конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Свинаренко Елена Алексеевна

Технологическая карта урока  по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_spr.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-ООШ с. Георгиевка Марксовского района Саратовской области

Технологическая карта урока русского языка

 в 4 классе

Тема «Спряжение глаголов»

Подготовила

учитель начальных классов

Свинаренко Елена Алексеевна

                                                                  2017-2018 учебный год

Предмет: русский язык

Класс: 4  УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Спряжение глаголов»

Форма урока:  « открытие»  нового знания

Методы и приемы обучения:  поисковый, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником .

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения, технология критического мышления - кластер

Цель:

- создать условия для формирования понятия «спряжение глаголов».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов ;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

        Предметные: научиться определять грамматические признаки глаголов, научиться определять спряжение глаголов.

        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

           Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Оборудование: учебник С.В. Иванов «Русский язык». 4 класс, карточки для работы в группе, парах, картина, звукозапись, презентация.

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 
  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

                                                                Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формируемые  УУД

1.Мотивация

5мин

Орг.момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать.

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «Пять»

-Здравствуйте. Что такое здравствуй?

Лучшее из слов.

Потому что  здравствуй.

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

- Что в вашем понимании «будь здоров»?

 Ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

Внимательно слушают, улыбаются , повторяют за учителем

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность

1мин

Пальчиковая гимнастика

Чистописание

-Урок начнем с минутки чистописания.

Де  нч  ча  ет    чи

Декабрь год кончает, зиму начинает.

-Как вы понимаете смысл пословицы?  Беседа о зиме.

-Составьте предложения о зиме.

- Какое предложение самое красивое?

Словарная работа

На доске выражения. Записать их одним словом.

1.Подвергаться опасности, риску (рисковать)

2.Относиться с уважением к людям (уважать)

3.Нестись, передвигаться по воздуху (лететь)

- Проверьте, такие ли слова у вас получились (рисковать, уважать, лететь)

Проверка.

- Какой частью речи являются эти слова?

На всех уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют смысл пословицы.

Отвечают на вопросы учителя.

 1 ученик у доски, остальные в тетради.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив- ные: выдвигают и объясняют свою точку зрения

2.Актуализа-

ция знаний

5мин

-Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам… (  глагол).

-Сегодня на уроке вы  будете в роли исследователей. Вы должны будете исследовать глагол. А  что конкретно, вы узнаете, если прочитаете эту запись на доске:

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

- Работать будете в группах. Распределите роли в группе.

-Слушаем задание.

Зачеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать над чем вы будем работать , т.е. тему нашего урока.

Какие слова у вас получились?

- Молодцы! С заданием справились хорошо.

- Чему хотите научиться на уроке?

- Что ждёте от урока?

- Каким  хотите видеть урок?

- Успех урока зависит от нашей с вами дружной работы.

Ответ

 Дети делятся на группы или учитель делит на 2 группы?

Ответ: спряжение глаголов.

Ответы:

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения

3. Выявление места и причи-

ны затруд-нения

7мин

-Прочитайте предложения на доске и найдите общее в выделенных словах.

На доске запись:

Ласково светит зимнее солнце.

Веет легкий ветерок.

- Что вы ещё знаете о глаголе?  Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?

-  Какой морфологический признак глагола вы можете ещё назвать?

- Глагол изменяется по  числам.

Сравните глаголы: светит, веет по плану:

План

1.Лицо.

2.Число.

3.Окончание.

У.Что вы заметили?

Читают,  …  

Это глаголы третьего лица.

Ответы детей…

Сравнивают .                            

Глаголы в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

4. Этап построения проек-

та выхода из затруд-

нения.

5мин

5.

Реализация постро-ения проек-та

5мин

 Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Сегодня на уроке вы  будете наблюдать за глаголами, почему у них бывают разные окончания. Как делятся на группы и по каким признакам?  Вспомните тему нашего урока. Что же такое спряжение? Обратитесь к плану.

- Сравним с выводом в учебнике с. 121.

- Когда нужно глагол изменить  по лицам и числам, говорят ,  что нужно глагол проспрягать.

 

Возьмите конверты и достаньте содержимое. Понаблюдайте и сделайте вывод: почему разные окончания.

 

Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную –е-, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют, относятся к 1 спряжению.

(на доске появляется карточка с окончаниями 1 спряжения) ( Слайд

Глаголы, которые имеют в окончаниях букву – и-, а в форме 3-го лица множественного числа- окончания – ат, - ят относятся ко 2 спряжению.

На доске появляется вторая карточка с окончаниями глаголов 2 спряжения

(-ю, ишь, -ит,- им, -ите, -ат, - ят)

А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

 Обобщите наши рассуждения.

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

Видеофизминутка 2мин

Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.

Сияет, веет, лежит, долбит.

Работают в парах

Ответы детей.

 

 

Составляют кластер.

.

Ответы детей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания

6. Закреп-ление.

5мин

7. Самос-тоятель-ная работа с провер-кой

5мин

Работа по учебнику с.121 упр. 1.

- Прочитайте задание.

- Что нужно делать? Или как вы его будете выполнять?

Работа в парах

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кто  сделал одну ошибку?

- Кто  сделал две ошибки ?

- У кого более двух ошибок?

- Почему вы так распределили глаголы?    

- Зима – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о зиме.

- Кто из вас знает пословицы о зиме? - Попробуйте прочитать  пословицу и записать её в тетрадь.

припасает, зима, а, поедает , лето

Проверка.

Назовите глаголы, определите спряжение глаголов

Проверьте. На доске запись:

Лето припасает, зима поедает.

Беседа по картине.

- Что делают дети? Назовите глаголы и определите их спряжение.

Дифференцированное задание.

Предлагаю задания 2-х уровней. Задание на синей карточке сложнее, а на красной- легче. Оцените свои возможности и выберите себе карточку с заданием которой вы справитесь.

Работают с учебником

( по 1 у доски)

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают.

Ответы детей.

Дети называют глаголы, определяют спряжение.

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Оценивают усваиваемое содержание.

8.Реф-лексия

5мин

Обобщение знаний об окончаниях 1 и 2 спряжения.

 Еще раз вернемся к нашему плану и повторим все то, что мы узнали о спряжении глаголов.

(Дети делают вывод по уроку)    -    кластер

Оцени свою работу на уроке (на карточке). (Карточки раздаются заранее.)

       1. Работал самостоятельно без ошибок.

2. 2.Работал самостоятельно, но допустил ошибки.

- Кому было интересно, поднимите  синюю снежинку, кому было скучно – серую снежинку.

Оценивают

свою работу

Личностные: оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

9.

Домаш-нее задание

1мин

Доп-но

1. 1. Выучить правило о спряжении с. 121 длдля  всех обязательно.

 2. 2. Упр.2 или 3,с.121 на выбор  (инструктаж к выполнению задания)

Музыкальная пауза.

(Слушание 1 куплета песни  « Хорошо что каждый год к нам приходит Новый год,,,»)

-Какие глаголы услышали в песне? Сколько глаголов, посчитайте?  К какому спряжению они относятся?

Записывают в дневник



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"

Представлен материал на основе пословиц...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...

Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...