Тема "Местоимение. Обобщение". 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Хоктина Светлана Вячеславовна

Педагогическая цель урока: "Создать условия для развития умений учащихся самостоятельно составить памятку "Порядок разбора личного местоимения"; пользуясь памяткой разбирать личное местоимение как часть речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок, Начинается урок!

Слайд 2

Спишите загадку Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой.

Слайд 3

Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна. ( А.Пушкин ) Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. ( К.Чуковский ) В небо взлетают цветные огни, Весть о победе разносят они. ( Е.Трутнева ) Мы сегодня в лес пойдем За зеленой елкой. ( Н.Найденова ) Я лечу, лечу стрелой Только пыль взметаю. ( А.Толстой ) Гуси, вы гуси, серые гуси, Где вы летали, что вы видали ? (Песня)

Слайд 4

Я МЫ 1 лицо

Слайд 5

вы ТЫ 2 лицо

Слайд 6

ОН ОНА ОНИ ОНО 3 лицо

Слайд 7

Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для я Кузовки и лукошки. Кто любит я - Тот и рад поклониться. Имя дала я Родная землица.

Слайд 8

Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня - Тот и рад поклониться. Имя дала мне Родная землица.

Слайд 9

Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. Мы идём, и мы поём - раз, два, три. Очень дружно мы живём - раз, два, три.

Слайд 10

Поделом великану досталося, и усов от него не осталося. Запишите предложение

Слайд 11

I . Часть речи II . Начальная форма ( И. п . ед. ч.) III . Постоянные и непостоянные признаки IV . Роль в предложении Морфологический разбор местоимения

Слайд 12

Однажды я шел по лугу. Ко (я) пристала ласточка. Она кружилась около (я). Ласточка жалобно к ричала , словно я отнял у (она) птенца . Птица просила отдать (он) обратно. Я не понимал, что (она) нужно. Спишите, раскройте скобки

Слайд 13

Однажды я шел по лу г у . Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня . Ласточка жалобно причала, словно я отнял у неё птенца . Птица просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно.

Слайд 14

Что на уроке получилось хорошо ? Что вызвало затруднения? Рефлексия

Слайд 15

С. 98,задание 4. Выполнить морфологический разбор любого местоимения. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Урок 131
МЕСТОИМЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Педагогические
цели

Создать условия для развития умений самостоятельно составить памятку «Порядок разбора личного местоимения», пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи

Тип урока

Систематизация, обобщение и контроль знаний / решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка меж-
национального общения

Личностные
результаты

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах
успеха в учебе; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме;
 логические – строят логическую цепь рассуждений; используют
доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; активно используют речевые средства и средства
для решения коммуникативных и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия
и термины

Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го числа единственного числа). Порядок разбора личного местоимения

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 98, презентация с текстами заданий

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Ребята, начнём урок русского языка. Для успешной работы необходимо, что бы вы были внимательными, организованными, дружными. Нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

- Проверим, как вы готовы к уроку.

- Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки А девиз у нас какой?

- Всё, что надо, под рукой.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание. Самоопределение к деятельности.Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу. На доске записывается и предлагается для чистописания загадка:

Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень)

- Обведите в кружок все предлоги и перечислите их (за, от, от, за). -- Внимательно посмотрите на текст загадки и сделайте вывод о том, как пишутся местоимения с предлогами.

 - Определите лицо и число местоимений.

- Сформулируйте тему  урока.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителем

III.  Применение знаний и способов действий в стандартных
и измененных условиях.

  1. Работа с тремя смысловыми группами местоимений

Фронтальная.

Словесный.

Беседа. Практический.

-Посмотрите на доску (на доске отрывки из стихотворений с личными местоимениями).

Мы сегодня в лес пойдем
За зеленой елкой.

(Н.Найденова)

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна.

(А.Пушкин)

Я лечу, лечу стрелой
Только пыль взметаю.

(А.Толстой)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.

(К.Чуковский)

Гуси, вы гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?

(Песня)

В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.

(Е.Трутнева)

Найдите строки, в которых местоимения указывают на:

  • говорящее лицо,
  • лицо, к которому обращена речь,
  • лицо, о котором говорят.

Все отрывки прочитываются. Первый ряд выписывает отрывки с местоимениями, указывающими на говорящее лицо (я, мы); второй ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, к которому обращается речь (ты, вы); а третий ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, о котором говорят.

Все отрывки прочитываются. Первый ряд выписывает отрывки с местоимениями, указывающими на говорящее лицо (я, мы); второй ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, к которому обращается речь (ты, вы); а третий ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, о котором говорят.

Подчеркивают местоимения.

Распознают местоимения среди других частей речи Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения задания

Наблюдение

Упражнение

2. Страничка для любознательных
(с. 98)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать текст «Ты и вежливое Вы», организует его обсуждение

- Прочитайте информацию в рубрике для любознательных» на с. 98

- Когда в речи используется вежливое местоимение Вы?

Читают текст, отвечают на вопросы учителя

Знают и применяют вежливую форму
обращения «Вы»

Беседа
по вопросам

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

III.  Применение знаний и способов действий в стандартных
и измененных условиях.

  1. Работа по изменению формы местоимения

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический, упражнение

Посмотрите на доску (на доске - загадка).

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для я

Кузовки и лукошки.        Кто любит я -

Тот и рад поклониться.

Имя дала я

Родная землица.

- Как вам кажется, грамотно ли с точки зрения русского языка построена эта загадка?

С помощью наводящих вопросов восстанавливается правильный текст загадки.

Найдите места, где допущены ошибки.

Нужно ли изменить местоимение? (Употребить другое или изменить форму данного?)

На доску вносятся исправления. Отгадывается загадка. Теперь внимательно прочитайте еще раз загадку и ответьте на вопрос, что происходит с местоимением я в этом стихотворении? (Оно изменяется по падежам или склоняется)

-Все ли личные местоимения склоняются? Или это происходит только с местоимением Я?

Читают текст, отвечают на вопросы учителя

Восстанавливают текст, изменяя форму местоимения

Распознают местоимения среди других частей речи Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения задания

Беседа, упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

III.  Применение знаний и способов действий в стандартных
и измененных условиях.

4. Работа над составлением памятки «Порядок
разбора личного местоимения»

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический. Работа с памяткой, упражнение

Организует работу с памяткой «Порядок разбора личного местоимения», предлагает разобрать
личное местоимение
по образцу

- Запишите предложение:

Поделом великану досталося, и усов от него не осталося.

Выпишите местоимение с предлогом: от него

- Что помечаем с самого начала? (Обозначаем часть речи.)

От него – местоим.

Какой следующий этап работы? Определяем начальную форму.

I н.ф. – он.

- Что разбираем на следующем этапе? Постоянные и непостоянные признаки. Какие признаки  являются постоянными? (Лицо). Что будет непостоянными признаками? Падеж, число, род. У всех местоимений можно определить род? У местоимений третьего лица единственного числа.

II пост.: лицо.

Непост.: падеж, число, род (3 л., ед.ч.)

- Что определяем на завершающем этапе? Каким членом предложения является местоимение.

От него (вт. чл.).

Самостоятельно составляют  памятку, разбирают личное местоимение по составленной памятке

Извлекают необходимую информацию
из памятки.
 Разбирают личное местоимение по образцу

Работа
с памяткой, упражнение

V. Обобщение
знаний и способов действий.

(резерв)

Индивидуальная.

Практический.
Упражнение.

Спишите, сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.

Однажды я шел по лугу. Ко (я) пристала ласточка. Она кружилась около (я). Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у (она) птенца. Птица просила отдать (он) обратно. Я не понимал, что (она) нужно.

Выполняют задания по рядам:1 ряд – два предложения, второй- следующие два, третий-последние два.

Изменяют форму слов (местоимений).

 Разбирают личное местоимение по образцу

 Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

        

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Домашнее задание: с. 98, задание 4

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

Проверяет соответст-
вующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего раз-
вития

с. 98, задание 4, выполнить морфологический разбор любого местоимения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...