы узнали?

-Какой пункт плана мы выполнили?

- Красивая, большая, яркая бабочка.

- Белые облака, красивые бабочки, весенние цветы.

- Бабочка (какая?) красивая.

- Слово «красивая» связано со словом «бабочка»

- бабочка – ед. число

- красивая – ед. число.

- облака – множ. число

Облака (какие?) белые.

Единственное и множественное число имени прилагательного.

Знакомство с правилом.

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Мы с вами продолжаем нашу работу.

- Давайте прочитаем задание 159. 

- Что нужно сделать в этом задании?

- Нужно прочитать и озаглавить текст.

- Как вы думаете, почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль?

- А как мы можем определить, в каком числе употреблено прилагательное?

- Нужно записать этот текст, указать число прилагательных. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

- Давайте проверим предложения.

- Отлично! Вы выполнили это задание. Пора переходить к следующему.

-Посмотрите на задание 160. Давайте прочитаем это упражнение.

- Запишите эти предложения, подчеркивая прилагательные волнистой линией и укажите число прилагательного в скобках.

- Молодцы! Посмотрите на экран, на котором вы видите изображение мамы. Давайте охарактеризуем ее, используя прилагательные.

- Ребята, скажите, над чем мы сейчас работаем?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Итак, что нужно сделать, чтобы определить число имени прилагательного?

1) определить существительное, с которым связано прилагательне;

2) задать вопрос к имени прилагательному;

3) определить число имени прилагательного.

- Озаглавить текст, прочитать, списать, определить число имен прилагательных.

Самое прекрасное (ед.ч.) слово на Земле — мама. У мамы самые добрые (мн.ч.) и ласковые (мн.ч.) руки, самое верное (ед.ч.) и чуткое (ед.ч.) сердце — в нём никогда не гаснет любовь.

- Мама ласковая, заботливая, добрая, красивая, милая.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнём.

(х2)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

-Следующее что мы выполним, это задание 161. Это будем работа в парах. Прочитаем этот текст.  

- В этом задании нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, как показано в примере. Определите число имен прилагательных.

- Отлично! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Бинго». У вас есть карточки с таблицей. Я буду называть существительные, ваша задача найти подходящее прилагательное в таблице и раскрасить его. Например: весна – ранняя.

- Я называю прилагательные в единственном или множественном числе, ваша задача – раскрасить те прилагательные, которые стоят в противоположном

числе. Например: ранние – ранняя.

- Первый, кто заполнит всю таблицу – кричит «бинго».

- Скажите, над чем мы работали в самостоятельной работе?

- Кому было трудно выполнять это задание?

Чёрный кофе (какой?) – ед.ч, серая мышь (какая?) – ед.ч, известная фамилия (какая?) – ед.ч, яблочный шампунь (какой?) ед.ч, вкусный йогурт (какой?) – ед.ч,  белый лебедь (какой?) ед.ч , дождевое облако, зимнее пальто. (какое?) ед.ч

Сильный – сильные, серый – серые, густые – густой, свежий – свежие, добрый – добрые, светлые – светлый, красивые – красивый, молодой – молодые, веселый – веселые.

Задача – трудная

Апельсины спелый – апельсины спелые

Дома – старинные

Трава – зеленая

Высокие – высокий

Горизонт – синий

Погода – теплая

Колючая – колючие

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Вы выполнили многие упражнения, но у меня для вас есть еще одно задание. Это будет работа в группах.

- Перед вами лежат карточки с таблицей. Вам нужно распределить словосочетания в столбики с множественным и единственным числом.

Ед.ч – сладкая малина, красивый цветок, голубое небо, вкусный арбуз, тихая ночь.

Мн. ч – тихие дни, голубые озера, вкусные конфеты, красивые цветы.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока, и какую цель мы ставили?

- Что обозначают прилагательные, которые стоят в единственном числе? На какие вопросы отвечает?

- Прилагательные во множественном числе? На какие вопросы отвечает?

- Посмотрите на экран и оцените свою работу на уроке, используя опорные слова.

Спасибо за урок!

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)

Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты:  Предметные:   -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...

Конспект урока русского языка «Закрепление знаний об имени прилагательном» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний и умений определять род, число и падеж имён прилагательных; составление словосочетания, согласовывая имена существительные и прилагательные в р...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Род и число имен прилагательных», 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА русского языкаТема: «Род и число имен прилагательных»Цель: формирование знаний о взаимосвязи имён прилагательных и имен существительных, об изменении имён прилагательных по ...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П

Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.Планируемые результаты: Предметные:1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего  на письме;2)учит...