Правописание частицы НЕ с глаголами/
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. В прцессе обучения дети допускают ошибки на разные орфограммы, в том числе испытывают затруднения в нахождении части слова (приставка) и части речи (предлог). Изучая тему "Правописание частицы НЕ с глаголами", было введено новое понятие "частица". На уроке было изучено правило правописания частицы НЕ с глаголами, дети учились применять правило в практических упражнениях и отличать частицу НЕ от приставки НЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_novikovoy_t.v.docx22.04 КБ
Файл pravopisanie_ne_s_glagolami.pptx777.8 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Новикова Татьяна Викториновна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Место работы: МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска»

Предмет: русский язык

Класс: 3а

Программа: «Школа 2100»

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Технология: деятельностная

Тип урока: Урок развития умений

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: частично – поисковый, проблемно – исследовательский

Цель урока: развитие умений писать глаголы с частицей НЕ, предлоги со словами, графически обозначать  орфограмму – пробел.

Задачи: развитие умений устной и письменной речи – воспринимать текст зрительно и на слух;

производить свободную запись текста с использованием слов по изученной теме, осознание себя  носителем языка как части культуры на основе усвоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. И начнем мы его с загадки:

Они пахучи и милы,

Из них плетут венки,

На праздники дарят,

Как их называют? (цветы)

- Вспомните названия цветов. ( роза, ромашка. ландыш и др.), Почему « подсолнух» получил такое название, объясните название « одуванчик».

III. Словарная работа

Игра «Соберем букет».

- Угадайте, какие цветы войдут в наш букет, по переводу их названий на русский язык.

а) жемчужина ( маргаритка)

б) цветок солнца (хризантема)

в) меч (гладиолус)

г) радуга (ирис)

д) дудочка (сирень)

Звуко – буквенный анализ слова сирень. (Это слово пришло из греческого языка в значении « дудка», «тростник». После выдавливания сердцевины из ветки сирени ветка становится полой, как трубка.)

Развитие устной и письменной речи.

- Составьте предложение с одним из названий цветов.

IV. Формулирование темы урока.

1.Развитие учебно-языковых и орфографических умений.

- Легенда о незабудке.

Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

2.Выборочное списывание.

- Выпишите из текста 2 однокоренных слова ( не забудь, незабудка). Анализ слов:  определите части речи данных слов, найдите корень в этих словах, почему в слове незабудка НЕ пишется слитно, а в слове  не забудь – раздельно?  Сформулируйте тему урока.

Сегодня будем продолжать отрабатывать навык написания Не с глаголами.

Физкультминутка-

-Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите, и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

V. Развитие орфографических умений.

1.Работа с учебником. Письменная работа с орфограммами и  устным объяснением. 

Стр.113,упр. 363

2.Словарная работа.

- Мы знаем правило, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

- А как вы думаете, а есть ли глаголы, с которыми частица НЕ будет писаться слитно? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение В. Агафонова:

Глаголы, не любят безделье,

С частицей пишутся раздельно!

Всегда? Нет! Без сомнения,

Бывают исключения.

Бывает все же, что глагол

Совсем без НЕ не может!

Тогда, куда бы он ни шел, -

И НЕ с ним вместе тоже.

Пристанет так, что ой-ой-ой!-

Приставкой сразу станет.

- Сейчас мы и поговорим о таких глаголах, которые называются исключениями.

Недоумевать – удивляться

Негодовать – возмущаться

Неволить – принуждать

Нездоровиться – болеть

Ненавидеть – очень не любить

- Эти слова без частицы Не не употребляются, так как теряют смысл.  

- Их можно заменить другими глаголами, близкими по значению – синонимами.

- Написание этих глаголов нужно запомнить!

3. Развитие речевых умений (правильно употреблять пословицы в речи). Работа в парах.

- Составить пословицу, объяснить смысл, записать пословицу в тетрадь и обозначить  орфограмму -  пробел.

Ссора до добра………. ( не доводит, не доносит, не доходит)

Под лежачий камень вода…….... ( не течет, не бежит,  не льется)

Слово не воробей, вылетит-………. ( не поймаешь, не отпустишь, не догонишь)

- С наступлением весны в неживой и живой природе произошли изменения Пробуждаются деревья, распускаются цветы, прилетают птицы. Лес наполняется  голосами, звуками, свежестью и так нам хочется к этому прикоснуться. Но каждый из нас должен помнить правила любителей природы. Запишите некоторые из них.

4.Письмо под диктовку.  

Правила любителей природы:

- Не поджигайте сухую траву и листья.

- Весной не шумите в лесу.

5.Письмо по памяти. Самостоятельная работа. Вспомните и напишите еще одно правило любителей природы и запишите в тетрадь. ( Не ломай ветки деревьев. Не разоряй птичьих гнезд и муравейники. Не оставляй мусор после себя.)

VI. Итог урока.

- Как, ребята, пишутся глаголы с частицей НЕ?

- Какие вы запомнили слова – исключения?

- Почему их исключили из общего правила?

VII.Рефлексия.

- Что было интересного на уроке……..(ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке цветным кружочком на полях тетради.

- У вас на столе лежат смайлики. Выберите один смайлик, который соответствует вашему настроению и поднимите его.

VIII. Домашнее задание.

стр.119 упр.8, выучить слова – исключения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАРГАРИТКА жемчужина

Слайд 2

Хризантема цветок солнца

Слайд 3

Гладиолус Меч

Слайд 4

Ирис радуга

Слайд 5

Сирень дудочка

Слайд 6

Букет садовых цветов

Слайд 7

Легенда о незабудке Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: « Не забудь обо мне!» Флора разглядела его и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания

Слайд 8

Правописание частицы НЕ с глаголами

Слайд 9

Слова - исключения не доумевать не годовать не волить не здоровиться не навидеть .

Слайд 10

Пословицы Ссора до добра не доводит. Под лежачий камень вода не течет. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слайд 11

Правила любителей природы Не поджигайте сухую траву и листья; Не ломай ветки деревьев; Не разоряй птичьи гнезда и муравейники; Не оставляй мусор после себя; Не рви цветы охапками; Не берите животных из леса домой; Весной не шумите в лесу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....