Синтаксический разбор простого предложения
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Представлены учебные материалы ученикам 3-го класса для освоения синтаксического разбора простого предложения: упражнения, карточки для проверки, тесты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ

Упражнения,

карточки проверочных работ,

тесты


Синтаксический разбор простого предложения

Главные члены предложения 

Подлежащее - обозначает о ком или о чём  говорится в предложении и отвечает на вопрос именительного  падежа КТО? ЧТО?

Сказуемое - сообщает что-либо о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?  и др.

Второстепенные члены предложения

Определение   - Какой? Какая? Какие?

Дополнение    - вопросы косвенных падежей  –

            Р. -  Кого? Чего?

            Д. -  Кому? Чему?

            В. -  Кого? Что?

            Т. -  Кем? Чем?

            П. -  О  ком? О чём?

Обстоятельство    -    Где? Куда? Когда? Как? и др.

Упражнение 1

Разбери предложения по членам. Выпиши основу предложения и  словосочетания.

ПРИМЕР.

Сильный ветер весело разметал осеннюю листву.

Ветер разметал – основа предложения

Ветер (какой?) сильный

Разметал  (что?) листву

Разметал (как?) весело                      


По небу плывут белые облака.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Рыжая белочка быстро пробежала по стволу.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

На траве всюду сверкала утренняя роса.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Чёрная собака глухо зарычала на нас.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Впереди мелькнул яркий свет.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

 Небо заволокло тяжёлыми тучами.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Вдруг ослепительно сверкнула яркая молния.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Сильный ветер весело разметал осеннюю листву.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Сквозь дымку тумана виднелась река.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Чудесно переливаются лучезарные краски заката. _______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Плот бесшумно скользил по черной воде.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Упражнение 2

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. В сырых местах прятались голубоглазые незабудки.
  2. Серая дождевая дымка затянула окрестность.
  3. Вечерняя мгла быстро покрыла все поля.
  4. Серебристый иней запушил окно.
  5. Теплая летняя ночь спустилась на землю.
  6. По крыше часто стучали капли дождя.
  7. В гнезде лежало маленькое голубое  яичко.
  8. Дикие утки и крикливые журавли летят на соседнее озеро.
  9. Вечернее солнце бросает свои золотые лучи на леса и поля.
  10. За деревней весело играла кошка со своими котятами.
  11. Весенние воды и летние ливни легко размывают чернозем.
  12. Седые туманы плывут к облакам.
  13. В воздухе стоял страшный зной.
  14. На крылечке дремал рыжий кот.
  15. Рыжие лисята вылезли из норы.
  16. Ветер забирался в печные трубы и тоскливо выл.

Упражнение 3

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. Невдалеке сверкает на солнце извилистая речонка.
  2. Перед нами простирался необъятный лесной массив.
  3. Красногрудые снегири клевали ягодки рябины.
  4. Вдали стоит дубовый лес и блестит на солнце.
  5. Пушистый снег хлопьями падает на землю.
  6. Красивый пейзаж вызывает радостное чувство.
  7. Гусь подошел сзади и больно долбанул Каштанку клювом.
  8. Собака громко залаяла на ребят.
  9. Пушистый иней украсил деревья.
  10. Мотылек лениво повис на стебельке.
  11. Бабочка села на цветок и тихонько двигала  крылышками.
  12. Вечером я с приятелем сидел на обрыве.
  13. Последние перелетные птицы покидают родные места.
  14. Зимние вьюги напевали нам песни чудные.
  15. Белобокие сороки сидели на  сучке и резко стрекотали.
  16. Кот мягко подпрыгнул и впился когтями в мышку.
  17. В сырых местах прятались голубоглазые незабудки.

Упражнение 4

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. На черемухе соловей распевал свои песни.
  2. Две большие лохматые белые собаки бросились на кошку.
  3. Белый пар по лугам расстилается.
  4. Отец осторожно снял нагар со  свечи.
  5. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья.
  6. Из большой корзины девочка отбирала спелые вишни.
  7. В детских журналах часто встречаются загадочные картинки.

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоёй.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но ещё не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы. Глухая беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо. Потрескивает костёр, и колышутся над огнём лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.


С-1     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

1. Пушистый снег тихо кружится в воздухе.

2. Синицы съедают вредных насекомых.

3. Вдруг налетела буря с крупным градом.

4. Сквозь дождь лучилось солнце и золотило капли на траве.

С-2     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

1. Кот украл со стола кусок колбасы и полез с ним на берёзу.

2. Ветки берёз слегка шумели от лёгкого ветерка.

3. Мы быстро перебрались через лесной овраг.

4. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

С-3     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Внезапно впереди блеснул яркий свет.
  2. Апрельский дождь освежил всё вокруг.
  3. Мотор загудел и Карлсон стремительно спикировал с кровати прямо к тарелке с тефтелями.
  4. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

С-4     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на черную тучу.
  2. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
  3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
  4. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.
  5. Там воробей  посидел немного на морде у чугунной лошади почистил клюв смахнул лапой слезинку чирикнул и скрылся.

С-5    ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.
  2. Легкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих.
  3. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
  4. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

С-6     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Заря прощается с землею ложится  пар на дне долин.
  2. Филька разломил буханку хлеба и подал ее лошади.
  3. Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.
  4. Рыба сильно хлестнула хвостом и ушла под  воду.

С-8     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  2. Она встала подняла стульчик и пошла в другую комнату.
  3. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.
  4. Рукодельница меж тем все в доме прибрала.

5. Ветер гудел и с шумом гнал волны.

С-7     ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Около его головы бесшумно поднялся рыхлый бугорок земли вылез бархатный крот с розовыми ладонями и пискляво чихнул три раза.
  2. Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась и появилась большая страшная змеиная голова.
  3. Увяли золотые розы осыпались блестки измялся и истрепался шелк.
  4. Желтые перья развевались сверкали черные клеенчатые шляпы лошади разевали красные пасти выворачивали глаза и разбрасывали пену.

 Синтаксический разбор предложения

Тесты

1. В каком предложении допущена  ошибка в разборе по членам предложения?

  1. В класс пришёл новый ученик.
  2. Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики.
  3. В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина.
  4. Около домов жильцы сажают берёзки и липы.
  5. Набежала синяя тучка и закрыла солнце.

2. В каком предложении допущена ошибка в разборе по членам предложения?

  1. В  берёзовой  роще радостно  звенят птичьи голоса.
  2. Перелётные птицы потянулись в тёплые края.
  3. Песня жаворонка весёлая и звонкая
  4. Вожак медленно расправил крылья и  резко поднялся в воздух.
  5. Ребята следят за чистотой озёр и рек.

3. В каком предложении нет определения?

  1. Воздух утром прохладный.
  2.  Жуки объедают нежные листочки берёз.
  3. Жуки неподвижно сидят ветках.
  4. Прибегают на опушку разные зверьки.
  5. Прилетают сюда шумные стайки птиц.

4. В каком предложении нет обстоятельства?

  1. Скоро созреют сладкие ягоды.
  2. Воздух наполняет запах полевых цветов.
  3. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и листьям.
  4. В каждой дождинке играл солнечный луч.
  5. Ранним утром ребята отправились на рыбалку.

5. Под каким номером нет дополнения?

  1. С неба солнце посылает прощальные лучи.
  2. Птицы улетели в далёкие страны.
  3. Скоро деревья покроет снег.
  4. Зима заваоила городок пушистым снегом.
  5. Солнечные лучи мягко освещали лесок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм синтаксического разбора простого предложения

Памятка, помогающая научить ребенка правильно производить разбор простых предложений, находить главные и второстепенные члены предложения, чертить схемы предложений такого вида....

Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.

Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить   и  обобщить  знания  об  однородных членах предложения;учи...

Урок русского языка в 4 классе "Синтаксический разбор простого предложения"

Цель данного урока: создать условия для формирования навыка проводить синтаксический разбор простого предложения; способствовать развитию умения находить грамматическую основу предложения: воспитание ...

урок русского языка по теме: "Синтаксический разбор простого предложения"

Синтаксический разбор простого предложения, на уроке решается ряд задач:1.      Закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения;2....

Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" для учащихся 3 - 4 классов

Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения"  для учащихся 3 - 4 классов...

План – конспект урока по русскому языку 3 класс Учитель: Петухова С.А. Тема: Синтаксический разбор простого предложения

План – конспект урока по русскому языку  3 классУчитель: Петухова С.А.Тема: Синтаксический разбор простого предложенияЦель деятельности учителя:Познакомить с порядком синтаксического разбор...