Методическая разработка «Опорная схема для определения безударных падежных окончаний существительных множественного числа»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Алексеевна Шабалина

Не претендую на то, что первая ее составила. Возможно, кто-то раньше меня пришел к этому решению.

Правописание безударных окончаний существительных множественного числа.

Часто дети дошкольного возраста допускают ошибки в употреблении падежных окончаний существительных множественного числа. Например, говорят: «Нет карандашов, дам котенкам, ездят на автобусов». Данные  ошибки позднее  могут проявляться и при письме. Причем данная грамматическая тема изучается только в 4 классе. До этого момента некоторые дети пишут их верно  интуитивно, имея языковое чутье, либо развитую, благодаря взрослым речь. Другим детям приходится действовать наугад, не всегда продуцируя верные варианты окончаний.

Советую учителям обратить внимание на эту проблему с первого класса, обязательно исправляя допущенные в устных высказываниях подобные ошибки.  А уже в 3 классе при изучении падежей, можно отвести время на то, чтобы заострить внимание детей на данной проблеме.

Предлагаю опорную схему, которая должна быть постоянно доступна детям. Она может быть 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Опорная схема для определения безударных падежных окончаний существительных множественного числа»

Не претендую на то, что первая ее составила. Возможно, кто-то раньше меня пришел к этому решению.

Правописание безударных окончаний существительных множественного числа.

Часто дети дошкольного возраста допускают ошибки в употреблении падежных окончаний существительных множественного числа. Например, говорят: «Нет карандашов, дам котенкам, ездят на автобусов». Данные  ошибки позднее  могут проявляться и при письме. Причем данная грамматическая тема изучается только в 4 классе. До этого момента некоторые дети пишут их верно  интуитивно, имея языковое чутье, либо развитую, благодаря взрослым речь. Другим детям приходится действовать наугад, не всегда продуцируя верные варианты окончаний.

Советую учителям обратить внимание на эту проблему с первого класса, обязательно исправляя допущенные в устных высказываниях подобные ошибки.  А уже в 3 классе при изучении падежей, можно отвести время на то, чтобы заострить внимание детей на данной проблеме.

Предлагаю опорную схему, которая должна быть постоянно доступна детям. Она может быть вклеена в дневник.

Возможные  безударные падежные окончания существительных мн.ч.

Р.п.  -       , - ов, -ев, -ей

Д.п. – ам, -ям

В.п.  -       ,– ов, -ей, -

Т.п. – ами, -ями

П.п. – ах, ях

Постепенно у детей отложится в памяти, что, например, в Р.п. не может быть в окончании гласной а. В проблемном П.п. только –ах,-ях. В сомнительной ситуации ученику нужно только определить падеж и вспомнить его окончания.

Привожу пример рассуждений ученика:

На веткав или на ветках? Это П.п., а у него –ах, -ях.

Нет динозаврав  или динозавров? Это Р.п., а в нем могут быть только гласные о/е.

Плюс этого опорного сигнала в том, что не нужно запоминать много правил по каждому падежу и типу основы слова (твердая, мягкая), а постепенно зафиксировать в памяти эту опору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе

Материал представляет разработку урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе"....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Кластер (схема) "Алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных"

Кластер "Алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных"....

Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"

Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".

Урок русского языка в 4 классе по теме"Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".Тип урока: урок открытия нового знанияЗадачи урока:Образовательные: создать содержательные и орган...

Памятка для определения безударных падежных окончаний существительных.

Памятка для определения безударных падежных окончаний существительных....