Конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный конспект предназначен для изучения темы "Корень слова с чередование согласных " для обучающихся 2 класса.Обучающиеся познакомяться с понятием чередование согласных звуков в корне слова, научаться находить слова с данной орфограммой, выделять корень в словах, грамотно записывать слова с изученными орфограммами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 48.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Программа «Начальная школа 21 века »
Тема урока: «Корень слова с чередованием согласных».
Цель урока: создать условия для формирования знаний о чередовании согласных звуков в корне слова
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с понятием чередование согласных в корне слова; научить учащихся находить слова с чередованием согласных, правильно выделять корень слова, формировать умение составлять предложения, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;грамотно записывать слова с изученными орфограммами;
- развивающие: развивать речевые навыки, память, внимание, восприятие, графические умения, пространственные представления.
- воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, стремление преодолевать трудности, желание заниматься русским языком, формировать готовность и способность к саморазвитию.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь находить в слове корнень, в котором встречается чередование согласных звуков;.
- метапредметные. Познавательные: понимать и принимать учебную задачу, ориентироваться в примерах и заданиях, связанных с повседневной жизнью. Регулятивные: оценивать правильность выбора орфограмм и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
- личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах.
Ход урока
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Ребята проверьте, все ли готово к уроку. Каким бы вы хотели видеть сегодня урок ,выскажите свое мнение. Скажите , а что нужно сделать чтобы наш урок был плодотворным , познавательным и интересным? (ответы детей)
- Начинаем урок русского языка.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
Минутка чистописания
Откройте тетради.
-Запишите гласную букву
О о// Оо//Оо//
ос-нь |
-Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву?
-Подберите однокоренное проверочное слово для проверки безударной гласной в корне.
-Запишем:
осенний- осень
-Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.
-Перед вами картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
-Как называются картины, изображающие природу?(пейзаж)
-Как вы считаете, какой месяц осени изобразил художник?(сентябрь, октябрь)
-Какие деревья изобразил на картине «Золотая осень» И. Левитан?
-Запишите эти слова. Комментирует…(запись с комментированием, самостоятельно)
картина, сентябрь, берёза, облако
-Проверьте написанное (по слайду).
Учитель:
На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами изображена в центре картины. Она тиха и спокойна.
Перед нами березовая рощица. Берёза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
-Ребята, а как мы назовём маленькое облако? (облачко). А дорогу? (дорожка) Реку? (речка)
-Запишите
облако-облачко
? |
дорога-дорожка
река-речка
-Что вы можете сказать о записанных парах слов? (однокоренные)
-Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни? (согласными буквами)
-Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?
-Назовите признаки однокоренных слов.
-Оставим этот вопрос открытым.
-Ребята, с приходом осени произошли изменения и в жизни животных.
Весной у них появились детеныши. А к осени они подросли, стали самостоятельными. Давайте вспомним, как называют детёнышей медведя, волка и зайца
-Запишите:
медведь-медвежонок
волк-волчонок
заяц-зайчонок
-Что мы можем сказать об этих словах?
-Какой корень мы выделим в первой группе слов?
-А во второй?
-А в третьей?
-Что вы заметили?
-Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием.
Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием согласных звуков.
-Выделим корни.
облако-облачко
дорога-дорожка
река-речка
медведь-медвежонок
волк-волчонок
заяц-зайчонок
-Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать?(ответы)
Чередование согласных звуков в корне слова.
Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.
ФИЗМИНУТКА
Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
-Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.
-Откройте учебники на стр.102. Найдите задание. Прочитайте.
-Являются ли слова однокоренными?
-Назовите корни слов.
-Прочитайте правило на стр. 102.
-В какой части слова происходит чередование согласных звуков? (на конце корня)
-Прочитайте таблицу на стр. 103. Какие согласные звуки могут чередоваться?
м//мл’ б//бл’ в//вл’ п//пл’ |
г//ж к//ч’ х//ш д//ж ц//ч’ |
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
-Ребята, а сейчас поработаем в парах.
На столах у вас карточки. Выберите среди предложенных слов однокоренные с чередованием, соедините их между собой, выделите корень в словах. Первый, кто закончит работу, просигнальте мне.
-Какие слова подобрали к слову берег, река, водить, друг?
-А какие слова остались?
-Почему?
-Возьмите следующую карточку.(индивид работа)
-Прочитайте слова. Выделите корень. Запишите к слову смех, пуходнокоренные, с чередованием. А на доске поработает…
тишина | тихий | тихо |
каблук | каблучок | |
корм | кормлю | |
горох | горошек | гороховый |
смех | ||
пух |
-Давайте проверим работу. (с доски)
Работа с учебником.
-Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.2 на стр.103.
-Какое задание дано? Прочитайте.
-Запишем это упр. в тетрадь. К доске пойдёт…(разбор упр. на доске)
6. Подведение итога урока.
- Итак, чему же мы сегодня научились?
7. Рефлексия
-Ребята, у каждого из вас на парте лежат листочки :зеленые, желтые и красные.
-Мы с вами изучили очень интересную и трудную тему «Чередование согласных звуков в корне слова». Если вам всё было понятно и у вас всё получилось на уроке, то покажите зеленые листочки , если остались вопросы и возникли затруднения, то покажите красные листья
Домашнее задание: стр.104, упр.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...