Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК «Перспектива»
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс составлена на основе:
• Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
• Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2007год
• Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2007 год;
• Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_4_kl._175_ch.docx | 149.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс составлена на основе:
• Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
• Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2007год
• Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2007 год;
• Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Спецификаначальногокурсарусскогоязыказаключаетсявеготеснойвзаимосвязислитературнымчтением.Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы«Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), атакже развитию познавательных способностей интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Цели:
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладениеэлементарнымиспособамианализаизучаемыхявленийрусскогоязыка;
- развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять не сложные монологические высказывания;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения;
-формирование личности ребенка;
Задачи программы:
развить все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечить усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
сформировать представление о языке как о жизненно важном средстве обще-ния, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечить развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развить интерес к изучению русского языка, воспитать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развить творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Основным принципом обучения является всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
- методики КСО: взаимодиктант, взаимообмен заданиями.
- игровые технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказы-вать небольшие тексты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и не-произносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с инто-нацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между со-бой;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 4 классе являются: текущий контроль, самостоятельная работа, устный опрос, изложения, сочинения; итоговый контроль в форме диктанта и списывания; индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.
Контрольные работы:
диктанты -8
словарные диктанты – 4
контрольное списывание -2
контрольное изложение-2
Планируемый уровень подготовки.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
-признаки простого и сложного предложения;
-признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
-признаки однородных членов предложения;
-лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
-признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
-признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
-простое и сложное предложение;
-главные и второстепенные члены предложения;
-лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
-типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
-производить синтаксический разбор предложения;
-расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
-устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
-разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
-безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
-правильно писать –ться, -тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
К концу учебного года учащийся должен знать основные лингвистические понятия:
- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
- орфограмма и пунктограмма и условия их выбора;
- словосочетания и предложения;
- звуки и буквы, ударение, слог, слово;
- лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы;
- основные правила орфоэпии;
- самостоятельные и служебные части речи;
- иметь представление о русском языке как системе;
- жанры публицистического стиля (статья, заметка, обзор, рецензия, интервью, корреспонденция, очерк).
Учащиеся должны уметь:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически; предложения – синтаксически;
- составлять предложения разных видов;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
-писать статьи, заметки, обзоры, рецензии, очерки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- брать интервью;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- определять тему и основную мысль текста;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Используемый УМК «Перспектива»
Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель линии Климанова Л. Ф.,
Учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 4 класс» издательство «Просвещение», 2014 г.;
Содержание программы
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рас-сказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Состав-ление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учи-теля).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
-развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
-обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
-пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
-формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
-обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
-развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
-развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Тематическое планирование
1раздел. Мир общения. Повторяем – узнаём новое
Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
2 раздел. Язык-главный помощник в общении
Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфо-граммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наибо-лее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
3 раздел. Состав слова
Слово рассматривается как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Раздел позволяет систематизировать и углубить полученные ранее знания о составе слова. Корень – закрепление представления о единообразном написании, однокоренные слова, правописание безударных гласных. Приставка – роль в слове, правописание разделительного твердого знака. Суффикс – роль в слове, значение некоторых суффиксов. Окончание – его основная функция и отличие от других частей слова.
4.Части речи.
Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Продолжаются и расширяются знания о таких грамматических категориях, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.
5.Имя существительное.
Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
6. Местоимение.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
7.Глагол
Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
8. Имя прилагательное
Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
9. Повторение
Повторение пройденного за год
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема (раздел учебника) | Содержание учебного | Всего часов | К/р |
1 | Повторяем – узнаём новое. | Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Правила общения. Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. Текст. Признаки текста. План текста простой и развёрнутый. Типы текстов. | 18 | 1 |
2 | Язык как средство общения. | Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. Звуки и буквы русского языка. Основные правила орфографии. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей. Синонимы, антонимы, омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 38 | 3 |
3 | Состав слова. Однокоренные слова. | Состав слова. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью приставок. Образование новых слов с помощью суффиксов. Разделительный твёрдый знак. Разделительный мягкий знак. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах. | 21 | 2 |
4 | Слово как часть речи. | Различие и общность частей речи. Грамматические значения частей речи. Роль частей речи в предложении. | 7 | - |
5 | Имя существительное | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число и род имён существительных. Склонение имён существительных .Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе. | 27 | 1 |
6 | Имя прилагательное | Безударные падежные окончания имён прилагательных. Склонение имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Разбор имени прилагательного как части речи. | 13 | - |
7 | Местоимение | Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. | 6 | 1 |
8 | Глагол | Роль глаголов в языке. Прошедшее время глагола. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов на –тся и –ться. Глаголы – исключения. Правописание безударных окончаний глаголов. Разбор глагола как части речи. | 26 | 3 |
9 | Имя числительное | Количественные и порядковые числительные. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи. | 4 | 1 |
10 | Наречие | Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. | 4 | |
11 | Повторение за год | Повторение. Слово. Повторение. Части речи. Повторение. Правила правописания. | 11 | 12 |
Итого: | 175 |
Объем письменных работ по русскому языку:
- словарный диктант – 10-12 слов.
- контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.
КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ | Тема | Вид контроля | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
1 | Повторяем – узнаём новое. | итоговый | 14.09 | |
2 | Язык как средство общения. | итоговый | 07.10 26.10 23.11 | |
3 | Состав слова. Однокоренные слова. | итоговый | 03.12 22.12 | |
4 | Имя существительное | итоговый | 18.02 | |
5 | Местоимение | итоговый | 21.03 | |
6 | Глагол | итоговый | 11.04 19.04 11.05 | |
7 | Числительное | итоговый | 18.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. Учебно-методический комплект
- Учебник Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык. 4 класс» Изд-во – М.: Просвещение, 2014
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD).
II. Литература для учителя.
Программа курса «Русский язык» (авторы – Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина),
Методическое пособие Ситникова Т.Н.,яценко Н.Ф. «Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс» - М.: ВАКО, 2014
III. Технические средства обучения.
Компьютер, проектор.
VI. Программные средства.
Microsoft Office
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2 – урок закрепления новых знаний – УЗНЗ;
3 – урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4- урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5 – урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата | |
проведения | |||||||||
план | факт | ||||||||
1 | Повторяем – узнаём новое. (18 ч) Речевое общение. Речь устная и письменная. (2 ч) | Знакомство с учебником. Речевое общение. | 1 | УКИЗ | Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив). Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. | Текущий | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению. | 01.09 | |
2 | Речь устная и письменная. | 1 | УКИЗ | Текущий | 02.09 | ||||
3 | Цель речевого общения (2 ч) | Цель речевого общения. Правила общения. | 1 | УИПЗЗ | Умение вести диалог – расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Определить цель и правила общения людей между собой. | Текущий | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроением при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации. | 03.09 | |
4 | Правила общения. Закрепление. | 1 | УОСЗ | Текущий | 04.09 | ||||
5 | Речевая культура. Обращение (6 ч) | Речевая культура. Обращение. | 1 | УИПЗЗ | Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи. Составление элементарных текстов в жанре делового, научного и художественного стилей речи. Средства создания выразительности в художественной речи. | Текущий | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста). Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. | 07.09 | |
6 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 08.09 | ||||
7 | Деловая речь. Составление планов. | 1 | УКИЗ | Текущий | 09.09 | ||||
8 | Научная речь и художественная речь. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 10.09 | ||||
9 | Метафора и сравнение. | 1 | УКИЗ | Текущий | 11.09 | ||||
10 | Входной контрольный диктант. | 1 | УПОКЗ | Проверка имеющихся знаний и умений. Знание основных единиц языка. Умение правильно при письме под диктовку передавать звуки буквами | Итоговый | Выполнение контрольной работы. Определять в тексте место, где легко допустить ошибку. Принимать решение. | 14.09 | ||
11 | Текст как речевое произведение (8 ч) | Работа над ошибками. Текст. Признаки текста. | 1 | УИПЗЗ | Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно - речевую). Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. План текста простой и развёрнутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную темы, а также на тему по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки и т. п. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. Проверка умения писать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами. | Текущий | Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плануОбъяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. | 15.09 | |
12 | План текста простой и развёрнутый. Типы текстов. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 16.09 | ||||
13 | Текст – рассуждение, текст – описание, текст – повествование. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 17.09 | ||||
14 | Обучающее изложение. | 1 | УКИЗ | Текущий | Писать изложения и повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. | 18.09 | |||
15 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | УОСЗ | Текущий | Анализировать свой текст. Выполнять работу над ошибками. | 21.09 | |||
16 | Составление текстов разных типов. Словарный диктант. | 1 | УОСЗ | Текущий | Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. | 22.09 | |||
17 | Составление собственного текста | 1 | УКИЗ | Составление собственного текста на заданную и свободную темы, а также на тему по выбору. | Текущий | Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Грамотно оформлять собственные речевые произведения. | 23.09 | ||
18 | Обобщение по теме «Текст» | 1 | УПОКЗ | Обобщение знаний о речевом общении, тексте. | Итоговый | Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. | 24.09 | ||
19 | Язык как средство общения. (38 ч) Средства общения (9 ч) | Средства общения. Роль языка в общении. | 1 | УИПЗЗ | Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, словах, предложениях, текстах). Повторение основных орфограмм. Закрепление знаний о неоднозначном соответствии звука и буквы. Выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Роль ударения в русском языке. Постановка ударения в словах. Повторение основных орфограмм. Проверка умения списывать без ошибок с печатного текста. | Текущий | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки. Уметь списывать и сличать списанный текст с оригиналом проверять правильность выполненного задания, комментировать учебные действия при выполнении задания. | 25.09 | |
20 | Способы передачи сообщения. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 28.09 | ||||
21-22 | Повторение. Звуки и буквы русского языка. | 2 | УОСЗ | Текущий | 29.09 30.09 | ||||
23 | Основные правила орфографии. | 1 | УОСЗ | Текущий | 01.10 | ||||
24 | Основные правила орфографии. | 1 | УОСЗ | Текущий | 02.10 | ||||
25 | Повторение изученных орфограмм. Ударение. | 1 | УОСЗ | Текущий | 05.10 | ||||
26 | Обобщение по разделу. | 1 | УПОКЗ | Текущий | 06.10 | ||||
27 | Контрольное списывание. | 1 | УПОКЗ | Итоговый | 07.10 | ||||
28 | Предложение (3 ч) | Различение предложений и словосочетаний. | 1 | УОСЗ | Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Роль интонации и специальных языковых средств в формировании определённого типа предложения по цели высказывания и по интонации. Развитие речи учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания. | Текущий | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). Использовать методы решения проблем творческого и поискового характера. Уметь в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. | 08.10 | |
29 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 09.10 | ||||
30 | Составление текста – рассуждения на заданную тему. | 1 | УКИЗ | Текущий | 12.10 | ||||
31-32 | Главные и второстепенные члены предложения (5 ч) | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 2 | УИПЗЗ | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены, находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. | Текущий | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложения второстепенными членами. Определять в тексте место, где легко допустить ошибку. Отображать в речи содержание совершаемых действий и понятий. | 13.10 14.10 | |
33 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 15.10 | ||||
34 35 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Связь слов в предложении. | 1 1 | УИПЗЗ УИПЗЗ | Текущий Текущий | 16.10 19.10 | ||||
36 | Предложения с однородными членами (7 ч) | Однородные члены предложения. | 1 | УИПЗЗ | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Развитие речи учащихся путём конструирования предложений с однородными членами. Выработка навыка употребления знаков препинания при однородных членах. | Текущий | Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | 20.10 | |
37 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 21.10 | ||||
38-39 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | УЗНЗ | Текущий | 22.10 23.10 | ||||
40 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | УОСЗ | Проверка умения и навыков по пройденному материалу за 1 четверть. | Итоговый | Использовать знания по теме в написании текста под диктовку, выполнять грамматические задания. | 26.10 | ||
41 | Работа над ошибками в диктанте. | 1 | УОСЗ | Работа над ошибками. Обобщение знаний обо всех известных орфограммах. | Текущий | Выполнять работу над ошибками. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. | 27.10 | ||
42 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | УЗНЗ | Выработка навыка употребления знаков препинания при однородных членах. | Текущий | Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | 28.10 | ||
43 | Простые и сложные предложения (4 ч) | Простые и сложные предложения. | 1 | УИПЗЗ | Знакомство с понятием сложного предложения. Использование простых и сложных предложений в речи. | Текущий | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. | 29.10 | |
44 | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | 1 | УИПЗЗ | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Развитие речи учащихся при конструировании сложных предложений. | Текущий | Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения. | 30.10 | ||
45 | Обучающее изложение. | 1 | УПОКЗ | Технология написания изложения. Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексическая работа, пересказ, написание изложения. | Текущий | Умение подробно пересказывать текст в письменной форме. Владение разными видами речевой деятельности. Работа по плану и исправление ошибок при необходимо сти с помощью учителя. | 09.11 | ||
46 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | УОСЗ | Анализ изложения. Работа над ошибками. | Анализировать свой текст. Выполнять работу над ошибками. | 10.11 | |||
47 | Словосочетание (2 ч) | Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. | 1 | УИПЗЗ | Различия между словосочетанием, словом и предложением. | Текущий | Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Выполнять контрольную работу. | 11.11 | |
48 | Обобщение знаний о предложении и словосочетании. | 1 | УПОКЗ | Систематизация знаний о предложении и словосочетании. Проверка знаний по теме «Предложение» | Текущий | 12.11 | |||
49 50 | Слово и его значение (8 ч) | Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей. | 1 1 | УИПЗЗ УИПЗЗ | Обобщение представлений о лексическом значении слова. Слово как языковый знак, имеющий не только план выражения (звуко – бук венную и формально – грамматическую форму), но и план содержания (значение слова). Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. | Текущий Текущий | Сравнивать слова по значению и форме (звуко – буквенной и формально - грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | 13.11 16.11 | |
51 | Звуко - буквенная форма слова и его лексическое значение. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 17.11 | ||||
52 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 18.11 | ||||
53 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | УЗНЗ | Текущий | 19.11 | ||||
54 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 20.11 | ||||
55 | Контрольное изложение. | 1 | УКИЗ | Проверка умения письменно передавать содержание текста. | Итоговый | Уметь подробно пересказывать текст в письменной форме. Владеть разными видами речевой деятельности. | 23.11 | ||
56 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | УОСЗ | Анализ изложения. Работа над ошибками. | Текущий | Анализировать свой текст. Выполнять работу над ошибками. | 24.11 | ||
57 | Состав слова. Однокоренные слова. (21 ч) | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | УЗНЗ | Повторение и систематизация знаний о значимых частях слова. | Текущий | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое приносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, опираясь на их единообразное написание. | 25.11 | |
58-59 | Образование новых слов с помощью приставок. | 2 | УИПЗЗ УЗНЗ | Семантика приставок. Единообразное написание морфем. | Текущий | 26.11 27.11 | |||
60 | Разделительный твёрдый знак | 1 | УЗНЗ | Повторение алгоритма проверки написания разделительного твёрдого знака в словах. | Текущий | 30.11 | |||
61 | Разделительный мягкий знак | 1 | УЗНЗ | Повторение алгоритма проверки написания разделительного мягкого знака в словах. | Текущий | 01.12 | |||
62 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | УОСЗ | Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | Текущий | Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. | 02.12 | ||
63 | Контрольный диктант по теме: «Правописание предлогов и приставок» | 1 | УПОКЗ | Проверка усвоения орфографических навыков на основе изученных тем. | Итоговый | Писать диктант, выполнять грамматические задания. | 03.12 | ||
64 | Работа над ошибками. Образование новых слов с помощью суффиксов. | 1 | УИПЗЗ | Работа над ошибками. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. Семантика суффиксов, их единообразное написание. | Текущий | Выполнять работу над ошибками. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Уметь выделять значимые части слова, находить и проверять орфограммы в корне. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Уметь подробно пересказывать текст в письменной форме. Уметь выделять значимые части слова, находить и проверять орфограммы в корне. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Писать слова с непроверяемыми орфограммами. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Списывать текст аккуратно и без ошибок. Владеть разными видами речевой деятельности. Работать по плану. Писать сочинения. Анализировать свой текст. Уметь выделять значимые части слова, находить и проверять орфограммы в корне. Писать текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии Выполнять работу над ошибками. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. | 04.12 | ||
65 | Правописание суффиксов –ик, -ек. | 1 | УИПЗЗ | Написание суффиксов – ик, - ек. | Текущий | 07.12 | |||
66 | Однокоренные слова. | 1 | УОСЗ | Закрепление знаний о корне и однокоренных словах. | Текущий | 08.12 | |||
67 | Обучающее изложение. | 1 | УКИЗ | Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексичес кая работа, пересказ, написание изложения. | Текущий | 09.12 | |||
68 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | УОСЗ | Анализ изложения. Работа над ошибками. | Текущий | 10.12 | |||
69-71 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 3 | УОСЗ | Единообразное написание морфем. Правописание орфограмм корня. | Текущий | 11.12 14.12 15.12 | |||
72 | Удвоенные согласные в корне слова. | 1 | УОСЗ | Систематизация знаний о значимых частях слова. | Текущий | 16.12 | |||
73 | Правописание слов с орфограммами корня. | 1 | УОСЗ | Обобщение знаний учащихся обо всех известных орфограммах корня. Систематизировать представление о единообразии написания морфем. | Текущий | 17.12 | |||
74 | Однокоренные слова и формы слова Словарный диктант. | 1 | УИПЗЗ | Систематизация знаний о значимых частях слова Проверка умения писать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами. | Текущий | 18.12 | |||
75 | Правописание соединительных гласных в сложных словах. | 1 | УИПЗЗ | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | Текущий | 21.12 | |||
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | УПОКЗ | Проверка и обобщение знаний учащихся обо всех известных орфограммах. | Итоговый | 22.12 | |||
77 | Работа над ошибками. Систематизация знаний о составе слова. | 1 | УОСЗ | Работа над ошибками. Восполнение пробелов в знаниях. Систематизация представлений о семантике морфем и их роли в слове. | Текущий | 23.12 | |||
78 | Слово как часть речи (7 ч) | Различие и общность частей речи. | 1 | УИПЗЗ | Грамматическое значение частей речи. | Текущий | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. | 24.12 | |
79 | Грамматические значения частей речи. | 1 | УИПЗЗ | Различия между лексическим и грамматическим значениями слова. | Текущий | 25.12 | |||
80 | Распределение слов по частям речи. | 1 | УИПЗЗ | Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. | Текущий | 28.12 | |||
81 | Роль частей речи в предложении. | 1 | УИПЗЗ | Роль в предложении слов каждой части речи. | Текущий | 29.12 | |||
82 | Систематизация знаний о частях речи | 1 | УОСЗ | Закрепление умения определять части речи и их грамматическое значение | Текущий | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. | 11.01 | ||
83 | Обучающее сочинение. | 1 | УКИЗ | Составление текста на заданную тему, передача содержания текста письменно. | Итоговый | Составлять текст – рассуждение, доказывать принадлежность слова к определённой части речи. | 12.01 | ||
84 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | УОСЗ | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Текущий | Анализировать свою работу, объяснить причину, по которой была допущена ошибка. | 13.01 | ||
85 | Имя существительное (27 ч) | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | УОСЗ | Общее значение предметности существительных, вопросы. Род, число, падеж имён существительных. Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного Распознавание падежных форм имён существительных, имеющих одинаковые предлоги. Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексическая работа, пересказ, написание изложения. Понятие несклоняемых имён существительных. | Текущий | Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Определять падеж несклоняемых имён существительных. Уметь подробно пересказывать текст в письменной форме. Работать по плану. Анализировать свою работу, объяснить причину, по которой была допущена ошибка. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Знать как изменяются имена существительные во множественном числе. Писать текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии | 14.01 | |
86 | Число и род имён существительных. | 1 | УОСЗ | Текущий | 15.01 | ||||
87 | Склонение имён существительных | 1 | УОСЗ | Текущий | 18.01 | ||||
88 | Алгоритм определения падежа имён существительных. | 1 | УОСЗ | Текущий | 19.01 | ||||
89-90 | Упражнение в распознавании падежа имён существительных. | 2 | УКИЗ | Текущий | 20.01 21.01 | ||||
91 | Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | УОСЗ | Текущий | 22.01 | ||||
92 | Обучающее изложение. | 1 | УПОКЗ | Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексиче ская работа, пересказ, написание изложения. | Текущий | 25.01 | |||
93 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | УОСЗ | Анализ изложения. Работа над ошибками. | Текущий | 26.01 | |||
94 | Три склонения имён существительных. | 1 | УИПЗЗ | Типы склонения имён существительных. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Варианты падежных окончаний имён существительных (предложный падеж единственного числа существительных мужского рода, именительный падеж множественного числа, родительный падеж множественного числа). Анализ изложения. Работа над ошибками. Разбор имени существительного как часть речи. Роль имён существительных в речи и в составе предложений Варианты падежных окончаний существительных множественного числа. | Текущий | 27.01 | |||
95-97 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 3 | УИПЗЗ | Текущий | 28.01 29.01 01.02 | ||||
98-100 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения. | 3 | УИПЗЗ | Текущий | 02.02 03.02 04.02 | ||||
101-103 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения | 3 | УИПЗЗ | Текущий | 05.02 08.02 09.02 | ||||
104 | Обучающее изложение. | 1 | УПОКЗ | Текущий | 10.02 | ||||
105-106 | Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных в единственном числе. | 2 | УОСЗ | Текущий | 11.02 12.02 | ||||
107-109 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 3 | УИПЗЗ | Текущий | 15.02 16.02 17.02 | ||||
110 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | УПОКЗ | Проверка знаний по теме «Имя существительное». | Итоговый | 18.02 | |||
111 | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Имя существительное» | 1 | УОСЗ | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание падежных окончаний, повторение изученных ранее орфограмм. | Текущий | Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Осознавать причины появления ошибок и их устранение. Применять полученные знания при ответе на вопросы. | 19.02 | ||
112 | Имя прилагательное (13 ч) | Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. | 1 | УОСЗ | Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имён прилагательных на –ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки. | Текущий | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Умение подробно пересказывать текст в письменной форме. Владение разными видами речевой деятельности. Работа по плану и исправление ошибок при необходимости с помощью учителя. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Писать окончания имён прилагательных во множественном числе. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания. | 24.02 | |
113-114 | Безударные падежные окончания имён прилагательных. | 2 | УИПЗЗ УЗНЗ | Текущий | 25.02 26.02 | ||||
115-117 | Склонение имён прилагательных. Словарный диктант. | 3 | УИПЗЗ УЗНЗ | Склонение имён прилагательных. Написание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Технология написания изложения. Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексическая работа, пересказ, написание изложения. Разбор имени прилагательного как части речи. | Текущий Итоговый | 29.02 01.03 02.03 | |||
118 | Обучающее изложение. | 1 | УПОКЗ | Текущий | 03.03 | ||||
119 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | УОСЗ | Текущий | 04.03 | ||||
120-122 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 3 | УИПЗЗ УЗНЗ | Текущий | 09.03 10.03 11.03 | ||||
123 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 14.03 | ||||
124 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное» | 1 | УИПЗЗ | Работа над ошибками, коррекция знаний. Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. | Текущий | Умение определять падеж имён прилагательных; писать падежные окончания в единственном и во множественном числе. | 15.03 | ||
125 | Местоимение (6 ч) | Местоимение как часть речи. | 1 | УОСЗ | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Проверка знаний и умений. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. Обобщение знаний по теме «Местоимение» Систематизация знаний о местоимении. | Текущий | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Писать текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. | 16.03 | |
126 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 17.03 | ||||
127 | Склонение личных местоимений 3-го лица. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 18.03 | ||||
128 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | УИПЗЗ | 21.03 | |||||
129 | Работа над ошибками. Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 22.03 | ||||
130 | Обобщение по разделу «Местоимение». | 1 | УОСЗ | Текущий | 23.03 | ||||
131 | Глагол (26 ч) | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке. | 1 | УОСЗ | Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. Определение рода глагола в прошедшем времени. Составление текста на заданную тему, передача содержания текста письменно. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. Постановка вопросов к глаголам в неопределённой форме. | Текущий | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. | 24.03 | |
132 | Прошедшее время глагола. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 25.03 | ||||
133-134 | Неопределённая форма глагола. | 2 | УИПЗЗ | Текущий | 06.04 07.04 | ||||
135 | Обучающее сочинение. | 1 | УКИЗ | Составление текста на заданную тему, передача содержания текста письменно. | Текущий | Писать сочинения. | 08.04 | ||
136 | Контрольное списывание. | 1 | УПОКЗ | Проверка навыка списывания с печатного текста. | Итоговый | Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. | 11.04 | ||
137 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | УИПЗЗ | Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Постановка мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. | Текущий | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 12.04 | ||
138 | Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 13.04 | ||||
139-140 | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | 2 | УИПЗЗ | Текущий | 14.04 15.04 | ||||
141 | I и II спряжение глаголов. Словарный диктант. | 1 | УИПЗЗ | Личные окончания глаголов I и II спряжения. Проверка знаний по изученным темам. Способы определения спряжения глагола. | Текущий | Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 18.04 | ||
142 | Итоговый контрольный диктант. Промежуточная аттестация. | 1 | УПОКЗ | Итоговый | 19.04 | ||||
143-144 | Способы определения спряжения глаголов. | 2 | УИПЗЗ УЗНЗ | Текущий | 20.04 21.04 | ||||
145-147 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 3 | УИПЗЗ УЗНЗ | Личные окончания глаголов I и II спряжения. | Текущий | 22.04 25.04 26.04 | |||
148 | Обучающее изложение. | 1 | УПОКЗ | Технология написания изложения. Знакомство с содержанием текста, проверка усвоения содержания, составление плана текста, лексическая работа, пересказ, написание изложения. | Текущий | Умение подробно пересказывать текст в письменной форме. Владение разными видами речевой деятельности. Работа по плану и исправление ошибок при необходимости с помощью учителя. | 27.04 | ||
149-150 | Правописание глаголов на –тся и –ться. | 2 | УИПЗЗ УЗНЗ | Определение написания – тся и – ться с помощью вопроса к глаголу. | Текущий | Обосновывать написание –тся, -ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. | 28.04 29.04 | ||
151-152 | Глаголы - исключения | 2 | УИПЗЗ | Написание окончаний в глаголах –исключениях I и II спряжения. | Текущий | Применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов – исключений. Отличать глаголы – исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину выделения 11 глаголов в группу глаголов – исключений. | 04.05 05.05 | ||
153 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | УКИЗ | Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе. Повторение грамматических категорий глагола. Разбор глагола как части речи. | Текущий | Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. | 06.05 | ||
154 | Разбор глагола как части речи. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 10.05 | ||||
155 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 | УПОКЗ | Проверка знаний по теме «Глагол». | Итоговый | Писать текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии | 11.05 | ||
156 | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Глагол». | 1 | УКИЗ | Анализ ошибок, классификация ошибок. Обобщение знаний по теме «Глагол» | Текущий | Выполнять работу над ошибками. Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. | 12.05 | ||
157 | Имя числительное (4 ч) | Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. | 1 | УИПЗЗ | Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи. | Текущий | Знать значение имён числительных. Различать количественные и порядковые имена числительные. Объяснять различия функций числительных разных разрядов. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи) | 13.05 | |
158 | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 16.05 | ||||
159 | Употребление числительных в речи. | 1 | УОСЗ | Текущий | 17.05 | ||||
160 | Контрольное изложение. | 1 | УПОКЗ | Проверка умения письменно передавать содержание текста. | Итоговый | Уметь подробно пересказывать текст в письменной форме. Владеть разными видами речевой деятельности. Работать по плану, исправлять ошибки при необходимости с помощью учителя. | 18.05 | ||
161 | Наречие (4 ч) | Наречие. | 1 | УИПЗЗ | Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление в речи. | Текущий | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространять предложения наречиями. | 19.05 | |
162 | Образование наречий от имён прилагательных. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 20.05 | ||||
163 | Роль наречий в предложении. | 1 | УИПЗЗ | Текущий | 23.05 | ||||
164 | Итоговый тест за 4 класс. | 1 | УПОКЗ | Проверка знаний по изученным темам. | Итоговый | Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий. | 24.05 | ||
165 | Повторение за год (11 ч) | Повторение. Слово. | 1 | УКИЗ | Слово с разных точек зрения. | Текущий | Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. | 25.05 | |
166- 168 | Повторение. Части речи. | 3 | УОСЗ | Повторение о частях речи. Написание безударных окончаний имён существительных, прилагательных, глаголов. | Текущий | 26.05 27.05 30.05 | |||
169-175 | Повторение. Правила правописания. | 7 | УОСЗ | Повторение изученных орфограмм. | Текущий | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, УМК "Перспектива"
Разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-Русский язык - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения); Сборник рабочих ...
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс УМК "Перспектива"
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая пограмма по русскому языку. 2 класс, УМК "Перспектива". Программа составлена согласно учебника "Русский язык", автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. В программе отражены УУД по разделам соглас...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе УМК "Перспектива", учебник Климановой Л.Ф....
рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК Перспектива
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование с УУД...