Безударные гласные звуки и их обозначение на письме
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ставенкова Екатерина Викторовна

Русский язык 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sso.docx93.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».  

Тип урока: Обобщение и систематизация  знаний.

Цель: обобщение знаний  способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.

Задачи:

Формирование УУД:

познавательные

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов  с безударной гласной в корне;

регулятивные -

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;

-учить составлять алгоритм действий и  работать по нему;

личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;

коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Предметные:

Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне.

Учить различать 2 способа проверки безударных гласных: подбор однокоренного слова и изменение формы слова.

Метапредметные:

Учить  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развивать коммуникативные навыки при работе в паре, группе.

Развивать навыки самооценки.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты

Личностные:

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей и задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

Умения учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию и аргументировать ее при выработке общего решения совместной деятельности.

Использование речи для регуляции своего действия.

Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора.

Познавательные:

Способность осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Умение осуществлять анализ и синтез.

Предметные:

Овладение первоначальными знаниями об орфограмме.

 Ход урока

1.Орг.момент

- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся .

2. Постановка проблемы урока.

– Я хочу рассказать вам одну историю (учитель читает небольшой рассказ).

Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Петя записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», – гордо сказал товарищам Миша. Пришел Петя, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»).

– Какое правило не знал Миша? (Правило о правописании безударных гласных).

– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Миши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

– Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч, с мячом

– Что мы посоветуем Мише? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)

- Ребята, а зачем людям надо знать правило о правописании безударных гласных букв в корне слова? (чтобы быть грамотными людьми, писать без ошибок).

3. Постановка темы и цели урока.

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

(Безударные гласные)

– Какая цель поставим перед собой?

 (Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова и менять форму слова)

- Как мы будем писать слова с безударными гласными? Давайте вспомним алгоритм действий (дети перечисляют свои действия, позже на слайде появляется алгоритм).

Алгоритм проверки безударной гласной.

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Подбираю проверочное .

4. Пишу гласную.

- В течение урока мы ответим на вопросы

- Давайте вспомним наше правило (хором).

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Ударение на гласной

Может сделать букву ясной.

4. Работа в тетради.

- Откройте тетради, запишите число (28 ноября), классная  работа.

5. Чистописание

-Ребята, скажите, какие буквы могут быть безударными и требовать проверки? (а, о, и, е, я)

-Запишем их на новой строчке парами (заглавная и строчная). Обратите внимание на свою посадку при письме.

6. Словарная работа

- Ребята, у вас на парте лежит карточка №1. Возьмите ее, вставьте пропущенные буквы в словах.

Сл...за, ябл…ко, св…сток,…дежда, к…ртофель, з…мля, м…бель, зв…нок.

- На какие две группы вы можете разделить эти слова? (слова с проверяемыми гласными и с непроверяемыми гласными)

-Запишите эти слова в тетрадь по вариантам:

1 вариант – слова с проверяемыми гласными.

2 вариант – слова с непроверяемыми гласными

После написание – взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями, проверяют друг друга. Сверяются с записью на доске. Оценивают работу товарища.

- Ребята , сидящие на 1 вар., какие проверочные слова вы подобрали, чтобы записать слова? (слеза – слёзы, свисток – свист, земля – земли, звонок – звон)

 - Придумайте и запишите предложение с одним из этих слов.

(Проверка. Чтение предложения)

7. Работа над темой урока

-Давайте поиграем в игру «Буква потерялась», выполним упражнение 155 на стр. 101. (Выполнение по заданию)

За г..рами, за л..сами,

За широкими м..рями,

Против неба – на з..мле

Жил ст..рик в одном с..ле.

- Какие проверочные слова подберем с словам с безударной гласной? (горами – горы, лесами – лес, морями – море, земля – земли, старик – старый, селе- сёла)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

8. Работа в парах

- Поработаем в парах. Возьмите карточку №2. Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной. Запишите эти слова в тетрадь.

Слезать, перелез, слез

Слежка, следить, след

Летит, слетать, долететь.

 Проверка.

- Какие слова вы переписали? (Летит, слетать, долететь). Назовите проверочное слово (полёт). Допишите его четвертым.

-Назовите проверочные слова в первых двух строчках (слез, след)

9. Работа с сигнальными карточками

- Поиграем в игру «Будь внимательным». У каждого ученика сигнальные карточки, каждый самостоятельно решает, какую букву надо в корне написать. Проверочное слово дети коллективно подбирают и объясняют правописание безударной гласной в корне.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, дела, мелок, бегун, листочек, горевать.

Проверочные слова – ночь, беды, дело, цвет, мел, бег, лист, горе.

10. Итог урока.

– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. Кто хочет ответить на первый вопрос?

 

- Как мы поступим, если в слове непроверяемая безударная? (обратимся к словарю)

-Оценка учителя.

-Д/з

Наступила в__сна. Стало  т__пло. Пот__кли

ручьи. На р__ке нач__лся л__доход.

По__вилась з__лёная травка. На д__ревьях

распустились м__л__дые л__сточки. Стали

прил__тать птицы. Гр__чи вьют гнёзда на

д__ревьях. Дети рады п__рнатым друзьям.

Они сами м__стерят скв__речники для птиц.

Анализ урока.

      Вы присутствовали на уроке русского языка во 2 классе. Тема урока: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».  

     В ходе работы над темой были использованы элементы мыслительной операции обобщение.

      Обобщение – мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторомуклассу предметов, и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Условие ИП1                        ТРЕБОВАНИЕ

Записка мальчика              

   Какое правило не знал Миша?–Что же нужно уметь,                    чтобы не повторять ошибки Миши?

ИП2                                                ПОБУД. МОТИВ

Словарная работа                     Зачем  знать правило?Алгоритм проверки безуд.гласн.           

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Упр. в учебнике

ВЫВОД

Ответы на впросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"

Презентация к уроку "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"...

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме

Конспект урока "Безударные гласные звуки и их обозначение на письме"...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме

Безударные гласные звуки и их обозначение на письме...