Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse._imya_sushchestvitelnoe.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Имя существительное».
Цель: Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках
имени существительного.
Задачи: 1. Повторить и обобщить знания учащихся об имени
существительное.
2. Углубить знания о частях речи.
3. Формировать навык грамотного и красивого письма.
4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к
учению.
Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданием, сообщение
«Грамматическая сказка», мультимедийная презентация
«Имя существительное».
Ход урока.
- Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
- Цели урока ( психологическая минутка).
Учитель: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
-Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
3. Сообщение темы урока:
У: Наш урок я предлагаю начать с загадки. Послушайте её и отгадайте.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Д: Имя существительное.
У: А почему вы так решили?
Д: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает или называет предметы и отвечает на вопросы кто? или что?
У: А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока. Давайте её прочитаем. (2 слайд)
У: Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что вы уже знаете об имени существительном. А что именно вы узнаете, прочитав записи на экране.
Читает……..
У: Начнём мы наш урок с чистописания. Оно подготовит нас к красивому и правильному письму.
4. Минутка чистописания:
Дети открывают тетради, число, дата и классная работа записаны в тетрадях заранее.
У: Я предлагаю вам отгадать загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец – то ты пришла
К нам, волшебница …
Д: Зима.
У: Правильно!
У: Ребята, назовите мне зимние месяцы.
Д: Декабрь, январь, февраль.
У: А какой сейчас месяц?
Д: Февраль.
У: Найдите в слове зима согласный, твёрдый, звонкий звук.
Д: М.
У: Какой буквой на письме обозначается звук м?
Д: Эм.
У: Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы м. Посмотрите на экран и скажите, из каких элементов состоит буква м?
(3 слайд)
Д: Из трёх крючков.
У: А что мы должны помнить при написании этой буквы?
Д: Соблюдение высоты и наклона.
У: А сейчас, вспомнив о правильной посадке при письме и наклоне тетради, запишите на первой строчке чередуя заглавную и строчную буквы м.
У: А сейчас посмотрите на слова записанные, на доске. Давайте их прочитаем.
Д: метро Москва мост Маша
У: Скажите мне, пожалуйста, почему слова Маша и Москва записаны с заглавной буквы?
Д: Это имена собственные.
У: Запишите их на второй строчке и подчеркните в них только нижние соединения.
У: Ребята, давайте прочитаем предложение, записанное на доске.
Д: Москва всем городам мать.
У: Ребята, вы помните, что Москва – это столица нашей Родины?
Д: Да.
У: Как мы пишем слово Москва?
Д: С заглавной буквы.
У: Запишите это предложение на следующей строчке.
У: А сейчас запишите слово зима и подберите к нему однокоренные слова, которые помогут его проверить.
У: Давайте проверим.
Д: Зимний, зимушка.
У: Какие это слова?
Д: Однокоренные.
У: Давайте выделим в этих словах корень.
У: Какой корень в этих словах?
Д: Корень -зим -.
5. Словарная работа.
У: Какое правило, мы только что вспомнили?
Д: Безударная гласная в корне слова, которую можно проверить ударением.
У: Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова?
Д: Словарные.
У: Почему?
Д: Потому что написание их мы проверяем по словарю.
У: Снеговик принёс сегодня к нам на урок много зимних слов. Давайте их прочитаем. (4 слайд)
У: Ребята, а теперь ещё раз посмотрите на эти слова и скажите какое слово лишнее?
Д: Слово блестит – лишнее.
У: Почему?
Д: Это глагол, а остальные имена существительные.
У: Ребята! Скажите, пожалуйста, какие слова записаны в первом столбике?
Д: Слова с проверяемой безударной гласной.
У: А во втором столбике?
Д: Словарные слова.
У: Запишите в два столбика эти слова в тетрадях, поставьте ударения в словах и подчеркните безударные гласные.
У: А сейчас давайте проверим, какие буквы вы вставили с помощью веерков.
У: А сейчас давайте проведём гимнастику для глаз.
6. Интерактивная гимнастика для глаз. (5 – 18 слайды).
7. Работа по теме урока.
1) Единственное и множественное число.
У: Ребята, посмотрите на рисунок и скажите мне, что на нём изображено?
Д: Подарочная коробка.
У: А на втором рисунке?
Д: Подарочные коробки.
У: Сколько их?
Д: Их две.
У: Чем отличаются эти слова?
Д: Тем, что на первом рисунке слово обозначает один предмет, а на втором рисунке 2 предмета.
У: Посмотрите на доску. Что вы видите?
Д: Слова.
У: Давайте, разложим эти слова по коробкам. Первое слово…. К доске пойдёт….. и т.д.
У: Молодцы! Справились с заданием.
У: Ребята, какой вывод можно сделать?
Д: Существительные бывают единственного числа, если обозначают один предмет, и множественного числа, если обозначает много предметов.
2) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
У: У вас на столах карточки с заданием. Посмотрите внимательно на задание.
У: Что мы должны сделать?
Д: Дописать ещё по три слова, которые отвечают на вопрос кто? и которые отвечают на вопрос что?
У: Образец вам дан. Кто? Мама, кот, …
Что? Туча, столы, …
У: Работаем самостоятельно в тетрадях, а три ученика работают по другим карточкам, выполняя то же самое задание только с другими словами. ( на карточках).
У: Проверяем. ( 1 человек читает слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой на вопрос что?)
Допишите ещё по три слова, которые отвечают на вопрос кто? и которые отвечают на вопрос что? Кто? Мама, кот, … Что? Туча, столы, … |
У: А сейчас посмотрите на экран (19 слайд).
У: Что изображено на первом рисунке?.......,а на втором?....... На какой вопрос отвечают эти слова?.....Это какие имена существительные?........
У: Что изображено на третьем рисунке?.......,а на четвёртом?....... На какой вопрос отвечают эти слова?.....Это какие имена существительные?........
У: Какой вывод можно сделать?
Д: К словам, которые обозначают живые предметы мы ставит вопрос кто? Это одушевлённые имена существительные. К словам, которые обозначают неживые предметы мы ставим вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные.
3) Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злиться, снег кружиться (дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками).
4) Собственные и нарицательные имена существительные.
У: Ребята, а сейчас давайте вспомним, что мы относим к именам собственным?
Д: Имена, фамилии, отчества людей, клички животных и т.д.
У: А почему они так называются?
Д: Собственными они называется так потому, что им даётся собственное имя.
У: Давайте посмотрим на экран и прочитаем слова, записанные под картинками (20 слайд)
Д:……….
У: Что объединяет все эти слова?
Д: Все они имена собственные.
У: Как они пишутся?
Д: С заглавной буквы.
У: А как называются остальные имена существительные?
Д: Нарицательные.
У: А сейчас давайте, выполним задание на слайде «Исправь ошибку». Давайте прочитаем первое предложение. Где здесь допущена ошибка?
Давайте прочитаем второе предложение. Здесь, где допущена ошибка?
А теперь запишите правильно без ошибок эти предложения у себя в тетрадях.
5) Род имён существительных.
У: Все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, единственного числа или множественного. На какие три группы можно разделить существительные? Давайте послушаем грамматическую сказку.
(один ученик рассказывает грамматическую сказку – сообщение)
Сказка:
Сначала все существительные были похожи и не различались по родам. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Отныне все имена существительные должны различаться по родам. Кто придумает для них различия, тот и будет награждён».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена схватила много слов себе и сказала: «А это будут мои, женского рода». А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать имена существительные, потому что знала «секрет» различия.
А вот он и «секрет».
У: Посмотрите на экран, давайте его прочитаем хором. (21 слайд)
6) Повторение:
У: А теперь игра: «Ну – ка, отгадай». Посмотрите на экран. Давайте прочитаем первое задание. (22 слайд)
У: Читаем второе задание. Выполняем его самостоятельно. ( На доске таблички – м.р. он мой, ж.р. она моя, ср.р. оно моё)
У: Проверьте это задание, обменявшись друг с другом тетрадями.
Есть ли у кого из вас ошибки? Давайте проверим.
8. Итог урока:
У: Итак, подведём итоги.
В густом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит.
– Где? Зачем? Почему? – спрашивала Ёлочка.
Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и украсим её новогодними игрушками. (23 слайд)
Вопросы учителя:
1 – Что такое имя существительное?
2 – В каком числе могут стоять имена существительные?
3 – Какие имена существительные относятся к одушевлённым и неодушевлённым?
4 – Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
5 – Какого рода бывают имена существительные?
У: Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы и украсили ёлочку новогодними игрушками (24 слайд).
У: Хорошо, вы все справились с трудностями.
У: Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
У: Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком (25 слайд).
9. Домашнее задание:
У: На дом я задаю вам упражнение 391 на стр. 14. (26 слайд). Задание в этом упражнение аналогичное тому заданию, которое мы с вами выполняли на карточке.
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали. (выставление отметок)
– Всем спасибо за урок! (27 слайд)
Библиография.
1. Журнал «Начальная школа» № 3 2006г.
2. О.Д. Дмитриева, Е.П.Фефилова. «Поурочные разработки по русскому
языку 3 класс». М. «Вако» 2005г.
3. Т. Г. Рамзаева. Учебник «Русский язык» 3 класс. М. «Дрофа» 2007г.
4. М.В.Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык».
Книга для учителя. М. «Первое сентября» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе
Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....
Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных"во 2 классе
Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён существительных"в 4 классе
В игровой форме легко можно усвоить эту тему...
Урок русского языка " Склонение имён существительных"
Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...