Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Упражнение по чистописанию
Предлагает учащимся выполнить упражнение с буквой мягкий знак и соединения с ним. - Начнём урок с минутки чистописания. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так… - Орфографическая минутка
а) Наблюдательная разминка Предлагает учащимся прочитать группы слов на экране
Организует игру «Снежный ком»
Формулирует задание: назвать признаки, по которым данные слова разделены на две группы. Обращает внимание на признаки слов с мягким знаком показателем мягкости согласных.
б) Выборочное списывание
Наводящими вопросами помогает выявить общее назначение людей данных профессий. -Как вы думаете, что объединяет людей данных профессий? - Что самое важное создают они для всех людей? - Изделий из муки много. Прочитайте данные пословицы . Какое изделие из муки самое главное по мнению народной мудрости? На примере одной из данных пословиц докажите эту мысль.
Обращает внимание на выделенную букву (Ь) в написании некоторых слов в пословицах. -О какой роли мягкого знака уже вспомнили? -А как узнать слова с мягким знаком разделительным?
Предлагает выписать пословицу, в которой есть слово с ь-разделительным.
|
Называют правила красивой посадки во время письма. Выполняют упражнения по чистописанию.
Читают данные слова.
Называют все признаки данных слов: имена существительные, нарицательные, одушевлённые, мужского рода, единственного числа, именительного падежа, начальной формы.
Предлагают варианты деления слов на группы по разным основаниям: наличие или отсутствие безударного гласного в корне слова, наличие или отсутствие мягкого знака- показателя мягкости согласного.
Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры продуктов из муки.
Читают выбранную пословицу и объясняют её смысл.
Называют признаки слов с разделительным мягким знаком.
Обосновывают выбор написания.
|
- Наблюдение над языковым материалом
Предлагает самостоятельно выполнить задание на индивидуальных карточках. Организует фронтальную проверку с опорой на образец.
Предлагает сравнить данные группы слов и уточняет, что это значит. -Что значит сравнить?
Выдвигает проблему:
- А теперь выясним ещё одно важное отличие. -Как вы думаете, будут ли одинаковыми последние буквы в словах каждой пары? -Выбери и запиши слово «да» или «нет».
Физ. минутка: Сначала встают учащиеся, которые выбрали ответ «да», а затем - «нет».
- Признаки орфограммы
Напоминает учащимся проблему: -Как же нам узнать, чьё предположение окажется верным? -С чем же нам предстоит работать, если есть выбор написания?
Организует работу с учебником: -На странице 31 учебника прочитайте название орфограммы, с которой будем работать.
Организует коллективную работу по анализу и выполнению заданий упражнения №51(с.31): -Прочитайте слова упражнения. -Прочитайте задания, в которых описаны действия, которые мы уже выполнили с данными словами.
-Прочитайте задание, которое поможет узнать особенность написания этих слов.
- Прочитайте задание, из которого узнаем, как записывать слова.
Организует фронтальную работу с комментированным списыванием слов из упражнения в две группы. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи: -Подчеркните последние буквы в словах. -Сделайте вывод о том, когда на конце имён существительных после шипящих пишется буква – «ь».
Физ. минутка: -Посмотрите на группы слов. Одинаковы ли буквы на конце слов каждой пары? -Встаньте, кто выбрал слово «НЕТ». Значит в начале изучения новой орфограммы ваши предположения оказались верные!
Организует поисковую работу обучающихся по выявлению признаков слов с изучаемой орфограммой: - Как узнавать слова с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»? -Что вы назвали?
-Запишите эти признаки слов данной орфограммой в таблицу? Признаки орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Организует коллективную проверку по слайду презентации.
Предлагает работу по использованию данной таблицы для упражнения нахождения слов с изучаемой орфограммой. Слова записаны на доске.
пустошь кулич выигрыш хорош речь выиграешь финиш беречь тишь
-Что узнали о новой орфограмме? -Чему будем теперь учиться?
- Составление алгоритма.
- Что же нам теперь нужно узнать, чтобы восстановить написание данных слов? - Чему нужно научиться?
Организует работу с правилом по учебнику на странице 31 и беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
-Что узнали о написании имён существительных женского рода? - В чём особенность существительных? Найдите и прочитайте в тексте правила. - Прочитайте примеры из правила. -В какой форме все эти имена существительные? -Что это значит в «Начальной форме»? -Прочитайте об особенностях написания существительных мужского рода. -Что составим, чтобы удобнее было пользоваться правилом?
Организует выполнение задания по составлению алгоритма в парах.
-Задание сложное, поэтому работать будете в парах, чтобы помогать друг другу. -Договоритесь, кто будет диктовать, а кто будет заполнять пропуски в алгоритме.
- Упражнения в использовании алгоритма.
а) Комментированное списывание деформированных слов с доски:
пустош… кулич… выигрыш… реч… финиш… тиш…
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: -Какие пункты алгоритма помогли найти слова с этой орфограммой? -Какие пункты алгоритма помогут выбрать верное написание слов?
б) Дидактическая игра «Кто быстрее?»
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке и формулирует задание игры: -Прочитать текст на слайде презентации и найти раньше других слова с изучаемой орфограммой.
Организует взаимопроверку с опорой на образец.
|
Выполняют задание на карточках, которые вклеены в тетрадях у каждого ученика:
Произнеси слова. Укажи в каждом последний звук:
(старинный) ков[ ] - мы[ ] (серая) (острый) но[ ] - ро[ ] (золотая) (детский) вра[ ] - до[ ] (маленькая) (верный) товари[ ] - ве[ ] (ценная) Обосновывают действия, которые выполняли. -выяснить чем слова похожи, а чем отличаются: на конце слов слышатся шипящие согласные звуки; все слова- имена существительные в начальной форме | в первой группе- сущ. мужского рода, а во второй- женского. |
Если думают, что написания будут одинаковые, то пишут на полях рабочих тетрадей «да», а если написания разные - пишут «нет».
Высказывают предположение, что работать будут с новой орфограммой.
Находят и читают название орфограммы.
Анализируют задания и зачитывают задания, которые уже выполнили, работая с этими же словами на индивидуальных карточках: «Произнесите звуки, которые услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках».
Зачитывают задание, направленное на выявление признаков слов с изучаемой орфограммой: «А что необычного вы заметили в написании данных слов». Делают вывод: в некоторых словах есть буква Ь, а в некоторых нет. «Определите род имён существительных. Запишите слова в две группы». Выполняют упражнение в тетради, проговаривая выбор группы по цепочке.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Заполняют таблицу самостоятельно.
Находят слова с орфограммой, доказывая с опорой на знания признаков данной орфограммы, отмечают слова эмблемой.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание в парах, заранее договорившись, кто диктует, а кто записывает пропущенные слова на карточке с алгоритмом.
Задание: Дополни алгоритм по правилу. - Произношу слово и выясняю, оканчивается ли оно на _____________________ согласный звук.
- Выясняю, является ли слово именем существи-
тельным в _____________________форме. - Определяю _________ имени существительного.
м. р.: не пишу___ ж. р.: пишу____ 4) Проверю
Выполняют упражнение в тетради. По цепочке комментируют выбор написания слов с изучаемой орфограммой, которые анализировали на этапе «Упражнения обнаружения слов с изучаемой орфограммой».
Обосновывают выбор написания с опорой на пункты алгоритма.
Слушают стихотворение, находят и выписывают слова с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой и называют пункты алгоритма , на которые опирались при выполнении задания. |
Даёт задание на поиск среди данных слов особенных и организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
- Как узнали, что слово «бриошь» женского рода? - Что же может показывать буква ь на конце имён существительных после шипящих?
Организует выполнение задания в четвёрках и отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует коллективную проверку. -Что же такое бриошь? Узнаете, выполнив следующее задание: прочитайте объяснение лексического значения слов и подберите подходящее.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке с опорой на план урока.
|
Рассматривают слайд, читают названия и определяют «лишние» слова по какому либо признаку: «Крендель», т.к. нет изучаемой орфограммы. «Бриошь», т.к. единственное слово женского рода среди данных.
Выполняют задание в четвёрках, выбирая подходящие по смыслу слова среди данных на доске.
Задание на карточке для работы в четвёрках: Хлеб _________ -витой пшеничный хлеб. ________- сладкий, очень сдобный высокий хлеб, обязательно с изюмом или цукатами, который готовят к Пасхе. ________- пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. _______ - армянская тонкая лепёшка из пшеничной муки. Традиционно считается символом радости и мира.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили.
|