Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Развивать умения распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного; умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie_4_klass.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Ц е л ь: развивать умения распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного; умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного.
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний
1.Словарно – орфографическая работа.
Словарная работа
Слова на доске с пропущенными непроверяемыми гласными
Салют (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и
фейерверк в ознаменование торжественной даты, события)
Интерес (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)
Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)
Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических
сигналов по проводам или по радио)
Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)
Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)
Сейчас (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)
Столица (Главный город государства)
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
- Что такое синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения и их конструкцию.
-Вспомним, что такое предложение?
(Предложение – это группа слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль)
-Какие предложения бывают по цели высказывания?. (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.)
-Какие предложения бывают по интонации? (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)
-Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет вступление, основную мысль, заключение. А также главную мысль и тему.)
- Прочитате текст. Объясните написание пропущенных букв.
-Назовите основу в каждом предложени.
- Что такое основа? ( Подлежащее и сказуемое)
-Что такое подлежащее? (Хором)
-Что такое сказуемое? (Хором)
III. Самоопределение к деятельности
- Внимание! Подчеркнули в каждом предложении подлежащее и сказуемое или главные члены предложения или грамматическую основу предложения.
- На какие группы вы могли бы разбить предложения? (В одних предложениях одна основа, в других несколько)
- Прочитайте предложения с одной основой. Как называются предложения с одной основой? (Простые предложения)
- Как называются другие предложения? Что вы можете сказать о них? (Сложные предложения состоят из нескольких частей, в каждой части есть основа)
Схема (на доске)
- Исходя из схемы назовём тему урока? (Простые и сложные предложения)
- Мы на прошлом уроке познакомились с понятием сложное предложения. Какая цель сегодняшнего урока? Чему будем учиться?
- Учиться различать (простые и сложные предложения)
-Учиться ставить (знаки препинания в сложных предложениях)
Учиться составлять схемы сложных предложений
- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
- Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
IV. Работа по теме урока
Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.
Далее по слайдам ученики читают предложения и показывают схемы к ним.
V. Физминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (Если предложение простое, сесть на корточки, а если сложное, то встать и поднять 2 руки)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, и поют птицы.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака
VI. Закрепление изученного материала
Далее ученики составляют предложения к предложенным схемам. Первое предложение записать в тетрадь, подчеркнуть основу, поставить запятую.
Работа по учебнику.
Прочитаем напоминание совёнка Мудрика на стр. 76
Упр.123 на стр. 77 Напишем одно сложное предложение
Упр. 124 на стр. 77 Напишем 3 предложения, остальные дома.
VII. Рефлексия
Парная работа с последующей проверкой по ключу.
- Составьте к каждому предложению схему. Расставьте в предложениях знаки препинания, выделите грамматические основы.
(Карточки на парте)
1) Ласточки улетели и гнездо осталось пустое. | |
2) С крыши слетел воробей и юркнул в гнездо. | |
3) Дни становились короче, реже светило солнышко. | |
4) На улице шёл дождь, но мы вышли гулять. |
Проверка по ключу.
1) | [ ] ,и [ ]. |
2) | О и О. |
3) | [ ], [ ]. |
4) | [ ], но [ ]. |
VII. Подведение итогов
- Чему учились на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)
- Какой знак препинания ставится между простыми предложениями?
- Для чего мы этому учились? (Чтобы грамотно оформлять предложения на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
На уроке я понял … |
На уроке мне понравилось … |
Мне было не понятно … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...