Индивидуальная образовательная программа по русскому языку для детей с ТНР
рабочая программа по русскому языку на тему

Луковенко Елена Николаевна

Рекомендации по составлению образовательной программы по русскому языку для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа курса «Русский язык»

для детей с ТНР

2017-2018 уч.г.

 Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам. У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой,  сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения. Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.

                   В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико- грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств, в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

                                          В связи с этим в процессе преподавания русского языка  ставятся следующие задачи:

 - сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

 - закреплять практические навыки правильного использования языковых средств, в речевой деятельности;

 - формировать  осознание некоторых правил языка на уроках русского языка;

- формировать «чувство» языка;

 - вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого письма;

 - развивать умение  выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- расширять  опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

 - обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий,  дисграфий и дизорфографий.

          На всех уроках обучения русскому языку и дополнительных развивающих занятиях ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.

 Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

 Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного, художественного, научно-популярного текстов. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Овладение технической стороной процесса чтения.

 Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

- Создание (с помощью взрослого) небольших собственных текстов (рассказов) по тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин)

-  правописание глухих и звонких согласных в корне слова (в конце и в середине),

- правописание безударной гласной в корне слова,

  - Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании-

- Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

- Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

- Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов.

- Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

 Слово и предложение.

- Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.      - Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

- знаки препинания в конце предложения.

- изучение родственных слов

- выделение корня слова

- ознакомление с грамматическими значениями существительных (род, число, падеж и т. д.)

- знакомство с изменением глаголов по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам, видов глаголов (морфологический состав которых включает корень и окончание (ходит, прыгает, бросает, ест).

- первоначальные наблюдения над изменением прилагательных

- закреплять навыки нахождения главных членов предложения, ставить вопросы к главным членам предложения

 

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Предполагаемые результаты обучения.

Развитие речи: умение составлять предложение на заданную тему; умение составлять текст из 3 – 5 предложений.

Русский язык: сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение ударных и безударных гласных звуков, различение звонких и глухих звуков, запоминание простейших правил правописания слов с этими звуками (при списывании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Индивидуальная образовательная программа по математике для одарённых детей

Данная программа позволяет глубже изучать математические возможности и способности детей  и развивать эти способности у одаренных детей в ходе обучения их в начальной школе....

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная  рабочая программапо  русскому языкудля детей с ОВЗ  4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»

Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Мой могучий русский язык»...