Падежное окончание имен существительных 1-ого склонения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Тема: Падежное окончание имен существительных 1-ого склонения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: Создать условия для сравнения ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

 Формирование УУД:

Предметные: Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 1-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык                                                Класс: 4

Учитель:                                                                 Дата:

Урок 53

Тема: Падежное окончание имен существительных 1-ого склонения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: Создать условия для сравнения ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

 Формирование УУД:

Предметные: Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 1-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Каллиграфическая минутка.

Самооценивание «Светофор».

2. Словарно-орфографическая  минутка.

БЕСЕДА – 1. Разговор, деловой или задушевный;  обмен мнениями.  2. Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей, состоящая в обмене мнениями. Слово «беседа» образовалось из слов БЕЗ и СИДА – «скамейка». Изначально БЕСЕДА – «сидение вне дома», затем «разговор во время такого сидения». БЕСЕДА – БЕЗ, СИДА = «сидение вне дома».

Однокоренные слова: беседка, собеседник, беседовать, собеседница.

Синонимы: разговор, собеседование, болтовня.

3. Разбор слова по составу.

Взаимооценивание.

4. Синтаксический разбор предложения

Взаимооценивание.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

—  Предлагаю провести интеллектуальную дуэль.  Отвечать четко и кратко.

1. Что называют именем существительным?

2. Как изменяются имена существительные? (число, род, падеж, склонение)

3. Что такое изменение по падежам?

4. Сколько падежей в русском языке?

5. Сколько склонений имеют имена существительные?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?

7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?

8. Кого? Чего? Это вопросы …

9. Слово-помощник для определения В.п.

10.Кем? Чем? Это вопросы…

- Определите падеж, поставьите ударение.

из земл__                         из избушк__

по вод___                         по комнат___

на стен__                         на улиц___

- Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).

- Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

- Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

- Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить склонение, падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

- Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.

- Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных».

Сформулируйте цели урока: познакомиться …        учиться……                закрепить умения…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1. Наблюдение над языковым материалом

Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).

Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания. Какие выводы вы сделали? Повторим еще раз.

Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания.

-Откройте учебник на странице 91. Перед вами таблица падежных окончаний имен сущ. 1ого склонения.

-Прочитаем таблицу. И ответим после на вопрос, есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен сущ. 1-ого склонения в одном и том же падеже? (ответы детей) (нет различия, т.к. ударные и безударные окончания имен существительных 1-ого склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.)

- В каких падежах окончания имен сущ. 1-ого склонения одинаковы? Назовите эти окончания. (Д.п., П.п.)

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

- Ниже таблицы рубрика «Обратите внимание!» (дети читают рубрику)

-Как же пишутся ударные и безударные окончания 1-ого склонения в одном и том же падеже? (одинаково)

-Значит, как можно проверить безударное окончание? (По ударным падежным окончаниям.)

-Следующее задание, которое вы должны выполнить № 160, на странице 92. 

 Среди кустов зеленых у речки серебристой

Гуляет олененок - теленочек пятнистый.

Он ходит по опушке в лесной своей сторонке,

И у него веснушки - совсем как у девчонки.

-Какие чувства выражает автор стихотворения по отношению к олененку? Как вы это определили? (Автор употребляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)

-Выделим орфограммы в словах, где пропущена буква. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- Выполните письменные задания к упражнению. Первые пять человек, которые справятся с дополнительным заданием, выделят части слова серебристой и олененок, получат оценки.

Вам необходимо выписать существительное 1-ого склонения из группы слов, которые я вам сейчас зачитаю.

1) Сторона, бок, поверхность.

2) Осадок, гуща, муть.

3) Печаль, тоска, горе.

4) Ограда, забор, изгородь.

5) Веселье, радость, потеха.

6) Юноша, мальчик, парень.

7) Ошибка, недочет, оплошность.

8) Миг, секунда, мгновение.

9) Встреча, прием, свидание.

10) Отвага, храбрость, бесстрашие.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание. Выполнить задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, н...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...