Урок развития связной речи в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Филиппова Марина Анатольевна

Урок развития связной речи в 3 классе. Подготовка к изложению текста-описания "Лось".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_svyaznoy_rechi_v_3_klasse.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития связной речи в 3 классе.

Тема. Подготовка к изложению текста – описания «Лось».

Цель: Подготовить учащихся к написанию изложения текста – описания «Лось».

Задачи:

  1. Формировать  умения определять  тип  речи,  тему,  идею, делить  текст  на  части и  составлять  план.
  2. Формировать  умения  составлять  текст  на  основе  авторского.
  3. Развивать орфографическую зоркость.

     

                                                  Ход  урока.

  1. Актуализация  знаний.
  2. Структурный   анализ  текста.
  1. Работа с текстом.

На  партах  лежат  конверты с текстами. Достаньте из конвертов «Секретики»

  1. а) чтение текста про себя.

Лось.

       В  лесной  тишине  послышался  хруст  снега.  На  поляну  вышел  лось.  Он  обитает  в  сибирской  тайге  и  в  наших  лесах.  У  лесного  великана  длинная  горбоносая  морда.  Он  тяжёлый  и  грузный, а  ноги  высокие  и  стройные.  Ему  не  страшны  болота  и  снега.  Зимой  лось  ест  ветки  и  осиновую  кору.  Летом  он  питается  болотными  травами.  Тяжёлые  и  широкие рога,  острые  копыта  защищают  его  от  врагов. Лось – лесной  и  мирный  житель.

-Что вы прочитали? Докажите.

(Прочитали  текст.  Предложения связаны друг с другом  по  смыслу. Можно выделить тему и идею, есть заголовок)

      б). Словарная  работа.

Обитает – живёт

Хруст снега – треск  чего- либо хрупкого, ломающего

Сибирская тайга – густой лес, труднопроходимый

Горбоносая морда – с выпукло – прогнутой верхней линией морды

Грузный – тяжеловесный, громоздкий

Великан – большой, огромный

        в). Чтение текста вслух.

Вопросы по содержанию.

- О чём  этот  текст? (тема)

( О лосе, О лесном  великане, Описание лося)

- Где  лось  обитает?

( Лось  обитает  в  сибирской  тайге  и  в  наших  лесах)

- Чем  питается  лось?

(Зимой лось  ест  ветки  деревьев и  осиновую  кору.  Летом  он  питается  болотными  травами.)

- Что  защищает  его  от  врагов?

(Тяжёлые и широкие  рога, острые  копыта защищают его от врагов.)

- Определите тип речи.

( Это текст - описание.)

- Докажите. ( Можно использовать памятку)

- В начале текста  есть  предмет  описания. ( На поляну вышел лось.)

-Остальные слова и предложения называют  признаки этого предмета. ( Лесной великан,  длинная горбоносая морда, он тяжёлый и грузный, ноги высокие и стройные,  тяжёлые и широкие рога, острые копыта)

 -Последнее предложение завершает текст, то есть -  вывод)

(Лось – лесной и мирный житель)

г) Чтение текста про себя. Деление текста на части.

1ч. Как появился лось.

2ч. Признаки лося.

3ч . Вывод.

Составление плана. Озаглавливание.

1ч. Появление лося.

2ч. Описание лося.

          А) где обитает

          Б) внешний вид

          В) чем питается

          Г) что спасает от врагов

3ч.  Лось – лесной и мирный житель.

Физминутка про лося.

III. Языковой анализ текста.

- Какова тема текста? (О лесном великане)

 -Какова идея? ( Лось – лесной и мирный житель)

- Какие слова помогли автору раскрыть тему и идею? ( В тексте много прилагательных, при помощи которых можно правильно описать предмет)

- Продолжаем работать с текстом.

1ч. Появление лося.

 1-2 предложение представляет  нам  предмет описания.

В лесной тишине – в лесу тихо

Хруст снега – на что указывает, к чему нас готовит?

(Сейчас появится кто – то тяжёлый)

На поляну – нам будет хорошо его видно

2ч. Описание лося.

1пр –е.

Он – о ком идёт речь? О лосе  (чтобы не повторяться)

Обитает – как по – другому? ( живёт)

В сибирской тайге – густой лес, дикий, труднопроходимый

2 пр-е.

У лесного великана – большое животное

- Почему морда, а не лицо? ( У животных – морда)

Горбоносая – нос горбом (указывает на форму носа)

3 пр-е.

Он – лось

А – сравнение, противопоставление

( Тело тяжёлое и грузное, а ноги стройные и высокие)

4 пр-е.

Ему – лосю

Не страшны - не боится, не опасается

- Почему именно болота и снега? (  В лесу встречаются не только сухие места, но и болотистые. Лось не впадает в спячку, ходит по лесу зимой)

5 – 6 пр- е.

Зимой – ест

 Летом – питается

- Можно ли зимой есть болотную траву? ( Нет. Зимой болото замерзает)

7 пр – е.

Защищает – спасает, оберегает, не нападает.

- Что защищает лося от врагов? ( Тяжёлые и широкие рога, острые копыта)

3ч. Какой вывод сделал автор?

(Лось – лесной и мирный житель)

Повторное чтение текста.

IV. Орфографическая работа.

- Найдите слова на знакомые правила и объясните их написание.

На доске слова на неизученные правила.

Вышел, обитает, сибирская тайга, горбоносая морда, грузный, не страшны, питается, копыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития связной речи о родительской любви "Щедрое дерево"

Нравственный урок о Добре...о слепой родительской любви......

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".

Урок развития связной речи направлен на  формирование  у учащихся речевых умений....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...