Конспект урока русского языка "Род имен существительных" 3 класс УМК «Начальная школа XXI век»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ягодина Наталья Васильевна

формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod_imeni_sushchestvitelnogo.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 3 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Тема: «Род имен существительных»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цели урока: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

  • формировать умение определять род имен существительных.
  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.
  • воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Этапы урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приёмы работы.

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

УУД

Организационный момент

Всем говорю я:

«Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем Вы и я.

Улыбнитесь новому учебному дню!

проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, включение в деловой ритм.

Коммуникативные УУД:

Личностная мотивация к обучению.

Актуализация  знаний

 Какое, ребята, сегодня число? Что можете рассказать об этом дне?

-Откроем тетради и запишем число.

1.Чистописание.

Обратите внимание на сочетания букв. Рассмотрите. Найдите закономерность их написания.

-Какие сочетания добавим?

Рра Рре Рре Рри….Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря

2.Словарная работа.

Прочитайте слова про себя. А теперь произнесите вслух, какие слова написаны?

Р-бина, Р-ссия, р-месло ,ра—каз,р-монт, род.

-Вставим пропущенные буквы в корне.

-Попробуйте разделить слова на 3 группы.

а)по количеству слогов в слове

1 слог-рот

2 слога-рассказ,ремонт

3 слога-рябина,Россия,ремесло.

б)по положению ударения в слове:

на 1 слог-рот

на 2 слог-рябина,рассказ,ремонт,Россия

на 3 слог-ремесло

-Что общего во всех словах?

-Начинаются на букву р,в форме един. числа,неодуш.это сушествительные.

3.А что может рассказать о себе имя существительное?

готовность мышления и осознание потребности нового способа действий.

 

   

Познавательные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

Постановка учебной задачи

В русском языке очень много «тайн», в том числе об имени существительном.

-Сегодня мы снова отправимся в гости к этой части речи.

-А чем будем заниматься-отгадайте ребус.

Домик на доске.

шаР+зОнт+Душ=? Род (это слово вам уже встретилось в словарной работе)

Слайд №2

-Сформулируйте тему урока

-А чему научимся?

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Умение  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий;

самостоятельное выделение и формулировка цели. Регулятивные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД

Формирование коммуникативных УУД

Формирование умения извлекать информацию из схем

Построение проекта выхода из затруднения(открытие нового знания)

- А что такое род?

-Род-группа, коллектив людей связанных кровным родством.

-Род-это семья, родня.

-Какая же родня у имени существительного?

-Давным –давно имя существительное путало своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды оно издало указ «Кто узнает секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои».Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на середине-лишние.Пришли они к существительному и говорят:

-Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой»

-Жена « А мои слова-Она,моя»

-Ребята,как назвать род слов мужа?жены?

-Как назвать род слов по середине?

-С какими словами обратимся к среднему роду?

В домике появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.

На письме название рода будем сокращать так.

-Существительное поблагодарило за работу,с тех пор не путает родственников и говорит.

Слайд №3(Стих)

1.-Вернемся к нашим словам в начале урока.

-Какие бы слова взяла для себя женщина, мужчина? А слово по середине?

2.На основе информации давайте составим алгоритм определения рода имени существительного.

Слайд 4. (алгоритм)

-Давайте запишем эти слова в з группы в тетрадь.

ж.р. м.р. ср.р. К этому слову можно поставить слово…..Записываем слова

3.Обратимся к авторской мысли Р.Н.Бунеева.стр.23.Выделяем окончания.Читаем по абзацам ,добавляем слова из примеров.

Ж.р. рябина, Россия, дочь

М.р. рассказ, ремонт, род, дядя, Миша.

Ср.р. ремесло, море.

-Имя существительное не изменяется по родам. Род – это постоянный признак.

построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Физкульминутка

/кинезиологическое упражнение-самомассаж/

               

               

Первичное закрепление во внешней речи .

Сирота? Это слово относится к особой группе имен существительных. Может обозначать людей и муж и жен рода. Ах ты, мой сирота! Ах ты, моя сирота! Это сущ. ОБЩЕГО РОДА.

В домике окошко заполняется.(общий род)

Грязнуля, умница, лакомка, задира.

 с.24,№235. Дополняем в сформированные столбики. усвоение нового способа действий.

Познавательные, регулятивные УУД :

Контроль и оценка процесса,  и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и с детьми.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированная работа по группам.(карточки с заданиями и для самопроверки)

1.стартовый уровень

2.базовый уровень

3.творческий уровень

применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Регулятивные УУД:

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и с детьми.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Включение в систему знаний. Повторение.

Чему учились на уроке?

-Достигли ли цели?

-Где в жизни могут пригодиться знания?

-Мне хочется поблагодарить вас за активность. Совместная деятельность на этом уроке заканчивается, но сотрудничество продолжается.

-Приятно побывать в гостях. Как и принято в гостях угощают. Для гостей и. сущ. приготовило фрукт ср.р.-яблоки, для девочек ж.р.-грушу, для мальчиков- банан. На перемене угоститесь.

повторение изученного

Сегодня вы искали и творили.

Знанья новые открыли.

Научились применять,

Давайте, будем повторять.

Личностные УУД: 

Формирование способности  к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Рефлексия .

Слайд №5.

1-5 мне трудно было разобраться в теме

6-8 я понял тему, но мне нужно еще поработать

9-10 я очень хорошо усвоил тему

Д.з.стр. 160 №3

выучить, поработать со словарем тюль, кофе, кенгуру, шампунь, рояль

самооценка результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке русского языка учащиеся закрепляют  правило написания приставок на з (с) , учатся находить слова с данными приставками и уметь употреблять их в речи; различать группы приставок, развиват...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

Конспект урока русского языка "Словосочетания" - 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по теме для расширения кругозора учащихся. Цель урока: учащиеся смогут научится отличать словосочетания от сочетаний слов ....

Конспект урока русского языка «Именительный падеж» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в предложении, развитие умени...

Конспект урока русского языка «Личные местоимения» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний о личных местоимениямих 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел.Планируемые результатыПредметные:Знать роль местоимений в устной и пи...

Конспект урока русского языка «Слова в предложении» (УМК « Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний у обучающихся о необходимости взаимосвязи слов в предложениях.Планируемые результатыПредметные:1) знать о значимости взаимосвязи слов в предложениях2) уме...

Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...