Индивидуальная образовательная программа по русскому языку для детей с ТНР
рабочая программа по русскому языку на тему
Рекомендации по составлению образовательной программы по русскому языку для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_detey_s_tnr.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа курса «Русский язык»
для детей с ТНР
2017-2018 уч.г.
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам. У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения. Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико- грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств, в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закреплять практические навыки правильного использования языковых средств, в речевой деятельности;
- формировать осознание некоторых правил языка на уроках русского языка;
- формировать «чувство» языка;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого письма;
- развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- расширять опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
- обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
На всех уроках обучения русскому языку и дополнительных развивающих занятиях ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного, художественного, научно-популярного текстов. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Овладение технической стороной процесса чтения.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
- Создание (с помощью взрослого) небольших собственных текстов (рассказов) по тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин)
- правописание глухих и звонких согласных в корне слова (в конце и в середине),
- правописание безударной гласной в корне слова,
- Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании-
- Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
- Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
- Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов.
- Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Слово и предложение.
- Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. - Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка
- знаки препинания в конце предложения.
- изучение родственных слов
- выделение корня слова
- ознакомление с грамматическими значениями существительных (род, число, падеж и т. д.)
- знакомство с изменением глаголов по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам, видов глаголов (морфологический состав которых включает корень и окончание (ходит, прыгает, бросает, ест).
- первоначальные наблюдения над изменением прилагательных
- закреплять навыки нахождения главных членов предложения, ставить вопросы к главным членам предложения
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Предполагаемые результаты обучения.
Развитие речи: умение составлять предложение на заданную тему; умение составлять текст из 3 – 5 предложений.
Русский язык: сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение ударных и безударных гласных звуков, различение звонких и глухих звуков, запоминание простейших правил правописания слов с этими звуками (при списывании).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Индивидуальная образовательная программа по математике для одарённых детей
Данная программа позволяет глубже изучать математические возможности и способности детей и развивать эти способности у одаренных детей в ходе обучения их в начальной школе....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программапо русскому языкудля детей с ОВЗ 4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...
Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»
Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»...