Рабочая программа по обучению грамоте "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Подопригорова Елена Михайловна

Рабочая программа по обучению грамоте "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._pismo.docx92.01 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
  • Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания;
  • определять написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержательный раздел

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. 

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • сочетания чк – чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Календарно - тематическое планирование

(Обучение грамоте. Чтение - 92 часа)

№ п/п

Тема  урока

Страницы в

учебнике

Дата проведения

по плану

фактически

Добукварный период – 18 ч.

1.

Осознание цели и ситуации устного общения.

Речь устная и письменная.

04.09

2.

Различение слова и предложения.

Предложение.

05.09

3.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Предложение и слово.

06.09

4.

Деление слов на слоги.

Устная речь.

Слово и слог.

07.09

5.

Определение места ударения.

Письменная речь.

Слог, ударение.

11.09

6.

Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Слова и звуки в нашей жизни.

12.09

7.

Различение гласных и согласных звуков.

Гласные и согласные звуки.

13.09

8.

Различение гласных и согласных звуков.

Гласные и согласные звуки.

Слияние согласного  с гласным.

14.09

9.

Различение звуков и букв.

Звуки и буквы.

18.09

10.

Звуки речи.

Гласный звук [а], буквы А, а. 

19.09

11.

Звуки речи.

Звук [о], буквы О, о.

 

20.09

12.

Создание собственных текстов.

Звук [о], буквы О, о.

Составление повествовательного текста.

Стартовая диагностика.

21.09

13.

Звуки речи.

Звук [и], буквы И, и

25.09

14.

Звуки речи. Звук [и], буквы И, и.

Дружба и взаимоотношения.

26.09

15.

Звуки речи.

Гласная буква ы, звук [ы]

27.09

16.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Гласная буква ы, звук [ы].

Изменение формы слова.

28.09

17.

Звуки речи.

Звук [у], буквы У, у

 

02.10

18.

Звуки речи.

Звук [у], буквы У, у.

Повторение гласных звуков. 

03.10

 Букварный период – 57 ч

19.

Звуки речи.

Звуки [н], [н’], буквы Н, н.

04.10

20.

Знакомство с орфоэпическим чтением.

Звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Чтение предложений.

05.10

21.

Звуки речи.

Звуки [с], [c’], буквы С, с.

09.10

22.

Звуки речи.

Звуки [с], [c’], буквы С, с.

Родственные слова.

10.10

23.

Звуки речи.

Звуки [к], [к’], буквы К, к

11.10

24.

Различение предложений по цели высказывания.

Звуки [к], [к’], буквы К, к.

Чтение предложений с интонацией и паузами.

12.10

25.

Звуки речи.

Звуки [т], [т’], буквы Т, т

16.10

26.

Знакомство с орфоэпическим чтением.

Звуки [т], [т’], буквы Т, т.

Чтение текста.

17.10

27.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи.

Животные и растения в сказках, рассказах и на картинках художников.

18.10

28.

Звуки речи.

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

19.10

29.

Звуки речи.

Звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Правила поведения в гостях.

23.10

30.

Звуки речи.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

 

24.10

31.

Звуки речи.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Уход за комнатными растениями.

25.10

32.

Звуки речи.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

26.10

33.

Знакомство с орфоэпическим чтением.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Чтение предложений и коротких текстов.

08.11

34.

Звуки речи.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]

09.11

35.

Буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков.

Буква Е–показатель мягкости согласных.

 

13.11

36.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов с буквой  Е. 

14.11

37.

Звуки речи.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

15.11

38.

Звуки речи.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

Профессии родителей.

16.11

39.

Звуки речи.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

20.11

40.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М.

21.11

41.

Звуки речи.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

22.11

42.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов, текстов с буквами З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами с и з. 

23.11

43.

Звуки речи.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

27.11

44.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов с буквой б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п 

 

28.11

45.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

29.11

46.

Звуки речи.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

30.11

47.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

04.12

48.

Звуки речи.

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

05.12

49.

Буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков.

Буква Я – показатель мягкости согласного.

06.12

50.

Звуки речи.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

07.12

51.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов с буквой г.

Сопоставление слогов и слов с буквами к и г.

 

11.12

52.

Звуки речи.

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

12.12

53.

Звуки речи.

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Чтение предложений в соответствии со знаками препинания.

13.12

54.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

14.12

55.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

18.12

56.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

19.12

57.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после шипящих.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

20.12

58.

Звуки речи.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Чтение предложение с интонацией и паузами.

21.12

59.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после шипящих.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетание жи.

25.12

60.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

26.12

61.

Функция буквы ё.

Буквы  Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]

27.12

62.

Функция буквы ё.

Буква  Ё, ё – показатель мягкости.

 

28.12

63.

Звуки речи.

Мягкий согласный звук [й’].

Буквы Й, й.

11.01

64.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов с буквой й.  

15.01

65.

Звуки речи.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

16.01

66.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение слов с буквой х. 

17.01

67.

Функция буквы ю.

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

18.01

68.

Функция буквы ю.

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии.

22.01

69.

Звуки речи.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

23.01

70.

Звуки речи.

Гласный звук [э].

Буквы Э, э.

24.01

71.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после шипящих.

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ.

Правописание сочетаний ща, щу.

25.01

72.

Формирование навыка слогового чтения.

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ. 

29.01

73.

Звуки речи.

 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

30.01

74.

Знакомство с правилами правописания и их применение: разделительные ъ и ь.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

 

31.01

75.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.  

01.02

Послебукварный период – 17 ч.

76.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина.

05.02

77.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

К. Д. Ушинский. Наше Отечество.

 

06.02

78.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

В. Крупин. Первоучители словенские .

07.02

79.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

В. Крупин. Первый букварь.

08.02

80.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество А. С. Пушкина – сказки.  

19.02

81.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Л. Н. Толстой о детях.

20.02

82.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.

21.02

83.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество К. И. Чуковского.

22.02

84.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

В. В. Бианки. Первая охота.

26.02

85.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество С. Я. Маршака.

27.02

86.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество М. М. Пришвина.

28.02

87.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество А. Л. Барто.

01.03

88.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

А. Л. Барто «Игра в слова».

05.03

89.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество  С. В. Михалкова.

06.03

90.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Б. В. Заходер «Два и три».

07.03

91.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Творчество  В. Д. Берестова.

09.03

92.

Прощание с Азбукой. 

12.03

Календарно - тематическое планирование (Обучение грамоте. Письмо)  (115 часов)

№ п/п

Тема  урока

Страницы в учебнике

Дата проведения

по плану

фактически

Добукварный период (18 ч.)

1.

Усвоение гигиенических требований при письме.

История возникновения письма.

Знакомство с прописью, с правилами письма.

04.09

2.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

Прямые, наклонные и вертикальные линии.

Письмо овалов и полуовалов.

05.09

3.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

Письмо прямых наклонных линий.

06.09

4.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.  

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.

07.09

  5.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.

11.09

6.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий.

12.09

7.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево).

13.09

8.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Письмо линий с закруглением внизу и вверху.

14.09

9.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу.

18.09

10.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква а, А.

19.09

11.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы о, О.

20.09

12.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Написание изученных букв.

Стартовая диагностика.

21.09

13.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква и.

25.09

14.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква И.

26.09

15.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ы.

27.09

16.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Закрепление написания изученных букв.

28.09

17.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква у.

02.10

18.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква У.

03.10

 Букварный период - 57 ч.

19.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.  Строчная буква  н.

04.10

20.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная  буква  Н.

05.10

21.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы с, С.

09.10

22.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы с, С.

10.10

23.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква к.

11.10

24.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква К.

12.10

25.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква т.

16.10

26.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Т.

17.10

27.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Закрепление написания изученных букв.

18.10

28.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  л.

19.10

29.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  Л.

23.10

30.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  р.

24.10

31.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  Р.

25.10

32.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  в.

26.10

33.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  В.

08.11

34.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  е.

09.11

35.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  Е.

13.11

36.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы е, Е.

14.11

37.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  п.

15.11

38.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  П.

16.11

39.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква  м.

20.11

40.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная  буква М.

21.11

41.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква з.

22.11

42.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква З.

23.11

43.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква б.

27.11

44.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Б.

28.11

45.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы б, Б.

29.11

46.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква д.

30.11

47.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква  Д.

04.12

48.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква я.

05.12

49.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Я.

06.12

50.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква г.

07.12

51.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Г.

11.12

52.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук.

Слоги ча, чу.

12.12

53.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук.

Слоги ча, чу.

13.12

54.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Буква ь (мягкий знак).

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

14.12

55.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Буква ь (мягкий знак).

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Промежуточная диагностика.

18.12

56.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости.

Буква ь в середине слова

19.12

 57.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы Ш, ш, обозначающая твердый согласный звук

20.12

58.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Строчная и заглавная буквы ш, Ш.

Написание слов с сочетанием ши.

21.12

59.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук.

25.12

60.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук.

26.12

61.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ё, после согласных.

27.12

62.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ё.

28.12

63.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква й.

Слова с буквой й.

11.01

64.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква й. Слова с буквой й.

15.01

65.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква х.

16.01

66.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Х.

17.01

67.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ю.

18.01

68.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ю.

22.01

69.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная  и заглавная буквы Ц, ц, обозначающая твердый согласный звук.

23.01

70.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буквы э, Э.

24.01

71.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук.

Слоги ща, щу.

25.01

72.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Строчная и заглавная буквы щ, Щ.  

Написание слов с сочетаниями ща, щу.

29.01

73.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная  буква Ф, ф.

30.01

74.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

Буквы ь, ъ.

31.01

75.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Алфавит. Звуки и буквы.

01.02

Послебукварный период

76.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Повторение  по теме «Парные согласные звуки».

Списывание текста.

05.02

77.

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения; знаки препинания в конце предложения.

Оформление предложений  в тексте.

06.02

78.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

07.02

79.

Глагол.

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

08.02

80.

Имя прилагательное.

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слуховой диктант.

19.02

81.

Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

20.02

82.

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

21.02

83.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Правописание  жи – ши.

22.02

84.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Правописание ча – ща, чу – щу.

26.02

85.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением.

Правописание чк – чн, щн.

27.02

86.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Контрольное списывание.

Заглавная буква в именах собственных.

28.02

Календарно – тематическое  планирование

(Русский язык) (46 часов)

№ п/п

Тема  урока

Дата проведения

по плану

фактически

Наша речь – 1 ч

1.

Адекватное восприятие звучащей речи.

Наша речь.

Устная и письменная речь.

01.03

Текст, предложение, диалог – 3 ч

05.03

2.

Признаки текста.

Текст и предложение.

05.03

3.

Различение слова и предложения.

Предложение.

06.03

4.

Практическое овладение диалогической формой речи.

Диалог.

07.03

Слова, слова, слова… - 4 ч

12.03

5.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Роль слов в речи.

12.03

6.

Части речи.

 Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

13.03

7.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. «Вежливые» слова.

14.03

8.

Понимание слова как единства звучания и значения.

Однозначные и многозначные слова.

Близкие и противоположные по значению слова.

15.03

Слово и слог. Ударение – 6 ч

9.

Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица.

19.03

10.

Деление слов на слоги.

20.03

11.

Использование небуквенных графических средств: знака переноса.

Перенос слов.

21.03

12.

Использование небуквенных графических средств: знака переноса.

Перенос слов с одной строки на другую.

22.03

13.

Определение места ударения.

Ударение (общее представление).

02.04

14.

Определение места ударения.

Ударные и безударные слоги.

03.04

Звуки и буквы – 32 ч

15.

Различение звука и буквы: буква как знак звука.

Отличительные признаки звуков и букв.

04.04

16.

Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Звуки и буквы.

05.04

17.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Русский алфавит.

09.04

18.

Различение гласных и согласных звуков.

Гласные звуки и буквы.

10.04

19.

Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

11.04

20.

Различение гласных и согласных звуков.

Гласные звуки и буквы.

Слова с буквой Э.

12.04

21.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

16.04

22.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

17.04

23.

Различение гласных ударных и безударных.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

18.04

24.

Различение гласных ударных и безударных.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Двусложные слова с безударными гласными.

19.04

25.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

23.04

26.

Различение звуков и букв.

Согласные звуки и буквы.

24.04

27.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.  

Слова с удвоенными согласными.

25.04

28.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Слова с буквами И и Й.

26.04

29.

Различение согласных твердых и мягких.

Твердые и мягкие согласные звуки.

30.04

30.

Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.

Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.

02.05

31.

Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.

Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.

Обозначение на письме.

30.04

32.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

02.05

33.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Перенос слов с мягким знаком.

03.05

34.

Комплексная работа над структурой текста.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

07.05

35.

Различение звонких и глухих звуков.

Глухие и звонкие согласные звуки.

08.05

36.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

10.05

37.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

14.05

38.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Правописание парных согласных звуков на конце слов.

15.05

39.

Итоговая контрольная работа.

16.05

40.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Подбор проверочных слов.

17.05

41.

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Подбор проверочных слов.

Итоговая диагностика.

21.05

42.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

22.05

43.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Подбор примеров слов с сочетаниями.

23.05

44.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

24.05

45.

Умение опознавать имена собственные.

Заглавная буква в словах.

28.05

46.

Повторение и обобщение изученного материала.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика  (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...

Рабочая программа по обучению грамоте и обучению письму УМК Школа России

Рабочая программа по обучению грамоте и обучению письму УМК Школа России, 2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 2 класс по программе "Школа России"...