Конспект урока русский язык "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК: «Школа России» учебник русский язык 2 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о единственном и множественном числе имен прилагательных
Планируемые результаты:
Предметные: 1) учиться находить в тексте прилагательные единственного и множественного числа, задавать вопросы; |
2) учиться находить и определять число имен прилагательных.
Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений. 2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка |
3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 258.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 2 Урок: 1 Время: Кабинет: | Студент: Низаметдинова Г. К. Группа: 35 Учитель: Методист: Кошкарова Л. С. |
Тема урока «Единственное и множественное число имен прилагательных»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о единственном и множественном числе имен прилагательных.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о единственном и множественном числе имен прилагательных; 2) формировать умение определять число имен прилагательных. | Предметные: 1) учиться находить в тексте прилагательные единственного и множественного числа, задавать вопросы; 2) учиться находить и определять число имен прилагательных. |
Развивающие: 1) развивать умение использовать прилагательные в единственном и множественном числе в устной и письменной речи; 2) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности. | Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений. 2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка 3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела; 2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации |
- Здравствуйте! Меня зовут Гузель Камиловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте прочитаем высказывание, которое вы видите на экране. «Всегда - учиться, всё - знать! - Как вы понимаете эти строки? - Как это связать с нашей работой на уроке? Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1.Проводит беседу о проделанной работе.. - Скажите, какое время года наступило? - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву В. - Какие звуки обозначает эта буква? В в В в -Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Какие опасные места есть в дате? - После классной работы с начала строки нужно написать и продолжить ряд прописных и строчных букв В. - Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. - Не забывайте следить за осанкой, спины прямо. | 1.Отвечают на вопросы учителя - Наступила весна. - ВЕСНА - [в] – согл., тв., парн. [в’] – согл., мягк., парн. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Ребята, давайте посмотрим на экран и сравним два текста. - Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки. - Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат первые ласточки. - Сравните эти тексты. - Чем они отличаются? Какой из текстов, на ваш взгляд, более красивый? Почему? - Какая часть речи сделала второй текст более красивым и точным? - Что вы уже знаете о прилагательном? - Давайте еще раз обратимся к словосочетаниям, взятым из второго текста. - жаркий день, голубое небо, белые облака, первые ласточки. - Определим число имен существительных и прилагательных. - На какие вопросы отвечают эти прилагательные? - А какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось? - Предположите, какая тема нашего урока? - Верно. Тема урока – «Единственное и множественное число имен прилагательных» - Определим цели урока, используя опорные слова на экране. На экране слова: - Будем учиться … ПЛАН УРОКА:
| Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - В первом тексте нет прилагательных, которые могли бы украсить текст и сделать его более красивым. - Прилагательные сделали второй текст более красочным, понятным.
- Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая? какое? какие? Прилагательное связано с существительным. Жаркий день (какой?) – ед. ч Голубое небо (какое?) – ед. ч Белые облака (какие?) – мн. ч Первые ласточки (какие?) – мн.ч - Отвечают на вопросы: Какое? Какой? Какие? - Окончание. Цель: Будем учиться определять число имен прилагательных. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - Молодцы! Давайте откроем учебник на странице 92 и посмотрим на изображение. Что вы видите на этих картинках? - Верно. Словосочетание красивая бабочка. Давайте зададим вопрос. - С каким словом связано слово красивая? - Какое число обозначает слово бабочка? - Признак скольких предметов обозначает слово «красивая»? - Давайте рассмотрим еще одно словосочетание – белые облака. Давайте зададим вопрос. - Определим, какое число обозначает слово облака? - Признак скольких предметов обозначает слово белые? Какое это число? - Ребята, давайте прочитаем правило на странице 92. - Прочитайте правило в парах. - Расскажите друг другу это правило. - Молодцы! Сформулируйте, что вы сейчас узнали. - Отлично! Давайте прочитаем правило в жёлтой рамке на странице 92. -Ребята, что нового вы узнали? -Какой пункт плана мы выполнили? | - Красивая, большая, яркая бабочка. - Белые облака, красивые бабочки, весенние цветы. - Бабочка (какая?) красивая. - Слово «красивая» связано со словом «бабочка» - бабочка – ед. число - красивая – ед. число. - облака – множ. число Облака (какие?) белые. Единственное и множественное число имени прилагательного. Знакомство с правилом. | 6-8 слайды презентации | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Мы с вами продолжаем нашу работу. - Давайте прочитаем задание 159. - Что нужно сделать в этом задании? - Нужно прочитать и озаглавить текст. - Как вы думаете, почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль? - А как мы можем определить, в каком числе употреблено прилагательное? - Нужно записать этот текст, указать число прилагательных. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ - Давайте проверим предложения. - Отлично! Вы выполнили это задание. Пора переходить к следующему. -Посмотрите на задание 160. Давайте прочитаем это упражнение. - Запишите эти предложения, подчеркивая прилагательные волнистой линией и укажите число прилагательного в скобках. - Молодцы! Посмотрите на экран, на котором вы видите изображение мамы. Давайте охарактеризуем ее, используя прилагательные. - Ребята, скажите, над чем мы сейчас работаем? - Какой вывод мы можем сделать? - Итак, что нужно сделать, чтобы определить число имени прилагательного? 1) определить существительное, с которым связано прилагательне; 2) задать вопрос к имени прилагательному; 3) определить число имени прилагательного. | - Озаглавить текст, прочитать, списать, определить число имен прилагательных. Самое прекрасное (ед.ч.) слово на Земле — мама. У мамы самые добрые (мн.ч.) и ласковые (мн.ч.) руки, самое верное (ед.ч.) и чуткое (ед.ч.) сердце — в нём никогда не гаснет любовь. - Мама ласковая, заботливая, добрая, красивая, милая. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 9-10 слайд презентации |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнём. (х2) | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Внешний контроль | -Следующее что мы выполним, это задание 161. Это будем работа в парах. Прочитаем этот текст. - В этом задании нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, как показано в примере. Определите число имен прилагательных. - Отлично! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Бинго». У вас есть карточки с таблицей. Я буду называть существительные, ваша задача найти подходящее прилагательное в таблице и раскрасить его. Например: весна – ранняя. - Я называю прилагательные в единственном или множественном числе, ваша задача – раскрасить те прилагательные, которые стоят в противоположном числе. Например: ранние – ранняя. - Первый, кто заполнит всю таблицу – кричит «бинго». - Скажите, над чем мы работали в самостоятельной работе? - Кому было трудно выполнять это задание? | Чёрный кофе (какой?) – ед.ч, серая мышь (какая?) – ед.ч, известная фамилия (какая?) – ед.ч, яблочный шампунь (какой?) ед.ч, вкусный йогурт (какой?) – ед.ч, белый лебедь (какой?) ед.ч , дождевое облако, зимнее пальто. (какое?) ед.ч Сильный – сильные, серый – серые, густые – густой, свежий – свежие, добрый – добрые, светлые – светлый, красивые – красивый, молодой – молодые, веселый – веселые. Задача – трудная Апельсины спелый – апельсины спелые Дома – старинные Трава – зеленая Высокие – высокий Горизонт – синий Погода – теплая Колючая – колючие | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Вы выполнили многие упражнения, но у меня для вас есть еще одно задание. Это будет работа в группах. - Перед вами лежат карточки с таблицей. Вам нужно распределить словосочетания в столбики с множественным и единственным числом. | Ед.ч – сладкая малина, красивый цветок, голубое небо, вкусный арбуз, тихая ночь. Мн. ч – тихие дни, голубые озера, вкусные конфеты, красивые цветы. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 11-12 слайд презентации |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока, и какую цель мы ставили? - Что обозначают прилагательные, которые стоят в единственном числе? На какие вопросы отвечает? - Прилагательные во множественном числе? На какие вопросы отвечает? - Посмотрите на экран и оцените свою работу на уроке, используя опорные слова. Спасибо за урок! |
| УУРД: Оценивать свою работу | 13-14 слайд презентации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-138732-1358529459.jpg)
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/12/picture-1203156-1686586544.jpg)
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/12/picture-1203156-1686586544.jpg)
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303059-1610215335.jpg)
Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1306139-1610988951.jpg)
Конспект урока русского языка «Закрепление знаний об имени прилагательном» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний и умений определять род, число и падеж имён прилагательных; составление словосочетания, согласовывая имена существительные и прилагательные в р...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Род и число имен прилагательных», 4 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА русского языкаТема: «Род и число имен прилагательных»Цель: формирование знаний о взаимосвязи имён прилагательных и имен существительных, об изменении имён прилагательных по ...
Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.Планируемые результаты: Предметные:1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме;2)учит...