Люби и знай русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Полянская Эльвира Николаевна

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_i_znay_russkiy_yazyk.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Люби и знай русский язык!»

Цели: 

- познакомить детей с разделами русского языка, научить правильно определять лексическое значение слова, соблюдать нормы правильного произношения, способа образования новых слов;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, учить точному употреблению слов в речи;

- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила орфоэпии, лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.

Ход мероприятия.

        - Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам русского языка и узнаем о богатстве, великолепии, живости и нежности русского языка.

        Мы живём в стране российской,

        Признаём язык индийский,

        Итальянский, датский, шведский

        И японский признаём,

        И английский, и французский,

        Но в родном краю по-русски

        Пишем, думаем, поём.

        Мы тогда лишь вольно дышим,

        Если речь родную слышим

        На родном нам языке

        И в своей столице древней,

        И в посёлке, и в деревне,         

        И  от дома вдалеке.

- Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растёт с каждым днём. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

        Если ты хочешь судьбу переспорить,

        Если ты ищешь отрады цветник,

        Если нуждаешься в твёрдой опоре,

        Выучи русский язык!

        Он твой наставник – великий, могучий,

        Он переводчик, он проводник,

        Если штурмуешь познанья кручи,

        Выучи русский язык!

        Русское слово живёт на страницах

        Мир окрыляющих пушкинских книг.

        Русское слово – свободы зарница,

        Выучи русский язык!

        Горького зоркость, бескрайность Толстого,

        Пушкинской лирики чистый родник,

        Блещет зеркальностью русское слово-

        Выучи русский язык!

        Мир разобщённых безрадостно тесен,

        Спаянных мир необъятно велик.

        Сын мой, работай, будь людям полезен,

        Выучи русский язык!

-Русский язык привлек внимание многих писателей, общественных деятелей Запада и Востока. Наши писатели – классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. Послушайте, с какой любовью они говорили о русском языке.

         «Берегите наш язык. Этот наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам предками. Обращайтесь почтительно с этим могучим оружием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (Иван Сергеевич Тургенев)

        «Велик, могуч и прекрасен русский язык.  Сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинских языков». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

        «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». (Константин Георгиевич Паустовский)

        А сейчас  мы не просто будем путешествовать, а будем соревноваться в знании русского языка. Представляю  команды и уважаемое жюри. За каждый правильный ответ команда получает очко.

1 страница.

И на первой  странице мы видим название первого раздела –

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи. 

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых понятий», - говорил Виссарион Григорьевич Белинский. Иногда в русском языке одна буква меняет смысл слова, например моль – мель, дочка – почка.

        

И вот первое задание:

-убери  в слове одну фонему так, чтобы получилось новое слово.

Хлев, уточка, столб, щель, полк, зубр, коса, мрак, удочка, драма.

 Второе задание такое: определите на слух, сколько раз в предложении встречается данный звук.

1команда: [ш]Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

2 команда: [т]Доктор подписал документ.

Третье задание: Скажи поговорку правильно.

        Аппетит проходит во время еды.

        Взявшие мяч от мяча и погибнут.

        Все пороги ведут в Рим.

        Город не тётка.

        Готовь сени летом, а телегу зимой.

        Всяк жулик своё болото хвалит.

        Ждать у горя погоды.

        Знает мошка, чьё мясо съела.

        Икра стоит свеч.

        Машу маслом не испортишь.

        Лес рубят – кепки летят.

        Блин блином вышибают.

        Проще жареной репы.

        Рысак рысака видит из далека.

        Уменье – свет, а неуменье – тьма.

        Шишка на лобном месте.

2 страница.

Орфоэпия- раздел науки о языке, изучающий нормы произношения.

Первое задание: произнеси правильно.

Конечно, документ, легко, сегодня, отель.

Скучный, портфель, мягко, музей, тест.

Второе задание: Расставь ударение в словах.

Свёкла,  задали,  договор, щавель, каталог.

 Столяр, звонит, шофёр, досуг, жалюзи.

3 страница.

Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав и значение слов.

Словарь представителя племени «мумбо-юмбо» составляет 300 слов. А вот Эллочка Щюкина из книги Ильфа и Петрова «12 стульев» легко и свободно обходилась тридцатью. Эллочка  – это художественный символ косноязычия, она пользовалась ограниченным запасом слов. Есть люди с запасом слов, как у Эллочки. Поэтесса Эмма Мешковская  услышала одну историю и рассказала ее нам слово в слово.

        Такая, в общем, история…

        Жил был этот, как его, ну и, значит, и того.

        Жило это самое со своею мамою.

        Был еще один чудак – это, в общем, значит, так,

        И его любимый зять. Звали зятя так сказать.

        А жену звали Ну… А соседа звали Это…

        А его родители – Видишь Ли и Видите Ли…

        А еще какой-то Э-э-э-э жил на верхнем этаже…

         И дружили они все… ну и значит, и вообще…

Первое задание: вам предлагается два толкования слова: детское (детский лепет) и взрослое (толковый словарь). Если вы угадываете слово с первой подсказки, получаете 2 очка, если со второй, то 1 очко.

(директор)

        Д.Л.когда его нет на работе, у всех хорошее настроение. Все пьют чай, разговаривают, все рады. А Когда он приходит, все сразу становятся грустными, начинают что-то делать.

        Т.С. руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

(Гости)

        Д.Л. когда праздник заканчивается, они уходят домой очень грустные, потому что не хочется расставаться. Так хорошо они провели день.

        Т. С. Лица, приглашённые к кому-либо или посещающие кого-либо.

(милиционер)

        Д.Л. он создан для того, чтобы в мире был порядок. А если его не будет, то все будут убивать и грабить.

        Т. С. Работник милиции, наблюдающий за общественным порядком.

(синяк)

        Д.Л. он чаще всего бывает у мальчишек. У девчонок тоже, конечно, бывает, но реже. Он может появиться после игры, а может просто так, когда упадёшь.

        Т.С. посиневший кровоподтек на теле, лице как след удара или ушиба.

(пираты)

        Д.Л. у них жёлтые зубы. Они всегда злые, неумытые, грязные. Они  бывают без глаз, без рук, без ног. А зверей они любят, особенно попугаев.

        Т. С. Морские разбойники.

(джентльмен)

        Д.Л. Это то же самое, что и леди, только мужчина. Он помогает танцевать, ходить по улице. Может таскать тяжелые сумки и даже проводить домой.

4 страница.

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологические обороты.

Задание такое: я буду читать фразеологизм, устойчивое словосочетание, а вы должны быстро найти антоним на листочках, которые я вам раздам.

        Держать ухо востро – ворон считать.

        Сидеть, сложа руки – работать, не покладая рук.

        Держать в ежовых рукавицах – отбиться от рук.

        Кричать во всю Ивановскую – воды в рот набрать.

        Сидеть на чужой шее – своим горбом жить.

        Рукой подать – у чёрта на куличках.

        Пропустить мимо ушей – навострить уши.

        Не ударить в грязь лицом – сесть в калошу.

5 страница.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования новых слов.

Образуйте однокоренные слова с корнем –лет-, -ход-.

Образуйте как можно больше слов от слова контрабас.

6 страница.

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.

        Назовите одним словом.

Храбрый человек – храбрец.

Болтливый человек – болтун.

Ленивый человек – лентяй.

Мудрый человек – мудрец.

Богатый человек – богач.

Грубый человек – грубиян.

Сильный человек – силач.

Весёлый человек – весельчак.

Определите род имен существительных.

1 команда: овощ, рельс, мозоль, фамилия, тюль.

2 команда: хранилище, кофе, средство, рояль, шампунь.

Преврати глаголы в существительное.

Окуни – окуни, село – село, пропасть – пропасть, пряди – пряди, коси – коса.

7 страница.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов.

1 команда: б…жать, …тнёс, грус…ный, а…уратный, рож…, зу..ки, об…езд, в..юга, о хорош…м человеке, пар…ход.

2 команда: Л..теть,  д..шёл,  чудес…ный, кла.. ный,  мыш…,  ду..ки,   под…ём,   мал..чик, под син…м небом,  сам…лёт.

8 страница.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Выпишите словосочетания, определите главное слово.

Скоро зацветут в лесу душистые ландыши.

Незнакомый человек быстро скрылся в тумане.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

9 страница.

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила употребления знаков препинания.

Расставьте знаки препинания.

Хорош русский лес ранней весной. Ветки берёз густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса. Чего они ждут? Они ждут тепла. А ты любишь лес?

ворон считать

работать, не покладая рук

отбиться от рук

воды в рот набрать

своим горбом жить

у чёрта на куличках

навострить уши

сесть в калошу

 

1 команда:

б…жать,  …тнёс,  грус…ный,  а…уратный,  рож…, зу..ки,  об…езд,  в..юга, о хорош…м человеке,  пар…ход.

Скоро зацветут в лесу душистые ландыши.

2 команда:

Л..теть,  д..шёл,  чудес…ный, кла.. ный,  мыш…,  ду..ки,   под…ём,   мал..чик,  под син…м небом,  сам…лёт.

Незнакомый  человек быстро скрылся в тумане.

        

        

        

Мичуринск

        

Внеклассное мероприятие

по русскому языку для 4 класса.

        Подготовила и провела

        Учитель нач. кл.

        МБОУ СОШ №19

        Полянская Э. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

Логопедический КВН "Люби и знай русский язык"

Логопедический КВН во втором классе развивает интерес к русскому языку, воспитать любознательность...

КВН "Люби и знай русский язык" (3 класс)

Урок-КВН по русскому языку проводится в 4-й четверти. Направлен на обобщение знаний по пройденным темам, на развитие  умений отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расш...

"Люби и знай русский язык"

Внеклассное мероприятие...

Рабочая программа. Кружок "Люби и знай русский язык", 3 класс

Рабочая программа в рамках  кружковой деятельности по русскому языку для 3-класса...

Рабочая программа "Люби и знай русский язык"

Рабочая программа курса дополнительного образования "Люби и знай русский язык". Предназначена для учащихся 3-4 классов....

Игра "По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык»

Эта игра может быть использована в рамках внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-4 классов...