Конспект урока "Изложение. Карабасик". 4-ый класс УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока "Изложение. Карабасик". 4-ый класс УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izlozhenie._karabasik._4-yy_klass.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 4
Тема урока: «Изложение».
Блок: развитие речи.
Цель: развитие видов речевой деятельности: письмо, говорение, чтение, слушание.
Задачи: развивать умение анализировать содержание и языковые особенности текста, составлять план текста, выделять ключевые слова каждого абзаца, письменно пересказывать текст с опорой на план, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, что вы видите на доске? (Пословицы)
-Прочитайте их. Чему они нас учат?
1. Испокон века книга растит человека.
2. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
3. Ленивому Микишке все не до книжки.
4. От умного научишься, от глупого разучишься.
5. Живи век и век учись.
6. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Источник жизни - в труде, а успеха – в знании.
9. Если много читаешь, много и знаешь.
(Надо много учиться ,чтобы много знать и многое уметь)
-Найдите и назовите тему урока, которая спрятана в этих пословицах. (Изложение.)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Работать с текстом. Писать изложение)
-Правильно, сегодня мы будем писать изложение.
III Подготовка к написанию изложения.
-Что значит написать изложение – придумать собственный текст на заданную тему или пересказать какой-либо текст близко к исходному? (Пересказать какой-либо текст близко к исходному.)
-Послушайте текст и определите его тему.
«Карабасик».
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.
Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.
Беседа по содержанию.
-Кто жил в доме у хозяев?
-Кого подкармливали во дворе?
-Почему Мотька принесла котят в дом?
-Почему кошке пришлось уйти?
-Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?
- Как вы понимаете выражения « не унимался», «принимал грозный вид».
-Итак, о ком говорится в тексте? (О животных.)
-Правильно, это тема текста.
-Прочитайте название текста. (Карабасик.)
-Кто такой Карабасик?(Это котёнок, который стал жить в доме.)
-Как ещё можно озаглавить текст? (Новый друг.)
2.Самостоятельное чтение текста.
- Перечитайте текст и определите тип текста. (Это текст-повествование)
-Докажите это.(В тексте говорится о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? в конце? Мы можем представить киноплёнку, где несколько кадров сменяют друг друга.)
--Посмотрите внимательно на последний абзац текста. Что вы заметили? (Здесь есть элементы рассуждения.)
-Докажите.(В нём содержится ответ на вопрос: почему котёнка назвали Карабасиком.)
-Как связаны предложения в тексте? (Последовательно, как бы по цепочке, при помощи слов-помощников)
-Найдите эти слова.
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.
Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
-Как называется такая связь? (Цепная)
-Давайте понаблюдаем за временным планом текста. В каком времени используются глаголы? (В прошедшем (события уже произошли)
-Скажите, наблюдается ли в данном тексте единый временной план? (Да)
3. Составление плана и нахождение ключевых слов в каждой части.
-На сколько смысловых частей разделён текст? (На 4 части)
-Давайте прочитаем первую часть текста (Один из учеников читает вслух.)
-Какие животные жили в доме?(Овчарка Борька и кот Жорик.)
-О каком животном ещё говорится в первой части? (О бездомной кошке Мотьке.)
-Озаглавьте первую часть текста.( Дети предлагают свои варианты)
-Найдите опорные (ключевые )слова.
На доске записывается заголовок (Жорик, Борька и Мотька.) и опорные слова( овчарка Борька, кот Жорик, подкармливали, бездомная кошка)
-Кто попробует пересказать эту часть?(Один ученик пересказывает 1 часть)
-Давайте прочитаем вторую часть текста(один из учеников читает вслух)
-Что произошло однажды?(Однажды Мотька принесла троих котят.)
-Куда она потащила детёнышей?(Она потащила детёнышей на Борькину подстилку.
-Как отреагировал Борька?(Он громко залаял и стал рваться к Мотьке)
-Как бы вы озаглавили 2 часть? (Дети предлагают свои варианты)
(Борька не пускает Мотьку.)
-Найдите опорные слова (детёныши, Борькина подстилка, не унимался)
-Кто перескажет 2 часть?( Один ученик пересказывает 2 часть)
-Читаем 3 часть.
-Что сделала Мотька? (Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу.)
-Что было потом? (Она вернулась за вторым котёнком)
-Вернулась ли Мотька за третьим котёнком?(Нет, про третьего она забыла и больше не появлялась.)
-Озаглавьте эту часть. (Дети предлагают свои варианты)
-Найдите опорные слова.
На доске записывается заголовок (Мотьке пришлось уйти. ) и опорные слова(схватила, выбежала, забыла, не появлялась)
Один ученик пересказывает 3 часть.
-Работаем над 4 частью. Давайте прочитаем её(Читает вслух один ученик)
-Что решили сделать с котёнком?(Оставить его себе.)
-Как назвали котёнка? (Карабасик)
-Почему его так назвали?( . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид.)
-Как Жорик с Борькой отнеслись к котёнку?( . Жорик и Борька с ним подружились.)
-Озаглавьте 4 часть. (Карабасик.)
-Давайте найдём опорные слова. (оставили себе, шипел, принимал грозный вид, подружились)
-Кто попробует пересказать эту часть?(Один ученик пересказывает 4 часть)
Запись на доске:
План | Опорные слова и выражения |
1. Жорик, Борька и Мотька. | овчарка Борька, кот Жорик, подкармливали, бездомная кошка |
2.Борька не пускает Мотьку. | детёныши, Борькина подстилка, не унимался |
3.Мотьке пришлось уйти. | схватила, выбежала, забыла, не появлялась |
4. Карабасик. | оставили себе, шипел, принимал грозный вид, подружились |
Орфографическая работа.
Учитель обращает внимание на правописание следующих слов: овчарка, Жорик, подкармливали, приходила, принесла, детёныши, громко, залаял, вернулась, не появлялась, оставили, потому что.
Прочитайте текст ещё раз.
IV Самостоятельная работа. Написание изложения.
V Рефлексия. Итог урока .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
Тема: Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....
Конспект урока "Правописание глаголов" 4 класс ("Начальная школа ХХI века).
Урок русского языка по ФГОС...
Конспект урока развития речи. 3 класс. "Начальная школа 21 века"
Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - часть содержания начального курса русского языка и...
Конспект урока русского языка . 4 класс УМК "Школа 21 века"
Тема : "Правописание глаголов"...
Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Николай Некрасов "На Волге"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯДата: 21.03.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 3-7Урок: 3Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учител...