Памятка "Состав слова"
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Состав слова
приставка | корень | суффикс | окончание |
это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов | это главная часть слова и общая часть всех однокоренных слов | это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов | это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении |
основа слова – часть слова без окончания
предлог (это слово) | приставка (это часть слова) | суффикс (это часть слова) |
без безо в во возле для до за из изо из-за из – под к ко на над надо о об обо около от ото по под подо перед передо при про с со у через | без- бес- в- во- вз- вс- воз- вос- вы- до- за- из- ис- на- над- надо- о- об- обо- от- ото- па- по- пере- под- при- пре- про- пра- пред- предо- раз- разо- рас- с- со- у- чрез- | а ав ак ан арь аст ат ач ах б д е ев еват ейк ек еньк ец ечк ешк ёк ён ёнк ёнок ени и ив ик изн илк иль ин инк ист их иц ич ичк иш ишк ищ к л лив ну н ник ниц няк ов оват онк ок онок от оньк ость очк очн ск ств тель у ун уч ушк ух ц чик чив щик ущ ырь ыш ышк ющ юх юч юшк яв ян ят ящ яч |
Порядок разбора слова по составу
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Подчеркни основу.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Суффиксы
Суффиксы | Значение суффиксов | Правило применения | Примеры |
-анан- , -янин- -ан- , -ян- | Житель (жители) какой-либо страны, города, края | Запомнить | парижанин, россиянин парижане, россияне |
-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк- | Уменьшительно-ласкательное значение | Запомнить | бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка |
-ник-, -ниц, -чик-, -щик- -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель | Профессия или род занятий | Запомнить | дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель |
-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- | Отчества людей | Запомнить | Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович |
-оват, -еват- | Оттенок какого-либо цвета | Запомнить | красноватый, синеватый |
-иц-, -их- | Названия животных-мам | Запомнить | волчица, зайчиха |
-ёнок- -онок- | Детёныши животных | После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и [ ч' ] пишется суффикс -онок- | лисёнок, тигрёнок зайчонок, волчонок |
-ик- -ек- | Уменьшительно-ласкательное значение | Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает». | ключик – нет ключика замочек – нет замочка |
-ость- | В суффиксе -ость- всегда пишется буква о. | глупость, вежливость | |
-ив- -ев- | Под ударением пишется суффикс -ив-. Без ударения пишется суффикс -ев-. | красивый, игривый волевой, боевой | |
-лив-, -чив- | В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. | пугливый, доверчивый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...