Конспект урока «Правописание парных согласных» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока по новой технологии – урок отработки умений и рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravopisanie_parnyh_soglasnyh.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №8»
г.Бийск Алтайский край,
Миляева Наталья Петровна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (система «Школа России)
Тема: «Правописание парных согласных».
Тип урока по новой технологии – урок отработки умений и рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепление навыков правописания слов с непроизносимой согласной;
- систематизация ЗУН по теме «Правописание парных согласных» и их присвоение обучающимися;
- контроль и самооценка полученных ЗУН;
Развивающие:
- развивать навыки орфографической зоркости
- способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; развивать речь;
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;
познавательные:
- совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структировать найденную информацию в нужной форме;
- выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации
регулятивные:
- совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;
- учить адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умения прогнозировать
личностные:
- формировать положительную мотивацию к учению;
- оценивать усваиваемое содержание
Коммуникативные:
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
- формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества
Ход урока.
Организационный момент.
- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!
Проверка готовности рабочего места.
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка.
Урок:
· Интересным Познавательным Развивающим Плодотворным
- Поясните каждое понятие.
- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
Ученики:
· Активные Думающие Работоспособные Внимательные
· Творческие Дисциплинированные
- Вы готовы быть такими?
- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Найдите другую пословицу с таким же смыслом?
Работа веселит сердце человека.
Терпенье и труд все перетрут.
Работай до поту - поешь в охоту.
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. Назовите максимальное количество баллов за урок. (10 баллов)
Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов? (Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока, раз вы выполнили правильно все задания).
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
SМS. Что обозначают эти буквы? (Это письмо, сообщение)
Посмотрите на текст SМS.
«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыпка и мала и велига».
Что видите? (oшибки)
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? (Исправить ошибки и понять, от какого сказочного героя SМS)
Над каким умением мы будем сейчас работать?
Как вы поняли это задание? (Учащиеся на сигнальных карточках показывают: Зеленый – все понятно, желтый – сомневаюсь, красный – не понял). Самостоятельно выполняют задание.
Прочитайте сообщение.
От какого героя сказочного SМS? (От волка)
Из какой сказки этот герой? (Иногда название сказки «Лиса и волк», но может встретиться и «Лисичка – сестричка и волк»)
Кто написал эту сказку? (Это русская народная сказка)
Кто помнит сказку? На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким можно его назвать? (Доверчивым)
Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно и можно доверять людям, но в, то же время не всегда оборачивается это хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям)
Посчитайте и укажите в листочке количество ошибок, которые вы нашли в тексте?
Как будем действовать? ВСПОМНИМ схему, которая нам поможет
ВИЖУ… |
НАЗЫВАЮ… |
ПРОВЕРЯЮ… |
Сколько всего ошибок в тексте нашли?
Сравните с соседом найденные ошибки. У кого ошибки полностью совпадают – постройте домик.
Всего в тексте 8 ошибок. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки из этих, которые вы обнаружили самостоятельно.
Оцените свою работу в картах урока. (Ученики фиксируют оценку, т.е. количество баллов в карте урока)
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Формулирование темы урока и постановка цели урока
Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные)
Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных.) Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).
А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).
Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).
В конце урока мы ответим на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
Этап включения в систему знаний и повторения.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития пройденной темы «Правописание парной согласной» и построение обобщенных норм учебной деятельности.
Что мы должны очень хорошо знать по теме «Правописание парных согласных»? (Парные согласные)
Напишите эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).
Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).
Оцените свою работу. Почему за это задание максимальное количество 6 баллов? (6 баллов, так как 6 парных по звонкости и глухости согласных).
Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)
Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).
Работа над парными согласными в сильной позиции
Посмотрите, в каких словах волк допустил ошибки только из-за невнимательности? Запишите их. (Реге, сител, лофись, велига)
Почему вы так считаете? (Согласный парный находится в сильной позиции).
Почему? (После согласного стоит гласный)
Что не усвоил волк в своей лесной школе? (Написание парных согласных)
А перед нами стоит задача усвоить эту тему очень хорошо, поэтому вы должны быть какими? (Внимательными, терпеливыми, старательными…)
Физминутка Упражнение «Буратино»
Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»
Работа над парными согласными в слабой позиции
В каких словах еще есть ошибки? (Прорубь, хвост, рыбка)
- Можно ли разделить слова на две группы?
- По какому признаку нужно разделить слова? В одну группу мы включим слова с парными согласными в середине слова – рыбка, в другую – с парными согласными на конце слова – прорубь, хвост.
- Что вы можете сказать о слове хвост? (Это слово лишнее, согласный на конце слышится четко)
- Что нужно знать, чтобы не сделать ошибку в правописании слов с парной согласной? (Надо знать правило)
Предлагаю вам восстановить его. Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.
(Обучающиеся работают самостоятельно в карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ________ или _________ слова . В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо _________ слово или подобрать _________ слово так, чтобы ____ после согласной стояла _________»)
Зачитайте правило своему соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.
Проверьте по образцу, насколько точно вы смогли восстановить правило. Оцените свою работу в картах урока.
Вернемся к словам прорубь, рыбка. Сделаем проверку.
Запишите в тетрадь правильно слова и правильно графически оформите.
Как мы договорились правильно оформлять графически? (Подчеркиваем парный согласный одной чертой, гласный – помощник двумя чертами).
Ответьте на вопросы:
Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с
Где надо проверять? в середине слова, на конце слова
Как подбирать однок. слова, изменить форму сл.
Чем после согласного слышался гласный звук
Какие умения мы формировали при изучении данной темы? (Умение слышать парный согласный звук на конце слова и в середине слова; правильно выделять корень слова; правильно подбирать проверочные слова двумя способами; графически правильно обозначать орфограмму.)
Оцените свою работу в картах урока.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Дифференцированная работа с обучающимися
Работа с комментированием: по алгоритму объяснить, какую букву напишите.
Широко открыла ро…(т/д) – Слушала про средний ро… (т/д)
Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности Подумайте, какие слова написаны?
[cй’эст] [грус’т’]
Посмотрим, что получилось у ребят
Широко открыла рот. (рты) Слушала про средний род. (рода)
Съест, или съезд; грусть или груздь.
Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.
Этап рефлексии деятельности на уроке.
Суммируйте свои оценки. Что помогло вам получить такие оценки?
- В чем были затруднения?
-Я получил… баллов, потому что (вижу орфограмму в слове (В КОРНЕ, В СЕРЕДИНЕ
Могу ее назвать ( ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ
Могу подобрать проверочное слово)
- Получился ли урок таким, каким вы его хотели видеть?
- Какая была проблема?
- Что мы должны знать и уметь делать, чтобы не допускать ошибок в словах с парной согласной в корне?
- как оцениваете свою работу и т.д.
- А еще чему научились? (работать в парах, выслушивать мнение других, отстаивать свое, договариваться, ОЦЕНИВАТЬ себя и принимать оценку других).
- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные на уроке, в жизни? Где?
Кто доволен своей работой?
Молодцы!!
На уроке используется критериальное оценивание, как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Оценивание достижений учащихся осуществляется по определенным критериям. На уроке происходит включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навык и привычку к самооценке. Ученикам предложена карта урока. В ней указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь за урок при условии правильного выполнения всех заданий. Самооценка ребенка повышается, если он сможет набрать наивысшее количество баллов. Если же нет, то каждый ребенок видит то умение, которое у него не сформировано, и намечает план работы в этом направлении.
Карта оценивания заданий на уроке русского языка
№ задания |
| Максимальный балл | Оцениваю себя сам | Оценивает товарищ |
1 SМS
| Нашел 1-3 ошибки или добавил лишние | 0 |
|
|
Нашел 3-4 ошибки в тексте и не добавил лишние | 1 |
|
| |
Нашел 5-6 ошибок в тексте и не добавил лишние | 2 |
|
| |
Нашел все ошибки в тексте и не добавил лишние | 3 |
|
| |
2 | Пропустил пару согласных или добавил лишние буквы | 0 |
|
|
Написал все пары согласных | 1 |
|
| |
3 | Не выполнил задание | 0 |
|
|
Написал правильно слово | 1 |
|
| |
Написал правильно слово и правильно графически обозначил | 2 |
|
| |
4 | Не смог восстановить правило | 0 |
|
|
Смог восстановить с помощью | 1 |
|
| |
Восстановил правильно и самостоятельно | 2 |
|
| |
5 | Не смог восстановить алгоритм | 0 |
|
|
Смог восстановить с помощью | 1 |
|
| |
Смог восстановить алгоритм самостоятельно | 2 |
|
| |
|
| 10 баллов |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""
Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных"
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных", урок расчитан на 2ой класс по УМК "Школа России" с использованием МИМИО...
Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"
На данном уроке систематизируются знания учащихся о способах проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются умения правильно обозначать па...
План-конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова"
План-конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова"...
Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...
конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс
Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Шклоа России и реализующие ФГОС. В разработке показано, как формируется у детей младшего школьного во...
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 1 класс УМК " Школа России"
Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования....