конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ-ООШ с. Георгиевка Марксовского района Саратовской области
Технологическая карта урока русского языка
в 4 классе
Тема «Спряжение глаголов»
Подготовила
учитель начальных классов
Свинаренко Елена Алексеевна
2017-2018 учебный год
Предмет: русский язык
Класс: 4 УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Спряжение глаголов»
Форма урока: « открытие» нового знания
Методы и приемы обучения: поисковый, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником .
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения, технология критического мышления - кластер
Цель:
- создать условия для формирования понятия «спряжение глаголов».
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение определять спряжение у глаголов ;
- закрепить знания о глаголе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
- воспитывать волевые качества;
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять грамматические признаки глаголов, научиться определять спряжение глаголов.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Оборудование: учебник С.В. Иванов «Русский язык». 4 класс, карточки для работы в группе, парах, картина, звукозапись, презентация.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формируемые УУД |
1.Мотивация 5мин | Орг.момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять Учитесь тайны открывать. Чтоб за работу получать Только лишь оценку «Пять» -Здравствуйте. Что такое здравствуй? Лучшее из слов. Потому что здравствуй. Значит, БУДЬ ЗДОРОВ. - Что в вашем понимании «будь здоров»? Ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. | Внимательно слушают, улыбаются , повторяют за учителем Отвечают на вопрос учителя. | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность |
1мин | Пальчиковая гимнастика Чистописание -Урок начнем с минутки чистописания. Де нч ча ет чи Декабрь год кончает, зиму начинает. -Как вы понимаете смысл пословицы? Беседа о зиме. -Составьте предложения о зиме. - Какое предложение самое красивое? Словарная работа На доске выражения. Записать их одним словом. 1.Подвергаться опасности, риску (рисковать) 2.Относиться с уважением к людям (уважать) 3.Нестись, передвигаться по воздуху (лететь) - Проверьте, такие ли слова у вас получились (рисковать, уважать, лететь) Проверка. - Какой частью речи являются эти слова? На всех уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. | Отвечают на вопросы учителя. Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопросы учителя. 1 ученик у доски, остальные в тетради. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив- ные: выдвигают и объясняют свою точку зрения |
2.Актуализа- ция знаний 5мин | -Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам… ( глагол). -Сегодня на уроке вы будете в роли исследователей. Вы должны будете исследовать глагол. А что конкретно, вы узнаете, если прочитаете эту запись на доске: САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ - Работать будете в группах. Распределите роли в группе. -Слушаем задание. Зачеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать над чем вы будем работать , т.е. тему нашего урока. Какие слова у вас получились? - Молодцы! С заданием справились хорошо. - Чему хотите научиться на уроке? - Что ждёте от урока? - Каким хотите видеть урок? - Успех урока зависит от нашей с вами дружной работы. | Ответ Дети делятся на группы или учитель делит на 2 группы? Ответ: спряжение глаголов. Ответы: | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения |
3. Выявление места и причи- ны затруд-нения 7мин | -Прочитайте предложения на доске и найдите общее в выделенных словах. На доске запись: Ласково светит зимнее солнце. Веет легкий ветерок. - Что вы ещё знаете о глаголе? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? - Какой морфологический признак глагола вы можете ещё назвать? - Глагол изменяется по числам. Сравните глаголы: светит, веет по плану: План 1.Лицо. 2.Число. 3.Окончание. У.Что вы заметили? | Читают, … Это глаголы третьего лица. Ответы детей… Сравнивают . Глаголы в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
4. Этап построения проек- та выхода из затруд- нения. 5мин 5. Реализация постро-ения проек-та 5мин | Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Сегодня на уроке вы будете наблюдать за глаголами, почему у них бывают разные окончания. Как делятся на группы и по каким признакам? Вспомните тему нашего урока. Что же такое спряжение? Обратитесь к плану. - Сравним с выводом в учебнике с. 121. - Когда нужно глагол изменить по лицам и числам, говорят , что нужно глагол проспрягать.
Возьмите конверты и достаньте содержимое. Понаблюдайте и сделайте вывод: почему разные окончания.
Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную –е-, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют, относятся к 1 спряжению. (на доске появляется карточка с окончаниями 1 спряжения) ( Слайд Глаголы, которые имеют в окончаниях букву – и-, а в форме 3-го лица множественного числа- окончания – ат, - ят относятся ко 2 спряжению. На доске появляется вторая карточка с окончаниями глаголов 2 спряжения (-ю, ишь, -ит,- им, -ите, -ат, - ят) А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? Обобщите наши рассуждения. Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения? Видеофизминутка 2мин | Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам. Сияет, веет, лежит, долбит. Работают в парах Ответы детей.
Составляют кластер. . Ответы детей. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания |
6. Закреп-ление. 5мин 7. Самос-тоятель-ная работа с провер-кой 5мин | Работа по учебнику с.121 упр. 1. - Прочитайте задание. - Что нужно делать? Или как вы его будете выполнять? Работа в парах - Кто не сделал ни одной ошибки? - Кто сделал одну ошибку? - Кто сделал две ошибки ? - У кого более двух ошибок? - Почему вы так распределили глаголы? - Зима – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о зиме. - Кто из вас знает пословицы о зиме? - Попробуйте прочитать пословицу и записать её в тетрадь. припасает, зима, а, поедает , лето Проверка. Назовите глаголы, определите спряжение глаголов Проверьте. На доске запись: Лето припасает, зима поедает. Беседа по картине. - Что делают дети? Назовите глаголы и определите их спряжение. Дифференцированное задание. Предлагаю задания 2-х уровней. Задание на синей карточке сложнее, а на красной- легче. Оцените свои возможности и выберите себе карточку с заданием которой вы справитесь. | Работают с учебником ( по 1 у доски) Отвечают на вопросы. Самостоятельно работают. Ответы детей. Дети называют глаголы, определяют спряжение. | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. Оценивают усваиваемое содержание. |
8.Реф-лексия 5мин | Обобщение знаний об окончаниях 1 и 2 спряжения. Еще раз вернемся к нашему плану и повторим все то, что мы узнали о спряжении глаголов. (Дети делают вывод по уроку) - кластер Оцени свою работу на уроке (на карточке). (Карточки раздаются заранее.) 1. Работал самостоятельно без ошибок. 2. 2.Работал самостоятельно, но допустил ошибки. - Кому было интересно, поднимите синюю снежинку, кому было скучно – серую снежинку. | Оценивают свою работу | Личностные: оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения |
9. Домаш-нее задание 1мин Доп-но | 1. 1. Выучить правило о спряжении с. 121 длдля всех обязательно. 2. 2. Упр.2 или 3,с.121 на выбор (инструктаж к выполнению задания) Музыкальная пауза. (Слушание 1 куплета песни « Хорошо что каждый год к нам приходит Новый год,,,») -Какие глаголы услышали в песне? Сколько глаголов, посчитайте? К какому спряжению они относятся? | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"
Представлен материал на основе пословиц...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов в речи; Планируемые результатыПредметн...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:· Предметные: знать: ка...
Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...
Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...