Безударные гласные звуки и их обозначение на письме
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шестакова Елена Николаевна

 Конспект урока "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе
Образовательная программа: «Перспектива»
Предмет: русский язык
УМК: учебник «Русский язык» 2 класс в 2-х частях,
Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Издательство «Просвещение», Москва, 2017г. 

Учитель: Шестакова Е.Н.

               Тема: «Безударные гласные звуки и их обозначение на письме»


Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный.
Средства обучения: мультимедиа
ОборудованиеПК, медиа проектор.
Основные цели: 
предметные- уметь выделять корень у родственных слов с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
 - уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- иметь представление о единообразном написании слова;
- прививать интерес к русскому языку.
метапредметные – понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности
составлять алгоритм проверки;
- развивать речь, путём
- совершенствовать навыки составления текстов-доказательств при объяснении выбора проверочных слов;
- развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
личностные- вырабатывать потребность обращения к справочной лингвистической литературе ;
- формировать умение работать в коллективе и согласовывать действия.


Задачи урока:

образовательные: научить детей сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, дать 
представление об особенностях проверочных слов, познакомить со способами проверки написания буквы, 
обозначающей безударный гласный звук в слове (изменение формы слова);

 развивающие: развивать самостоятельность, память, речь, внимание; расширение кругозора и развитие интереса к предмету; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного решения поставленных задач.

воспитательные: воспитание положительной мотивации, правильной самооценки, культуры поведения и общения.

Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая

Ход урока:

I. Организационный момент

Цель этапа:

- проверить готовность к уроку;

- настроить эмоционально детей на выполнение заданий;

Приветствие учащихся.

-Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, подумайте, как хорошо, что мы все вместе. Мы все здоровы, добры и счастливы. Сделайте глубокий вдох и спокойный выдох.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

У каждого из вас есть солнышко, его лучики вы будете раскрашивать после выполнения каждого задания. Какими цветами: (оранжевым – справились безошибочно, жёлтым– были небольшие затруднения, зелёным– надо ещё раз разобраться в этом задании)

II.Минутка чистописания

Цель этапа:

-работа над каллиграфией;

- повторение знаний о звуках и буквах русского языка

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (А, О, Е, И, Я)!

Что вы можете сказать о буквах, которые предложены для минутки чистописания?

Пропишите буквы, как на образце.

Ое Я Аи я Ео Я Иа я

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (А, О, Е, И, Я)!

Ш. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности

3.1.Грамматическая разминка

- Начнем с небольшой разминки:

- в русском языке звуки бывают гласные и согласные,

-слова могут состоять из 1, 2 и более слогов.

-сколько в слове звуков, столько и слогов

- гласные звуки всегда ударные,

-ударными бывают согласные звуки

- ударный гласный произносится сильнее

- в русском языке ударение падает только на первый слог

- ударный слог в слове может быть только один

- в слове лучи безударный гласный в 1 слоге

3.2. Словарная работа

К[а]пуста, ст[и]на, г[а]рох , п[и]тух, р[и]сунок.

-Что в них необычного?

- Какие звуки не обозначены буквами?

-Прочитайте еще раз слова. Какое слово лишнее?

- Читают слова фронтально

- Отдельные звуки не обозначены буквами

- Не обозначены буквами безударные гласные звуки.

- Лишнее слово стена, т.к. все остальные слова – словарные.

3.3.Наблюдение за несоответствием написания и произношения безударных звуков.

- Запишем словарные слова. Вспомним, как мы работаем со словарными словами?

- Проверяем.

[а] / [а] / [и] / [и] /

капуста, горох, петух, рисунок

- Какие звуки не были обозначены буквами?

- Какими буквами обозначен звук а?

- Какими буквами обозначен звук и?

- Почему безударный гласный звук и буква совпадают не во всех словах?

- Назовите в словах гласные звуки, которые обозначены такой же буквой.

-  Как узнать какие безударные гласные писать в словарных словах?

- Назовите гласные звуки, которые обозначены такими же буквами. Почему у них произношение и написание совпадает?

- Ставим ударение и подчёркиваем безударную гласную.

Записывают слова капуста, горох, петух, рисунок.

Проверяют свои работы.

- Безударные гласные.

- Буквами о, а.

- Буквами е, и

- Одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами.

- Их правописание нужно запомнить или проверить по словарю.

Это ударные гласные буквы.

Слайд 3

IV. Работа по теме урока

Цель этапа:

- продолжать работу по формированию навыка проверки безударных гласных,

- развитие умения подбирать проверочные слова

- применять межпредметные связи для воспитания личностных качеств обучающихся (доброта, бережное отношение к природе, ответственность)

-воспитывать самостоятельность в поиске постановки и решения учебной задачи.

Учебник с.92 упр.140

Мальчики с Ваней.
Девочки с Аней.

1-й абзац

- Прочитайте слова, которые записаны. Это проверяемые или проверочные слова?

- Почему?

Как будем выполнять задание?

Далее подбираем проверочные слова устно

- Прочитайте проверяемые слова. Что у них общего? Сколько предметов они обозначают?

- Прочитайте проверочные слова. Что у них общего?

- Назовите способ подбора проверочных слов?

на доске много-один

- Устно фронтально подбираем проверочные слова:

НОС, КРОТ, ПОЛЕ, МОРЕ, ДВОР

2-й абзац

- Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова?

- Почему?

- Как будем выполнять задание?

Далее подбираем проверочные слова устно

Прочитайте проверяемые и проверочные слова.

- Назовите способ подбора проверочных слов

на доске один- много

- Устно подбираем проверочные слова.

ГРОЗЫ, ПЯТНА, ЛИСЫ, ГОРЫ, ПЕРЬЯ

- Каким правилом пользовались при подборе проверочных слов?

ФИЗМИНУТКА ЛЯ-ЛИ-ПАП

Составление алгоритма проверки БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ

  • Определить безударную гласную букву.
  • Поставить в слове ударение.
  • Написать слово правильно.
  • Подчеркнуть гласную, обозначающую безударный звук.
  • Прочитать слово.
  • Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.

Работа с текстом

В л..су зв..рьки готовятся к з…ме. Белка сушит на в..твях д..ревьев гр..бы. Мышка зап..сает з..рно. Ёжик ут..пляет гнездо. Ул..тают в тёплые кр..я ласточки и стр..жи.

Проблемные вопросы и задания к тексту:

Что вы можете сказать о прочитанном?

- Какие задания можно предложить для выполнения к тексту?

- Выпишите слова с пропущенными буквами, используя алгоритм проверки безударных гласных с помощью комментированного письма. ( Комментируют по цепочке).

Самопроверка с образца на слайде.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (А, О, Е, И, Я)!

Проверяемые и проверочные

на доске много-один

на доске один- много

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

1) Прочитать слово.

2)Поставить в слове ударение.

3)Определить безударную гласную букву.

4)Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.

5)Написать слово правильно.

6)Подчеркнуть гласную, обозначающую безударный звук.

Выполнение задания учителя.

Ответы учеников.

Предлагают задания:

-вставить пропущенные буквы;

- озаглавить текст;

- выписать слова с безударной гласной в корне;

Записывают с комментариями.

- Покажите солнышки, которые у вас получились на конец урока.

Оранжевый кружок - Всё понял, могу объяснить товарищу.

Жёлтый кружок - Многое понял, но мне ещё нужна помощь.

Зелёный кружок- Мне трудно было на уроке

Показывают раскрашенные солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"

Презентация к уроку "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме...