Конспект урока русского языка. Сочинение "Мика Морозов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернова Лидия Григорьевна

Подготовка к написанию соочинения по картине В. Серова "Мика Морозов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mika_morozov.docx123.3 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Гожня Малопургинского района Удмуртской Республики

 

 

«Разработка конспекта урока по русскому языку  для обучающихся 4 класса по УМК «Школа России»  

 

                                                                                                                                                                                   Выполнил: Чернова Лидия Григорьевна,

                                                                                                                                                                  учитель начальных классов I кв. категории

                                                                                                                                                                  МОУ СОШ д. Гожня

д. Гожня  -  2016

 Предмет: Русский язык

Тема урока: Подготовка к  сочинению по картине  Валентина Серова « Мика Морозов»

Тип урока: Развития речи

Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

 Личностные действия: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Регулятивные действия:  умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Познавательные действия: постановка  и решение проблемы;

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: портрет (В. Серова, М.Морозова), картина («Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»), музыкальное произведение П.И. Чайковского «Мама» и «Игра в лошадки», карточки, ноутбук, интерактивная доска..

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений. Проблемный вопрос.

II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

3.  

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

IV.Работа по теме урока

V. Первичное закрепление.

Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

VI.Итог урока и рефлексия

 Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

VII.Домашнее

задание

II.  

Чем мне запомнилась картина…(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

Хором поздоровались.

Всем, всем добрый день!

 Прочь с дороги, злая лень!

Не  мешай учиться,

Не мешай трудиться!

На доске две картины

В.А.Серова  «Девочка с персиками»,

«Мика Морозов»,

Что объединяет эти картины?

Кто автор этих произведений?

Что вы можете сказать об авторе?

Да, ребята, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения В.А.Серова.

Раз по первой картине уже работали, то  какая цель  сегодняшнего урока?

НЕДОПИСАННУЮ ТЕМУ ДОПИСЫВАЮ.

Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов »

Угадайте о чем говорится в стихотворении?

Если видишь, что с картины

 смотрит кто-нибудь из нас,

 или принц в плаще старинном,

 или в робе верхолаз,

 летчик, или балерина,

 или Колька, твой сосед,

обязательно картина называется ……

Кто может объяснить значение этого слова?

-Какая отличительная особенность портрета? / ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА ПОРТРЕТЕ7 На портрете изображается внешность человека, поза, выражение лица, /.
-
Можно ли за внешним сходством в портрете увидеть что-то большее? /Задача художника-портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, настроение, внутренний мир героя./
Сочинение по портрету к какому типу текста относится?

 

   

- Назовите основные признаки текста описания?

Вспомните части текста.

- За эту картину Валентин Серов  был награжден премией Московского общества любителей художеств. Картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

-Ребята, найдите в «Картинной галерее» работу В.Серова  «Портрет Мики Морозова» (учебник часть 2, страница 113), посмотрите внимательно.

- Итак, о чем же нам может рассказать портрет?

СЛАЙД МИКА МОРОЗОВ

 На доску вывешивается  картина В. Серова «Портрет Мики Морозова»

-Скажите, кто изображен  на этой картине?

- Как вы думаете, что  за имя – «Мика»?

- Подходит ли оно мальчику?

- Сколько, на ваш  взгляд, ему лет? Почему?

- Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На  подушки, которые его окружают.

- В какое время суток художник писал Мику? Докажите. Обратите внимание на внешний вид мальчика – одежду, прическу.

- Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика  долго сможет  просидеть на одном месте? Или  создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать?

- Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

- Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие черты характера вы знаете?

(ЖЕЛТЫЕ КАРТОЧКИ -  А сейчас каждая группа подготовит и ответит на вопрос в желтых карточках:

Какие черты характера приемлемы  для данного мальчика? - Если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет?

 Более точно понять и почувствовать, что хотел передать художник на этой картине, нам поможет работа в  группах (3)

 Так же у вас на партах лежат памятки №2, которые помогут вам при описании картины. Общаясь друг с другом, помните о нормах речевого этикета, кто забыл, посмотрите памятку №1.

 На выполнение этого задания вам дается 5 - 7 минут. Кому нужна помощь, поднимите руку. Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению.

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

1 группа КТО ИЗОБРАЖЕН НА  КАРТИНЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ, ВО ЧТО ОДЕТ?

2 группа В КАКОЕ ВРЕМЯ ДНЯ ХУДОЖНИК ИЗОБРАЗИЛ МИКИ?

3 группа ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ХАРАКТЕРЕ МАЛЬЧИКА?

ОДИН УЧЕНИК ПРОЧТЕТ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ ИЗ УПР 21.(КАРТОЧКА)

Прочитать начало сочинения с  слайда

Выступления детей.

- А мы давайте попробуем оживить при помощи разных движений, мимики и жестов СТРЕКОЗУ.

физкультминутка «Стрекоза»

А вот как увидел Мики Морозова Долгополов узнаем, прочитав упражнение 21 на странице 13.

Какие непонятные слова встретились в этом тексте?

- Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему?

- Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит  ФОТО на слайде,  где уже изображен взрослый Мика.

 На доску вывешивается  портрет М. Морозова

F:\михаил морозов.jpg

- Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей?

 

- Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и …..?

- Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? При помощи чего?

- Давайте послушаем два музыкальных произведения  Петра Ильича Чайковского. И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова.

( Прослушивание «Игра в лошадки» и Мама» из Детского Альбома П. И. Чайковского)

- Почему вы так решили?

- А второе произведение можно считать музыкальным изображением Мики? Если вспомнить, кем он стал, его характер.

- Что нового вы узнали?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

СЕРОВ СУМЕЛ ПОКАЗАТЬ БЕЗЗАБОТНОЕ ДЕТСТВО.

Постарайтесь  выразить свое впечатление от урока. У каждого на парте лежат портреты клоуна. Что на данном портрете отсутствует?  Кому понравился урок и доволен своей работой,  то клоуна сделайте весёлым. Кому не понравилось – грустного клоуна.  Для этого у вас есть стикеры - УЛЫБКИ                                                      

Таким образом, можно наглядно увидеть настроения детей от урока)

Написать сочинение по картине.

Ответы детей

Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е

слайд Серов

 

Картина Мика Морозов, так как мы не работали ещё над этой картиной.

портрет

Роба – грубая рабочая одежда.

Описание

   

.КАРТИНЫ МОЖНО РИСОВАТЬ И СЛОВАМИ

- Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека.

 

 

.

- Работать по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова».

- Изображение, какого либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

- Мальчика.

- Домашнее имя

- Мальчик  маленький, поэтому имя уменьшительно – ласкательное, домашнее имя.

От 4 до 6 лет

 

 - По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность

- Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном

- Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать.

- Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности

- Он умеет воображать и слушать.

Обсуждение детей

Из каждой группы отвечает один из учеников.

ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К КАРТИНЕ

Читает ученик

Читаем «Цепочкой»

- Мики – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета.

- Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.

Обсуждение  детей

- Холста и красок.

- Да.

Мнения детей

- Музыкальных инструментов и нот.

- Первая мелодия подойдет к образу Мики.

Мнения детей.

- Вторая мелодия подойдет к образу Михаила Морозова.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные:

проблемная подача учебного материала.

Познавательные: самостоятельная  формулировка цели и задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

включение обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока;

обсуждение проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и аргументирование его

 

Коммуникативные: работа с информацией, формулировка собственного мнения и аргументирование. познавательные: нахождение в тексте уменьшительно-  ласкательных слов с орфограмм по теме, объяснение правописания слов.

Предметные результаты:

формирование умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"

Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение  правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...