Тема урока: «Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».»
методическая разработка по русскому языку на тему

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_izlozhenie_pervoe_puteshestvie.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных, грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии (в том числе слова с орфограммами-буквами безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, окончаниях имён существительных) и пунктуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных, грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии (в том числе слова с орфограммами-буквами безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, окончаниях имён существительных) и пунктуации.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски:

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на меня.

-Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно!

Объясняйте обстоятельно!

Ответить хотите - не шумите

А только руку поднимите!

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Изложение».

Постановка проблемы

- Для того чтобы узнать что будем делать на уроке отгадайте ребус. (Изложение)

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)

– Сформулируйте цель урока. (Передать содержание (пересказать текст), сохраняя авторский язык, т.е. близко к тексту.)

-  Да ребята мы сегодня будем работать  над изложением, будем учиться писать его.

- Мы с вами уже не один раз писали изложение, но для того чтобы уметь писать грамотно и красиво вам нужно много тренироваться. Сначала вспомним, как правильно писать изложение, затем напишем грамотный и красивый текст.

Постановка проекта выхода из проблемы

  1. Выделите из текста главную мысль.
  2. Определить, в каком стиле написан текст (разговорный, публицистический, научный, художественный)
  3. Определить, в каком жанре написан текст (рассуждение, описание, повествование)
  4. Продумать последовательность построения всего текста.
  5. На протяжении всего изложения вести пересказ только от одного лица.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Чтение текста (упр. 228) про себя, затем вслух.

– Почему это текст? (Текст- несколько предложений, предложения идут по порядку, все предложения связаны по смыслу)

– О чём он? (О мальчике, у которого была мечта увидеть пять братьев и как она исполнилась)

- Что хотел сделать мальчик? (Взять лодку и доплыть до скал)

- Сбылась ли мечта мальчика? (Да, добрался до скал )

- Что он там делал? (Рыбачил)

– Какой тип речи представлен в тексте? (Повествование с элементами описания.)

- Докажите. (В тексте есть слова помощники однажды, есть глаголы, последовательные события. Описание - описывается подробно рыбалка)

- Какая главная мысль? (Особое чувство испытывает человек, совершивший первое путешествие)

- Какую речь использовал автор? (Художественную)

Составление плана.

– Сколько частей в тексте? Прочитайте 1-ю часть.

– Почему скалы назывались Пять Братьев?

- Как вы озаглавите эту часть? Какие ключевые слова выделите? (Запись пункта плана слева и ключевых слов справа.)

Примерный план.

1) Пять Братьев (доплыть, удивительные скалы).

2) Мечта осуществилась (мечта, заветные скалы, удочка, бескрайнее море, огромное небо).

3) Необыкновенное существо (поплавок, рыболов, странная рыба, голая голова, зубастая пасть, когтистые крылья, колючки).

4) Настоящий путешественник (герой, в ста метрах от берега, страшное чудовище, море, лодка, скалы, небо).

Медленное чтение вслух с языковым разбором.

- Заветных скал - не удивительных, красивых, а именно заветных. Где обычно употребляют слова заветные (мечта) доплыть до скал это и есть мечта, но чтобы не повторяться он подобрал еще одно слово.

- Бескрайнее море - разве нельзя было написать большое море или огромное для чего он написал именно бескрайнее? (Чтобы было красиво чтобы можно было представит красивую картину)

- Для чего повторение пусть? (Чтобы показать чувства мальчика)

– Прочитайте предложения, которые передают чувства мальчика.

– Что мы видим глазами мальчика? А где мы чувствуем присутствие автора? Симпатичен ли главный герой автору? Докажите словами из текста.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

Пересказ текста по плану и ключевым словам.

Орфографическая подготовка.

– На доске выписаны слова из текста, в них обозначена орфограмма. Назовите её и подберите ещё слова с этой орфограммой из текста.

Семья, …

Доплы‘ть, …

Море (како‘е?) бескра‘йн ее , …

Исчез (исчезать), …

Сам. Работа с проверкой по эталону

Слушание текста.

Самостоятельная запись текста по памяти.

Самопроверка.

Включение в систему знаний

- Укажи все части речи в первом и во втором предложении.

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мы закрепляли, что отрабатывали?

- Что такое антонимы?

- Для чего используются в речи?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

  • У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)
  • У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно (ЗЕЛЁНЫЙ)
  • Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно (СИНИЙ)

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение Первая газета, 4кл.

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева,Е.В.Бунеевой по теме "Первая газета" (обучающее изложение)...

Обучающее изложение "Первый снег"

Развитие речи. Обучающее изложение для 3 класса , УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку по теме "Обучающее изложение "Первая газета"

Цель: развитие умений устной и письменной речи (умение пересказывать текст, оформлять его в соответствии с правилами орфографии и пунктуации)...

Обучающее изложение "Первая вахта"

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Первая вахта"...

"Изложение "Первое путешествие" 4 класс ОС "Школа 2100"

Презентация к уроку развития речи "Изложение "Первое путешествие" 4 класс ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...

Презентация на тему: обучающее изложение «Первая вахта» (4 класс).

Презентация на тему: обучающее изложение «Первая вахта».  УМК «Школа России»Предмет: русский язык 4 класс...