Конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный конспект предназначен для изучения темы "Корень слова с чередование согласных "  для обучающихся 2 класса.Обучающиеся познакомяться с понятием чередование согласных звуков в корне слова, научаться находить слова с данной орфограммой, выделять корень в словах, грамотно записывать слова с изученными орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Программа «Начальная школа 21 века »

Тема урока: «Корень слова с чередованием согласных».

 Цель урока: создать условия для формирования знаний о чередовании согласных звуков в корне слова

Задачи урока:

  1. образовательные: познакомить с понятием чередование согласных в корне слова; научить учащихся находить слова с чередованием согласных, правильно выделять корень слова, формировать умение составлять предложения, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;грамотно записывать слова с изученными орфограммами;
  2. развивающие: развивать речевые навыки, память, внимание, восприятие, графические умения, пространственные представления.
  3. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, стремление преодолевать трудности, желание заниматься русским языком, формировать готовность и способность к саморазвитию.

Планируемые результаты:

  1. предметные: уметь находить в слове корнень, в котором встречается чередование согласных звуков;.
  2. метапредметные.  Познавательные: понимать и принимать учебную задачу, ориентироваться в примерах и заданиях, связанных с повседневной жизнью. Регулятивные: оценивать правильность выбора орфограмм и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные: чтение,  постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
  3. личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах.

Ход урока

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Ребята проверьте, все ли готово к уроку. Каким бы вы хотели видеть сегодня урок ,выскажите свое мнение. Скажите , а что нужно сделать чтобы наш урок был плодотворным , познавательным и интересным? (ответы детей)

- Начинаем урок русского языка.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

 Минутка чистописания

Откройте тетради.

-Запишите гласную букву

 О о// Оо//Оо//

ос-нь

-Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву?

-Подберите однокоренное  проверочное слово для проверки безударной гласной в корне.

-Запишем:

осенний- осень

-Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.

-Перед вами картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

-Как называются картины, изображающие природу?(пейзаж)

-Как вы считаете, какой месяц осени изобразил художник?(сентябрь, октябрь)

-Какие деревья изобразил на картине «Золотая осень» И. Левитан?

-Запишите эти слова. Комментирует…(запись с комментированием, самостоятельно)

картина, сентябрь, берёза, облако

-Проверьте написанное (по слайду).

Учитель:

На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами изображена в центре картины. Она тиха и спокойна.

  Перед нами березовая рощица. Берёза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

3.  ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Ребята, а как мы назовём маленькое облако? (облачко). А дорогу? (дорожка) Реку? (речка)

-Запишите

облако-облачко

?

дорога-дорожка

река-речка

-Что вы можете сказать о записанных парах слов? (однокоренные)

-Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни? (согласными буквами)

-Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?

-Назовите признаки однокоренных слов.

-Оставим этот вопрос открытым.

-Ребята, с приходом осени произошли изменения и в жизни животных.

Весной у них появились детеныши. А к осени они подросли, стали самостоятельными. Давайте вспомним, как называют детёнышей медведя, волка и зайца

-Запишите:

медведь-медвежонок

волк-волчонок

заяц-зайчонок

-Что мы можем сказать об этих словах?

-Какой корень мы выделим в первой группе слов?

-А во второй?

-А в третьей?

-Что вы заметили?

-Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием.

Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием согласных звуков.

-Выделим корни.

облако-облачко

дорога-дорожка

река-речка

медведь-медвежонок

волк-волчонок

заяц-зайчонок

-Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать?(ответы)

Чередование согласных звуков в корне слова.

Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.

ФИЗМИНУТКА

Мы пришли сегодня в лес, 
Полный сказок и чудес, 
Чтобы быть в порядке, 
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

-Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.

-Откройте учебники на стр.102. Найдите задание. Прочитайте.

-Являются ли слова однокоренными?

-Назовите корни слов.

-Прочитайте правило на стр. 102.

-В какой части слова происходит чередование согласных звуков? (на конце корня)

-Прочитайте таблицу на стр. 103. Какие согласные звуки могут чередоваться?

м//мл’

б//бл’

в//вл’

п//пл’

г//ж

к//ч’

х//ш

д//ж

ц//ч’

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

-Ребята, а сейчас поработаем в парах.

На столах у вас карточки.  Выберите среди предложенных слов однокоренные с чередованием, соедините их между собой, выделите корень в словах. Первый, кто закончит работу, просигнальте мне.

-Какие слова подобрали к слову берег, река, водить, друг?

-А какие слова остались?

-Почему?

-Возьмите следующую карточку.(индивид работа)

-Прочитайте слова. Выделите корень. Запишите к слову смех, пуходнокоренные, с чередованием. А на доске поработает…

тишина

тихий

тихо

каблук

каблучок

корм

кормлю

горох

горошек

гороховый

смех

пух

-Давайте проверим работу. (с доски)

Работа с учебником.

-Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.2 на стр.103.

-Какое задание дано?  Прочитайте.

-Запишем это упр. в тетрадь. К доске пойдёт…(разбор упр. на доске)

6. Подведение итога урока.

- Итак, чему же мы сегодня научились?

7. Рефлексия

-Ребята, у каждого из вас на парте лежат листочки :зеленые, желтые и красные.

-Мы с вами изучили очень интересную и трудную тему «Чередование согласных звуков в корне слова». Если вам всё было понятно и у вас всё получилось на уроке, то покажите  зеленые листочки , если остались вопросы и возникли затруднения, то покажите красные листья

Домашнее задание: стр.104, упр.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...