I этап 1.Орг. момент
2. Введение в тему урока. Постановка целей. | Настроить учащихся на рабочий лад, установка на сотрудничество
Мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока | Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Мы отправляемся в путешествие. Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)? Итак, собираемся в дорогу. Запись даты, темы урока.
Все слова русского языка разные. Внешний вид, поведение, черты характера, имена – все это отличает их друг от друга. Сегодня мы отправляемся в далекое путешествие в сказочную страну «Морфологию». А поможет нам его совершить коренной житель одного из городов – Имя существительное. Это древнейший и важнейший житель страны: каждое второе слово в речи – имя существительное. Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно. [3 ](Слайд 3)
|
Дети отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку
| Коммуникативные умения : адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; Регулятивные умения: осуществлять самоконтроль Познавательные умения: раскрывать значение понятия «Имя существительное» |
II этап Актуализация знаний
| Актуализировать знания учащихся, полученных ранее. | - На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
- На что указывает вопрос кто? что? (одушевленные - неодушевленные)
- Какие постоянные признаки существительных вы знаете? (собственные – нарицательные, одушевленные – неодушевленные, род, склонение)
- Как изменяются существительные? (число, падеж)
- На какие группы можно разделить существительные по значению? (живые существа, вещества, предметы и т.п.)
Итак, мы приготовились к путешествию. Отправляемся в путь.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
| Личностные умения: — проявлять к изучаемому материалу; Познавательные умения: — раскрывать значение понятия «Имя существительное»; — определять род, число имен существительных; — называть постоянные признаки существительных; — уметь распределять существительные на группы.
|
III этап Усвоение изученного материала. Погружение в тему урока
|
| Все жители этого города живут на огромном древе познания, и каждое из них – листик с именем. Днем они служат. Давайте посмотрим, кем они работают. Задание: записать и разбор предложения (ученик выполняет у доски). В ягодах брусники на зеленой кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке (Слайд 4). Проверка. [2 ] Вывод: Все работы им подвластны. Какими членами предложения могут быть существительные? (слайд 5) (Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством, и определением). Отправляемся дальше по улицам города. Улица Родов Все имена существительные делятся на 3 группы – 3 рода. Слова, как и люди, рождаются, имея род. (Слайд 6) Решите кроссворд. Запишите слова. Укажите род имён существительных.[4]
- Как называют человека, который играет на скрипке?
- Человек, лечащий больных.
- Высокое болотное растение.
- Маленькое серое животное с длинным хвостом.
- Позднее, тёмное время суток.
- Непромокаемое пальто.
- Домик, сделанный из веток и соломы
- Суп со свёклой и овощами.
Улица Склонение. (Слайд 7) На волшебной полянке в маленьких домиках живут существительные. Домиков всего три. Вход в домики охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), слон (2 скл.), степь (Зскл). Задание по группам. Заполни клетки кроссворда, чтобы получились четыре существительных.[1] Группа 1. «1-е склонение»
Группа 2. «2-е склонение».
Группа 3. «3-е склонение».
| Ученики выполняют задания, проверяют, делают выводы
Учащиеся разгадывают кроссворд, указывают род имен существительных.
Работа в группах Разделились на 3 группы: первая группа заполняет кроссворда с существительными 1 скл., 2 группа– 2 скл., 3группа – 3 скл.
| Регулятивные умения: — осуществлять контроль; — выполнять учебное задание. Предметные умения: - уметь выполнять синтаксический разбор предложения; - определять род склонение существительных.
Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
V этап Закрепление и обобщение знаний и умений по темам. | Закрепить и обобщить полученные знания
| Улица Падежная. (Слайд 8) Вспомним сколько падежей имеет имя существительное? На какие вопросы они отвечают? Падеж – это постоянный признак имени существительного? Вывод: падеж – непостоянный признак имени существительного, обозначающий отношение предмета к другим предметам, действиям: кататься (на чём?) на санках – пр. п.; кататься (с чего?) с горы – род. п. Докажем это. Задание. Списать предложения, в скобках поставить вопрос и определить падеж. ( Слайд 9). Ученик у доски. Проверка. [4] Под (……) дубом, скрученным (…….) временем, (…..) ветрами, (…..) дождями, (…..) морозом и (…..) жарой в узловатого (…..) великана, спрятался (…..) домик. Такое же точно (……) золото отдельными (…….) блёстками тихо сверкает и в (……) трещинах старой (……)коры. Улица Лексическая. (Ы – И после Ц) Выполним задание. По лексическому значению узнать слова и записать их в тетрадь.[1] 1.Здание с ареной в центре и амфитеатром для зрителей 2.Знак, обозначающий число 3.Род плодовых деревьев, к которым относятся апельсины 4.Дословная выдержка из какого-нибудь текста 5.Инструмент для вычерчивания окружности 6.Двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания, может иметь прицепную коляску 7. Основной закон государства Самопроверка по ключу – слайд 10 (1. цирк 2. цифра 3. цитрус 4. цитата 5. циркуль 6. мотоцикл 7.конституция). Улица Орфографическая. (Словарный диктант на правописание О – Е после шипящих с проверкой. 1 ученик у доски) (Слайд 11) Желудь, крышей, шорох, шепот, дачей, рощей, шелк, мячом, зашел, щетка, решетка, улицей, шофер, черный, шоколад, удачей, ключом, колодцев, дворцов. Центральная площадь. Как вы справились с поставленной задачей, посмотрят жители города. Но прежде чем нам вынесут ключи от города, нужно решить последнюю задачу. [3] (Самостоятельная работа. Проверка по ключу. Слайд 12 ) 1.На какие вопросы отвечает существительное? А) Что делать? Что сделать? Б) Какой? Чей? В) Кто? Что? 2. Что обозначает существительное? А) Предмет Б) Признак предмета В) Действие предмета 3.Как изменяется имя существительное? А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется 4.Укажите существительное 3 склонения А) В степи В) У дерева Б) На солнце Г) На краю 5.Укажите существительное мужского рода А) Горечь В) Тюль Б) Впечатление Г) Сталь 6. Укажите существительное, имеющее только форму единственного числа А) Темнота В) Стена Б) Пустыня Г) Мороз 7.Укажите существительное, имеющее только форму множественного числа А) Прятки В) Солдатики Б) Игрушки Г) Книжки 8.В каких существительных надо поставить букву И? А) На станци… В) На перрон… Б) На вокзал… Г) В отъезд… 9. В каком случае надо поставить букву Ь? А) Плащ… В) С пастбищ… Б) Овощ… Г) Брош.. 10. В каком случае надо поставить букву Е? А) С отц..м В) Ключ..ком Б) Замоч..к Г) Девч..нка 11. В каком случае надо поставить букву И? А) Ц..ркуль В) Молодц.. Б) Ц..ган Г) Синиц..н Ответы (слайд 13) Это ключ к нашему городу. 1 – В 2 – А 3 – Б 4 – А 5 – В 6 – А 7 – А 8 – А 9 – Г 10 – Б 11 - А
|
Учащиеся отвечают на вопросы, доказывают, делают выводы.
| Познавательные умения: -умение структурировать знания; - умение определять падеж существительных; - применять изученные орфограммы; - рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределе ние. |
VI этап. 1.Итог урока
2. Домашнее задание
| Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом
Объяснить последовательность выполнения домашнего задания | Итак, наше путешествие завершилось. Нас встречают представители этого города, важные персоны. Но что это? Еще одно задание? Это ключ от города. «Отгадай ребус» ( спроецирован с помощью мультимедиапроектора на экран)[4]
Ответ: « Век живи, век учись» - Чтобы жилось нам в городе дружно нужно выполнить домашнее задание. (слайд 14)
Контрольные вопросы на стр. 212, упр. 562 | Выполняют задание. | Коммуникативные УУД: Формировать ответы на вопросы Личностные УУД: Формирование ценностного отношения к полученным знаниям Регулятивные УУД : оценка- осознание уровня и качества усвоения. |