Конспект урока русского языка. Сочинение "Мика Морозов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Подготовка к написанию соочинения по картине В. Серова "Мика Морозов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mika_morozov.docx | 123.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Гожня Малопургинского района Удмуртской Республики
«Разработка конспекта урока по русскому языку для обучающихся 4 класса по УМК «Школа России»
Выполнил: Чернова Лидия Григорьевна,
учитель начальных классов I кв. категории
МОУ СОШ д. Гожня
д. Гожня - 2016
Предмет: Русский язык
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Валентина Серова « Мика Морозов»
Тип урока: Развития речи
Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Личностные действия: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Регулятивные действия: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Познавательные действия: постановка и решение проблемы;
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: портрет (В. Серова, М.Морозова), картина («Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»), музыкальное произведение П.И. Чайковского «Мама» и «Игра в лошадки», карточки, ноутбук, интерактивная доска..
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений. Проблемный вопрос. II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока. 3. III. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. IV.Работа по теме урока V. Первичное закрепление. Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия. VI.Итог урока и рефлексия Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. VII.Домашнее задание II. | Чем мне запомнилась картина…(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ) Хором поздоровались. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! На доске две картины В.А.Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Что объединяет эти картины? Кто автор этих произведений? Что вы можете сказать об авторе? Да, ребята, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения В.А.Серова. Раз по первой картине уже работали, то какая цель сегодняшнего урока? НЕДОПИСАННУЮ ТЕМУ ДОПИСЫВАЮ. Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов » Угадайте о чем говорится в стихотворении? Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас, или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик, или балерина, или Колька, твой сосед, обязательно картина называется …… Кто может объяснить значение этого слова? -Какая отличительная особенность портрета? / ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА ПОРТРЕТЕ7 На портрете изображается внешность человека, поза, выражение лица, /.
- Назовите основные признаки текста описания? Вспомните части текста. - За эту картину Валентин Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств. Картина сейчас находится в Третьяковской галерее. -Ребята, найдите в «Картинной галерее» работу В.Серова «Портрет Мики Морозова» (учебник часть 2, страница 113), посмотрите внимательно. - Итак, о чем же нам может рассказать портрет? СЛАЙД МИКА МОРОЗОВ На доску вывешивается картина В. Серова «Портрет Мики Морозова» -Скажите, кто изображен на этой картине? - Как вы думаете, что за имя – «Мика»? - Подходит ли оно мальчику? - Сколько, на ваш взгляд, ему лет? Почему? - Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На подушки, которые его окружают. - В какое время суток художник писал Мику? Докажите. Обратите внимание на внешний вид мальчика – одежду, прическу. - Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать? - Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? - Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие черты характера вы знаете? (ЖЕЛТЫЕ КАРТОЧКИ - А сейчас каждая группа подготовит и ответит на вопрос в желтых карточках: Какие черты характера приемлемы для данного мальчика? - Если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Более точно понять и почувствовать, что хотел передать художник на этой картине, нам поможет работа в группах (3) Так же у вас на партах лежат памятки №2, которые помогут вам при описании картины. Общаясь друг с другом, помните о нормах речевого этикета, кто забыл, посмотрите памятку №1. На выполнение этого задания вам дается 5 - 7 минут. Кому нужна помощь, поднимите руку. Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению. КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ 1 группа КТО ИЗОБРАЖЕН НА КАРТИНЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ, ВО ЧТО ОДЕТ? 2 группа В КАКОЕ ВРЕМЯ ДНЯ ХУДОЖНИК ИЗОБРАЗИЛ МИКИ? 3 группа ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ХАРАКТЕРЕ МАЛЬЧИКА? ОДИН УЧЕНИК ПРОЧТЕТ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ ИЗ УПР 21.(КАРТОЧКА) Прочитать начало сочинения с слайда Выступления детей. - А мы давайте попробуем оживить при помощи разных движений, мимики и жестов СТРЕКОЗУ. физкультминутка «Стрекоза» А вот как увидел Мики Морозова Долгополов узнаем, прочитав упражнение 21 на странице 13. Какие непонятные слова встретились в этом тексте? - Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему? - Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит ФОТО на слайде, где уже изображен взрослый Мика. На доску вывешивается портрет М. Морозова - Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей?
- Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и …..? - Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? При помощи чего? - Давайте послушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского. И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. ( Прослушивание «Игра в лошадки» и Мама» из Детского Альбома П. И. Чайковского) - Почему вы так решили? - А второе произведение можно считать музыкальным изображением Мики? Если вспомнить, кем он стал, его характер. - Что нового вы узнали? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? СЕРОВ СУМЕЛ ПОКАЗАТЬ БЕЗЗАБОТНОЕ ДЕТСТВО. Постарайтесь выразить свое впечатление от урока. У каждого на парте лежат портреты клоуна. Что на данном портрете отсутствует? Кому понравился урок и доволен своей работой, то клоуна сделайте весёлым. Кому не понравилось – грустного клоуна. Для этого у вас есть стикеры - УЛЫБКИ Таким образом, можно наглядно увидеть настроения детей от урока) Написать сочинение по картине. | Ответы детей Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е слайд Серов
Картина Мика Морозов, так как мы не работали ещё над этой картиной. портрет Роба – грубая рабочая одежда. Описание
.КАРТИНЫ МОЖНО РИСОВАТЬ И СЛОВАМИ - Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека.
. - Работать по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». - Изображение, какого либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. - Мальчика. - Домашнее имя - Мальчик маленький, поэтому имя уменьшительно – ласкательное, домашнее имя. От 4 до 6 лет
- По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность - Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном - Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать. - Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности - Он умеет воображать и слушать. Обсуждение детей Из каждой группы отвечает один из учеников. ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К КАРТИНЕ Читает ученик Читаем «Цепочкой» - Мики – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. - Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека. Обсуждение детей - Холста и красок. - Да. Мнения детей - Музыкальных инструментов и нот. - Первая мелодия подойдет к образу Мики. Мнения детей. - Вторая мелодия подойдет к образу Михаила Морозова. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: проблемная подача учебного материала. Познавательные: самостоятельная формулировка цели и задачи, планирование, прогнозирование Познавательные: включение обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока; обсуждение проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и аргументирование его
Коммуникативные: работа с информацией, формулировка собственного мнения и аргументирование. познавательные: нахождение в тексте уменьшительно- ласкательных слов с орфограмм по теме, объяснение правописания слов. Предметные результаты: формирование умения применять полученные знания на практике. Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"
Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...