рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по русскому языку являются:
1. Авторская программа курса «Русский язык», 3 класс (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)
2. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Учебный план МБОУ «Весёловская СОШ» на 2016-2017 учебный год
5. Положение о Рабочей программе учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) МБОУ «Веселовская СОШ»
6. Основная образовательная программа начального общего образования на 2016- 2017 учебный год МБОУ «Веселовская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_-_kopiya.docx | 66.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по русскому языку являются:
- Авторская программа курса «Русский язык», 3 класс (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)
- Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Учебный план МБОУ «Весёловская СОШ» на 2016-2017 учебный год
- Положение о Рабочей программе учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) МБОУ «Веселовская СОШ»
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2016- 2017 учебный год МБОУ «Веселовская СОШ»
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение познавательных и социокультурных целей:
Познавательные цели:
- Формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
- Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
- Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
- овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов третьего года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию второго класса.
В третьем классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т. п. ), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.
На третьем году обучения новой для учащихся будет информация о способах словообразования (приставочный, суффиксальный), различение словообразования и словоизменения, представление о сложных словах (с двумя корнями). В разделе «Морфология» вводится понятие о падеже имен существительных и имен прилагательных, о местоимении как части речи, множественном и единственном числе личных местоимений, начальной форме, времени, лице и числе глаголов, служебных частях речи (союзах, частицах). В разделе «Синтаксис» расширяются представления учащихся о словосочетаниях (словосочетания с синонимичными значениями, согласование и управление слов), о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, подробно изучаются главные члены предложения.
В разделе «Правописание» формируются представления о правилах правописания гласных и согласных в приставках, употребления мягкого знака после шипящих на конце слова, разделительного твердого знака, родовых окончаний прилагательных и глаголов прошедшего времени, написания частицы «не» с глаголами.
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр. ). Курс имеет познавательнокоммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Веселовская СОШ» на 2016-2017 уч. год предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 5 часов в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская СОШ» расписанию на 2016-2017 уч. год общий объём учебного времени составляет 170 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета(личностные, метапредметные и предметные )
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
- осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
- руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
- следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
- владеть общим способом проверки орфограмм;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программного материала:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонация, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
- использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);
- осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
— названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
— правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
— правила употребления знаков препинания в конце предложения.
Уметь:
— производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
— различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
— устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
— производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
— грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
Программа курса также позволяет дать представление о:
— речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;
— разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);
— языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);
— изобразительных средствах языка, приемах создания слова-образа (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);
сформировать умения:
— уместно и правильно использовать высказывания этикетного характера при разговоре по телефону, при встрече, обращении с просьбой, приглашении;
— воспринимать, излагать содержание прочитанных (услышанных) текстов в 60-75 слов, высказываться самостоятельно на темы, близкие жизненному опыту учащихся (описания цветов, выражение отношения ко времени года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочетами либо с привлечением сторонней помощи |
«4» (хорошо) | Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4» (очень хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат |
«5» (отлично) | Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» (превосходно) | Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование), по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает тексты самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах, как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу).
Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.
С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность. С этой целью рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также комплексную контрольную работу, отдельные задания которой направлены на умение работать с текстом, проверку уровня овладения письменной речью.
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, творческие работы учащихся, позволяющие оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.
Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов 30-40 слов.
Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводиться 1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее словарных слов.
Контрольный словарный диктант включает в себя 15 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент и проводится 3 раза в год: в начале учебного года для проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными во втором классе (10-15 слов), а также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных к изучению в третьем классе слов.
Критерии оценки письменных работ учащихся по русскому языку
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Диктант | Выполнение работы без ошибок, допускается 1-2 аккуратных исправления | 1-2 ошибки на изученные правила либо ошибки на неизученные правила | 3-5 ошибок на изученные правила | Более 5 ошибок на изученные правила |
Проверочное списывание | Выполнение работы без ошибок с соблюдением каллиграфических норм | 1 ошибка или 1-3 исправления | 2-3 ошибки либо более 3 исправлений | Более 3 ошибок |
Словарный диктант | Выполнение без ошибок исправлений | 1 ошибка, 1-2 исправления | 2 ошибки | Более 2 ошибок |
В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.)
Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с учащимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Количество контрольных и проверочных работ за год.
Вид контроля | Количество |
Проверочная работа | 4 |
Проверочное тестирование | 1 |
Контрольный диктант | 5 |
Контрольное списывание | 2 |
Контрольный словарный диктант | 3 |
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речевое общение (46 ч. )
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (17 ч. )
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр. ); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др. ), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (26 ч. )
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1 - 2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения (127 ч. )
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (75 ч. )
Общие сведения о языке. (1 ч. ) О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п. ). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, е, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч, 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б, 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика - 4 ч.). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика - 8 ч.). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др. ), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи (морфология - 32 ч.). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т. п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис (30 ч.)
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненных обращениями.
Орфография и пунктуация (52 ч.)
Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц. Знаки препинания в конце предложений.
Слова с непроверяемым написанием.
Автомобиль, аквариум, альбом, аппарат, аппетит, багаж, батарея, береза, береста (береста), беречь, беседа, блокнот, вверх, вниз, внимание, восхищение, вперед, гвоздика, георгин, гимнастерка, гимнастика, гладиолус, горизонт, государство, здание, здесь, здоровье, извинение, иллюстрация, Интерес, квартира, километр, колокольчик, комбат, комната, компас, корабль, корзинка, корова, костер, лопата, молоко, образ, объект, огород, огурец, одуванчик, памятник, память, песок, полотенце, помидор, природа, профессия, сверкать, сначала, собеседники, солома, соломенная, соломинка, специальность, субъект, урожай, фиолетовый, фломастер, фотоаппарат, фотография, шел.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Основные характеристики видов деятельности обучающихся |
Речевое общение: | 46 | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи.. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения. Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках Делать простые обобщения. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства). Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи. Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста. Связно излагать всю информацию о предложении. Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях |
Виды речевой деятельности (коммуникативно-рече- вые умения) Язык как средство общения: Круг сведений о языке и речи Общие сведения о языке и речи Слово и его значение (лексика) Слово и его строение (морфемика) Слово как часть речи (морфология) Синтаксис Орфография и пунктуация Итог | 26 127 75 1 4 8 32 30 52 170 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 3 класс 170 ч (5 ч в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | |||
план | факт | ||||
ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч.) | |||||
1 | 1.09 | Речь устная и письменная. Повторение орфограмм | |||
2 | 2.09 | Речь устная и письменная | |||
3 | 5.09 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) | |||
4 | 6.09 | Речевые действия. Речь и культура | |||
5 | 7.09 | Общее повторение правил записи слов | |||
6 | 8.09 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов | |||
7 | 9.09 | Обозначение твердых и мягких согласных на письме | |||
8 | 12.09 | Большая буква в именах собственных | |||
9 | 13.09 | Значение слова (лексическое) | |||
10 | 14.09 | Значимые части слов | |||
11 | 15.09 | Лексическое и общее значения слов | |||
12 | 16.09 | Слово в предложении | |||
13 | 19.09 | Слово в предложении и тексте | |||
14 | 20.09 | Урок-тренинг. Письмо по памяти. Контрольный словарный диктант | |||
15 | 21.09 | Урок-тренинг. Письмо под диктовку с комментированием | |||
16 | 22.09 | Стартовая диагностическая работа | |||
17 | 23.09 | Анализ и коррекция ошибок | |||
18 | 26.09 | Изложение «Свет осени» | |||
19 | 27.09 | Анализ изложений | |||
20 | 28.09 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы* | |||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (24 ч) | |||||
21 | 29.09 | Слово. Предложение. Текст | |||
22 | 30.09 | Слово и его роль в речи | |||
23 | 3.10 | Слово и словосочетание | |||
24 | 4.10 | Части речи | |||
25 | 5.10 | Род имен существительных | |||
26 | 6.10 | Род имен существительных | |||
27 | 7.10 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в И.п) | |||
28 | 10.10 | Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце | |||
29 | 11.10 | Изменение имен прилагательных по родам | |||
30 | 12.10 | Связь частей речи в словосочетаниях | |||
31 | 13.10 | Связь частей речи в словосо-четаниях. Тренинг | |||
32 | 14.10 | Устойчивые сочетания слов | |||
33 | 17.10 | Предложение (вводный урок) | |||
34 | 18.10 | Вопросительные и повествовательные предложения | |||
35 | 19.10 | Употребление отрицательной частицы НЕ | |||
36 | 20.10 | Побудительные предложения | |||
37 | 21.10 | Восклицательные предложения | |||
38 | 24.10 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) | |||
39 | 25.10 | Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений | |||
40 | 26.10 | Контрольный диктант за первую четверть | |||
41 | 27.10 | Анализ и коррекция ошибок | |||
42 | 28.10 | Урок-тренинг | |||
43 | 7.11 | Объяснительный диктант | |||
44 | 8.11 | Школа грамотея* | |||
45 | 9.11 | Текст | |||
46 | 10.11 | Повествование | |||
47 | 11.11 | Описание | |||
48 | 14.11 | Рассуждение | |||
49 | 15.11 | Списывание текста с речевой задачей | |||
50 | 16.11 | Подготовка к изложению | |||
51 | 17.11 | Изложение с условным названием «Долгождан-ная зима» | |||
52 | 18.11 | Редактирование изложения | |||
53 | 21.11 | Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) о зиме | |||
О ГЛАВНОМ (45 ч) | |||||
54 | 22.11 | Главные части в средствах языка | |||
55 | 23.11 | Корень – главная значимая часть слова | |||
56 | 24.11 | Правописание корня. Повторение | |||
57 | 25.11 | Правописание корня. Обобщение | |||
58 | 28.11 | Способы проверки безударных гласных в корне слова | |||
59 | 29.11 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре | |||
60 | 30.11 | Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах | |||
61 | 1.12 | Изложение текста «Ухоронки» | |||
62 | 2.12 | Редактирование изложения | |||
63 | 5.12 | Главное слово в словосочетании | |||
64 | 6.12 | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения | |||
65 | 7.12 | Подлежащее и грамматические средства его выражения | |||
66 | 8.12 | Сказуемое и грамматические средства его выражения | |||
67 | 9.12 | Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения | |||
68 | 12.12 | Тема и основная мысль текста | |||
69 | 13.12 | Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров | |||
70 | 14.12 | Способы выражения основной мысли в текстах | |||
71 | 15.12 | Создание текста на основе его главной мысли | |||
72 | 16.12 | Контрольное списывание текста «Русь» | |||
73 | 19.12 | Подготовка к контрольному диктанту | |||
74 | 20.12 | Контрольный диктант за вторую четверть | |||
75 | 21.12 | Анализ и коррекция ошибок | |||
76 | 22.12 | Проверочная работа комплексного характера | |||
78 | 23.12 | Творческие работы детей по теме «Новогодняя елка» | |||
79 | 26.12 | Презентация и анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности | |||
80 | 27.12 | Главные части слова и словосочетания | |||
81 | 28.12 | Части речи в роли главных членов предложения. Контрольный словарный диктант | |||
82 | 29.12 | Употребление личных местоимений в роли подлежащего | |||
83 | 11.01 | Значение лица и числа личных местоимений | |||
84 | 12.01 | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений | |||
85 | 13.01 | Сказуемое. Употребление форм глагола | |||
86 | 16.01 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | |||
87 | 17.01 | Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа | |||
88 | 18.01 | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов | |||
89 | 19.01 | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени | |||
90 | 20.01 | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего ремени | |||
91 | 23.01 | Употребление временных глаголов в роли сказуемого | |||
92 | 24.01 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | |||
93 | 25.01 | Главная (основная) мысль текста (обобщение) | |||
94 | 26.01 | Тренинг. Подготовка к диктанту | |||
95 | 27.01 | Проверочная работа (диктант) | |||
96 | 30.01 | Анализ и коррекция ошибок | |||
97 | 31.01 | Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки | |||
98 | 1.02 | Презентация и анализ творческих работ | |||
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ (50 ч) | |||||
99 | 2.02 | Структурные части средств языка | |||
100 | 3.02 | Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний | |||
101 | 6.02 | Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений | |||
102 | 7.02 | Правописание приставок и предлогов | |||
103 | 8.02 | Приставки. Их значение, правописание | |||
104 | 9.02 | Употребление слов с приставками в составе текстов | |||
105 | 10.02 | Правописание гласных в приставках | |||
106 | 13.02 | Правописание гласных в приставках. Закрепление. Тренинг | |||
107 | 14.02 | Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки | |||
108 | 15.02 | Правописание согласных в приставках. Приставки в наречиях | |||
109 | 16.02 | Разделительный твердый знак | |||
110 | 17.02 | Употребление разделительного твердого знака | |||
111 | 20.02 | Употребление разделительных твердого и мягкого знаков | |||
112 | 21.02 | Употребление и правописание слов с приставками | |||
113 | 22.02 | Обучение написанию текста объявления | |||
114 | 27.02 | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | |||
115 | 28.02 | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий | |||
116 | 1.03 | Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками | |||
117 | 2.03 | Творческое списывание | |||
118 | 3.03 | Назначение зависимого слова в словосочетании | |||
119 | 6.03 | Падежные формы имен существительных | |||
120 | 7.03 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных | |||
121 | 9.03 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных | |||
122 | 10.03 | Подготовка к контрольному диктанту | |||
123 | 13.03 | Предупредительный диктант с комментированием | |||
124 | 14.03 | Обучающее изложение «Март в лесу» | |||
125 | 15.03 | Анализ изложений | |||
126 | 16.03 | Контрольный диктант за третью четверть | |||
127 | 17.03 | Анализ ошибок и коррекция | |||
128 | 20.03 | Инструктаж по проектным работам* | |||
129 | 21.03 | Назначение зависимого слова в словосочета-нии. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных | |||
130 | 22.03 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных | |||
131 | 23.03 | Употребление падежных форм местоимений | |||
132 | 24.03 | Правописание местоимений с предлогами | |||
133 | 3.04 | Тренинг. Обобщение о словосочетании | |||
134 | 4.04 | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | |||
135 | 5.04 | Второстепенные члены предложения | |||
136 | 6.04 | Анализ (разбор) простого предложения | |||
137 | 7.04 | Сопоставление состава простых и сложных предложений | |||
138 | 10.04 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений | |||
139 | 11.04 | Повествование | |||
140 | 12.04 | Рассуждение | |||
141 | 13.04 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов | |||
142 | 14.04 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Закрепление о тексте | |||
143 | 17.04 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Подготовка к сочинению | |||
144 | 18.04 | Обучающее сочинение «Любимая игрушка» | |||
145 | 19.04 | Анализ творческих работ | |||
146 | 20.04 | Подготовка к итоговой контрольной работе | |||
147 | 21.04 | Итоговый контрольный диктант | |||
148 | 24.04 | Анализ и коррекция ошибок | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (22 ч) | |||||
149 | 25.04 | Средства языка и их анализ. | |||
150 | 26.04 | Слово и словосочетание. Слово как часть речи | |||
151 | 27.04 | Контрольное списывание | |||
152 | 28.04 | Морфологический анализ частей речи | |||
153 | 2.05 | Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу | |||
154 | 3.05 | Способы обозначения звуков при записи слов | |||
155 | 4.05 | Правописание орфограмм в корне слова. | |||
156 | 5.05 | Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова | |||
157 | 10.05 | Решение орфографических задач при записи предложений и текстов | |||
158 | 11.05 | Проверочная работа. Тестирование | |||
159 | 12.05 | Анализ и коррекция ошибок | |||
160 | 15.05 | Особенности предложения и теста | |||
161 | 16.05 | Распространяем мысли | |||
162 | 17.05 | Распространяем мысли Контрольный словарный диктант | |||
163 | 18.05 | Подготовка к изложению | |||
164 | 19.05 | Изложение «Любопытные» | |||
165 | 22.05 | Редактирование изложения | |||
166 | 23.05 | Итоговая комплексная работа и ее анализ | |||
167 | 24.05 | Анализ и коррекция ошибок | |||
168 | 25.05 | Проба пера. Письмо | |||
169 | 26.05 | «Занимательное языковедение». Урок-игра* | |||
170 | 29.05 | Защита проектных работ* | |||
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Веселовская СОШ» ______________Е.В.Бадаева «_____» ________________ 2016г. | Рассмотрена и рекомендована к применению педагогическим советом № 1 от 26.08.2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...