Формообразующие морфемы глагола.
тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему

Учебный материал представлен в виде брошюры. Предназначен для самостоятельной работы школьника, который допускает ошибки при делении глаголов по морфемам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формообразующие морфемы глагола24.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ МОРФЕМЫ

ГЛАГОЛА



ГЛАГОЛ. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ МОРФЕМЫ ГЛАГОЛА. ИНФИНИТИВ

В предложении глагол ставится  в определённой грамматической форме.

Выделяют грамматические формы:

- инфинитива,

- прошедшего времени,  

- настоящего и будущего времени,

- повелительного наклонения,

- условного наклонения.

Форма инфинитива отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?

Показатель инфинитива -ТЬ, - ТИ,  - 0.

Форма инфинитива – начальная (словарная) форма глагола.

Пе-ть, игра-ть, чита-ть, най-ти, сберечь-0.

Будь внимателен при определении формы инфинитива, так как глаголы могут обозначать процесс и отвечать на вопрос  ЧТО ДЕЛАТЬ, а могут обозначать результат действия, и тогда глагол будет отвечать на вопрос  ЧТО СДЕЛАТЬ?

Объясняет – что делает? -  значит, вопрос инфинитива  что надо делать? Объяснять.

Объяснит - что сделает? - значит, вопрос инфинитива:  что надо сделать? Объяснить.


Упражнение 1

Спиши глаголы и поставь их в форму инфинитива, выдели показатель инфинитива.

Пример:

Пришил (что сделала?) – (надо что сделать?) пришить

Пришил, заметила, открыл, подними, отдай, решила, нашёл, проиграют, постриги, испечёшь, учу, построишь, поймала, приклеил, построил.

Глаголы могут быть возвратными. Действие как бы возвращается на СЕБЯ: умывает – умываетСЯ, одевает – одеваетСЯ.

Упражнение  2

Спиши глаголы и поставь их в форму инфинитива, выдели показатель инфинитива и возвратную частицу СЯ.

Огорчилась, расположились, обижается, обиделся, поднимается, размахнулся, отвлекаешься, оглянулась, оглядывается, повстречались, находились, торопятся, раскачивался, складывается, усаживаются.


ГЛАГОЛ.  ФОРМА ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Форма прошедшего времени отвечает на вопросы

 Что делал? Что сделал?

Пе-л, игра-л, чита-л, нашё-л, сберёг-  .

Показатель прошедшего времени суффикс –Л-.

У глагола в форме прошедшего времени окончания есть – они указывает на род и число, согласуясь с существительным:

Пе-л- 0 мальчик , пе-л-а девочка , пе-л-и дети     

Упражнение  3

Спиши. У глаголов выдели показатель прошедшего времени,  окончание и возвратную частицу, если она есть.

Испекла, показались, отнеси, раскрашивал, раскрасила, ушёл, забрался, заблудилась, прогнала, услышала, выслушали, отбирал, отмерял,  рассказывал.

Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом. Начался дождь, и мы вымокли до нитки. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.


ГЛАГОЛ. ФОРМА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Форма настоящего и будущего времени   отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает?  и т.д.

Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число (потому их  и назвали – личные окончания):

1 – я          чита-ю,               мы чита-ем

2 – ты      чита-ешь,            вы чита-ете

3 – он, она чита-ет,            они  чита-ют

Проспрягать глагол – значит, изменять его по лицам и числам.

Упражнение 4.

Проспрягай глаголы

Читать, думать, учиться, рисовать, чихать, прыгать.


Упражнение  5

Спиши. У глаголов  настоящего и будущего времени выдели формообразующие морфемы. Определи лицо и число.

Пример: лает –  3 лицо, ед. число.

Ждём, решает, выиграют, летит, рисуют, прочитаю, принесёшь,

Построят, идёшь, гуляем,  старается, приготовимся, запишусь, купаешься, питаемся, ласкается, стучишься.

ГЛАГОЛ. ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Формы глагола в повелительном  наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, совет, приказ, призыв, предупреждение, запрет).

Показатель формы повелительного наклонения –

суффиксы -Й- (да й), -И- (ид-и) или нулевой суффикс (режь).

У глаголов в форме повелительного наклонения есть окончание, которое указывает на единственное или множественное число глагола: да-й-      - да-й-те, игра-й-        - игра-й-те.

Глаголы повелительного наклонения могут быть возвратными:

Уч-и-те-сь, умыва-й-ся.

     


Упражнение  6

Поставь глаголы в форме повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Выдели формообразующие морфемы.

Пример:

играть -   игра й          – игра й-те

Играть, прочитать, построить, отрезать, выписать, говорить, думать, приготовить, приклеить, нарисовать.

Упражнение  7

Спиши. У глаголов  в форме повелительного наклонения  выдели формообразующие морфемы. Определи число.

Пример: по й  –     - ед. число.

Пой, подожди, расскажите, старайся, отойди, пришей, раскрась, решайте, смастерить, не заплывай, постучи, одевайся.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ МОРФЕМЫ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Упражнение  8

Спиши. Выделите формообразующие морфемы глаголов.

Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.

Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.

Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.

Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.

Упражнение  9

Спиши. Выделите формообразующие морфемы глаголов.

Настала чудесная пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ёжик побежал в своё жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.


Упражнение 10

Спиши. Выделите формообразующие морфемы глаголов.

Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет.

Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. Руки человека управляются с пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Посмотри, дружок, на свои руки, подумай. К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь нашему народу построить совсем хорошую, совсем счастливую жизнь?

Упражнение  11

Спиши. Выделите формообразующие морфемы глаголов.

Посещение театра – праздник, к которому надо тщательно подготовиться и привести себя в порядок.

Пальто и плащ зрители оставляют в гардеробе. Теперь найди нужный ряд, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство. Соблюдай тишину. Отложи до антракта все, что тебе хочется сказать. Не ешь во время спектакля, не шелести бумажками, не шепчись. Это мешает зрителям и актерам.

Когда спектакль окончится, не срывайся с места, как будто в театре вспыхнул пожар. Бери пример с актеров. Когда артисты произнесли последнюю реплику, они не мчатся за кулисы, не срывают на ходу парики и костюмы. Они благодарят тебя за внимание, прощаются с тобой. Учись вежливости и ты.

 

Упражнение  12

Спиши. Выделите формообразующие морфемы глаголов.

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины... В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.

Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.

А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в разных морфемах слова (3 класс)

В данном уроке идет закрепление материала по правописанию безударных глассных в различных морфемах.Урок проводится в виде увлекательного путешествия по просторам нашего родного края, в качестве гостя ...

Внеурочное занятие по русскому языку "Про морфемы"

Научно-познавательное направление.  Кружок «Слово о словах»Тема:  удивительные превращения  морфем.   ...

Развитие у первоклассников языковой чувствительности к морфеме

Языковое чутье есть проявление индивидуальных особенностей языковой способности, данной человеку от рождения. Языковое развитие в современной школе должно осуществляться преимущественно с опорой на яз...

Самостоятельная работа Морфема

Самостоятельная работа...

Морфема - лексическая тема "Зима"

Закрепить морфемный разбор слова и лексическую тему "Зима"...

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...