Правописание частицы НЕ с глаголами/
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. В прцессе обучения дети допускают ошибки на разные орфограммы, в том числе испытывают затруднения в нахождении части слова (приставка) и части речи (предлог). Изучая тему "Правописание частицы НЕ с глаголами", было введено новое понятие "частица". На уроке было изучено правило правописания частицы НЕ с глаголами, дети учились применять правило в практических упражнениях и отличать частицу НЕ от приставки НЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_novikovoy_t.v.docx | 22.04 КБ |
pravopisanie_ne_s_glagolami.pptx | 777.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Новикова Татьяна Викториновна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Место работы: МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска»
Предмет: русский язык
Класс: 3а
Программа: «Школа 2100»
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Технология: деятельностная
Тип урока: Урок развития умений
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы: частично – поисковый, проблемно – исследовательский
Цель урока: развитие умений писать глаголы с частицей НЕ, предлоги со словами, графически обозначать орфограмму – пробел.
Задачи: развитие умений устной и письменной речи – воспринимать текст зрительно и на слух;
производить свободную запись текста с использованием слов по изученной теме, осознание себя носителем языка как части культуры на основе усвоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. И начнем мы его с загадки:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (цветы)
- Вспомните названия цветов. ( роза, ромашка. ландыш и др.), Почему « подсолнух» получил такое название, объясните название « одуванчик».
III. Словарная работа
Игра «Соберем букет».
- Угадайте, какие цветы войдут в наш букет, по переводу их названий на русский язык.
а) жемчужина ( маргаритка)
б) цветок солнца (хризантема)
в) меч (гладиолус)
г) радуга (ирис)
д) дудочка (сирень)
Звуко – буквенный анализ слова сирень. (Это слово пришло из греческого языка в значении « дудка», «тростник». После выдавливания сердцевины из ветки сирени ветка становится полой, как трубка.)
Развитие устной и письменной речи.
- Составьте предложение с одним из названий цветов.
IV. Формулирование темы урока.
1.Развитие учебно-языковых и орфографических умений.
- Легенда о незабудке.
Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
2.Выборочное списывание.
- Выпишите из текста 2 однокоренных слова ( не забудь, незабудка). Анализ слов: определите части речи данных слов, найдите корень в этих словах, почему в слове незабудка НЕ пишется слитно, а в слове не забудь – раздельно? Сформулируйте тему урока.
Сегодня будем продолжать отрабатывать навык написания Не с глаголами.
Физкультминутка-
-Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действия наоборот.
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
V. Развитие орфографических умений.
1.Работа с учебником. Письменная работа с орфограммами и устным объяснением.
Стр.113,упр. 363
2.Словарная работа.
- Мы знаем правило, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
- А как вы думаете, а есть ли глаголы, с которыми частица НЕ будет писаться слитно? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение В. Агафонова:
Глаголы, не любят безделье,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Бывает все же, что глагол
Совсем без НЕ не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И НЕ с ним вместе тоже.
Пристанет так, что ой-ой-ой!-
Приставкой сразу станет.
- Сейчас мы и поговорим о таких глаголах, которые называются исключениями.
Недоумевать – удивляться
Негодовать – возмущаться
Неволить – принуждать
Нездоровиться – болеть
Ненавидеть – очень не любить
- Эти слова без частицы Не не употребляются, так как теряют смысл.
- Их можно заменить другими глаголами, близкими по значению – синонимами.
- Написание этих глаголов нужно запомнить!
3. Развитие речевых умений (правильно употреблять пословицы в речи). Работа в парах.
- Составить пословицу, объяснить смысл, записать пословицу в тетрадь и обозначить орфограмму - пробел.
Ссора до добра………. ( не доводит, не доносит, не доходит)
Под лежачий камень вода…….... ( не течет, не бежит, не льется)
Слово не воробей, вылетит-………. ( не поймаешь, не отпустишь, не догонишь)
- С наступлением весны в неживой и живой природе произошли изменения Пробуждаются деревья, распускаются цветы, прилетают птицы. Лес наполняется голосами, звуками, свежестью и так нам хочется к этому прикоснуться. Но каждый из нас должен помнить правила любителей природы. Запишите некоторые из них.
4.Письмо под диктовку.
Правила любителей природы:
- Не поджигайте сухую траву и листья.
- Весной не шумите в лесу.
5.Письмо по памяти. Самостоятельная работа. Вспомните и напишите еще одно правило любителей природы и запишите в тетрадь. ( Не ломай ветки деревьев. Не разоряй птичьих гнезд и муравейники. Не оставляй мусор после себя.)
VI. Итог урока.
- Как, ребята, пишутся глаголы с частицей НЕ?
- Какие вы запомнили слова – исключения?
- Почему их исключили из общего правила?
VII.Рефлексия.
- Что было интересного на уроке……..(ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке цветным кружочком на полях тетради.
- У вас на столе лежат смайлики. Выберите один смайлик, который соответствует вашему настроению и поднимите его.
VIII. Домашнее задание.
стр.119 упр.8, выучить слова – исключения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хризантема цветок солнца
Гладиолус Меч
Ирис радуга
Сирень дудочка
Букет садовых цветов
Легенда о незабудке Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: « Не забудь обо мне!» Флора разглядела его и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания
Правописание частицы НЕ с глаголами
Слова - исключения не доумевать не годовать не волить не здоровиться не навидеть .
Пословицы Ссора до добра не доводит. Под лежачий камень вода не течет. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Правила любителей природы Не поджигайте сухую траву и листья; Не ломай ветки деревьев; Не разоряй птичьи гнезда и муравейники; Не оставляй мусор после себя; Не рви цветы охапками; Не берите животных из леса домой; Весной не шумите в лесу;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....