Имя прилагательное.Школа России 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лысова Вера Фёдоровна

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе"Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 

Тема урока

Имя прилагательное.

Предмет

Русский язык

Класс

3 В

Программа

«Школа России»

Автор урока (ФИО, должность)

Лысова Вера Фёдоровна, учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №35»

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

 Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 1, с.58, В.П.Канакина,В.Г.Горецкий

Презентация Microsoft Office PowerPoint ,

Конспект урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

                Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урок русского языка. И начнём наш урок со слов русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.

Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи. Сегодня тренируемся в написании букв Чч. Прежде чем записать буквы, дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Ч.

Обучающиеся настраиваются на работу.

Буква Ч обозначает согласный звук, он глухой  непарный, мягкий непарный)

2.

Актуализация опорных знаний

Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Словарная работа.

Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и        называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

- этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым  сапоги

- по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …улица.

- ребёнок, который учится в школе ученик

- он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым  стакан

- верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее пальто

 - какой одинаковый признак у данных предметов -чёрный

Проверьте, правильно ли вы написали.

 -  Посмотрите на экран, какое задание вы бы  предложили выполнить с данными словами:

Сапоги, улица, ученик, стакан, пальто, чёрный

Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

 

- Начинаем урок русского языка.

-  Посмотрите на экран, какое задание вы бы  предложили выполнить с данными словами:

Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка. 

 

-Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

-Тема нашего урока: Имя прилагательное. 

 

Учащиеся пишут по памяти

Можно найти лишнее слово.

чёрный

-Так как все другие слова-имена существительные.

- Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи.

3.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?

Но нам ещё предстоит выяснить, какую роль выполняет прилагательное в речи.

-Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе.

- Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

.

        

 

4.

Формулирование проблемы,  планирование

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • Почему прилагательное так называется?
  • С какой частью речи связано?
  • Какую роль выполняют прилагательные в речи?

           

- То, что еще мы не знаем об имени прилагательном.

-Высказываниядетей.

-

5.

Открытие нового знания

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Давайте вспомним, почему имена существительные так называются?

А что означает слово прилагательное? Почему так называется?

 -А к чему прикладывается, мы сейчас понаблюдаем

 -Возвращаемся к словарной работе. Подберите к каждому существительному прилагательное, образуйте словосочетания.

-Что такое словосочетание?

 -Какое главное слово в словосочетании?

Пишут на доске:

Сапоги(какие?) резиновые

Улица(какая?) широкая

Ученик (какой?)

Стакан(какой?)

Пальто(какое?)

Чёрный(какой?)

-

Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Потому что они обозначают всё то, что существует

Произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, присоединятся

Существительное, потому что существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак.

Вывод! Прилагательное связано с существительным

Признак не может существовать без предмета

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Работа по учебнику.Упр.100

Наблюдение над связью существительного и прилагательного в предложении.

Устно прочитать предложение, выделить грамматическую основу, дать характеристику.

Письменно выписать словосочетания существ.+прилаг.

2.- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?

3. Наблюдение над значением прилагательных.(устно)

(звуки, цвет, запах и т,д,) Слайды

4. Прочитайте отрывки из стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах )

Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют

Долины сохнут и пестреют.

                              А.С.Пушкин

 Прилагательное , указывающее на описание.

Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

Прилагательные, помогающие услышать звуки.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

В.А.Жуковский.

.

Выписывают, работа выполняется на доске

- Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой.

- Прилагательное передает красоту,  помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…

У детей карточки на столах с отрывками из стихотворений

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вывод!

Прилагательное живая часть речи, помогает увидеть цвет, услышать звуки, делает нашу речь живописной. Без них наша речь бедна и невыразительна.

 

 -А где ещё в нашей речи мы можем встретить прилагательные?

Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Осенний клён».

- Итак, ребята, смогли ли мы с вами разрешить те задачи, которые стояли перед нами? - На все ли задачи удалось найти ответ?

 - Для чего же нам в речи нужны имена прилагательные?

 - Какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

 

- Довольны ли своей работой?

 - Я буду называть вопросы, а вы отвечайте прилагательными.

В тексте -описания

-Урок для вас был каким?

 -А задания?

- Работа?

 - Настроение?

7.

Домашнее задание

Дописать сочинение-миниатюру,

№76, стр.33 (рабочая тетрадь)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка в 4 классе по теме "Падежное окончание имён прилагательных" (Школа России)

Данная презентация содержит вспомогательный материал к урокам русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное" и "Глагол"....

Конспект урока "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЯЗЫКЕ. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ И КАК ОБРАЗУЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ? " Школа России 4 класс

Тип урокаОбобщение и систематизация знанийПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от им...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...