Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Актуальность данного вопроса продиктована увеличением числа в российских школах детей - мигрантов. Педагогу необходимо целенаправленно работать с детьми - мигрантами, тем самым обеспечивая их успех в общении со сверстниками и в образовательном процессе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция развития качества преподавания
филологических дисциплин в полиэтнической среде.
Актуальность данного вопроса продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории Российской Федерации, что привело к появлению в российских школах детей мигрантов. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», на методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма / Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2013 г. № 10-исх-3902, где используется линия УМК по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев Ф. Ф. Азнабаевой под редакцией Г. С. Скороспелкиной, работа с детьми мигрантами и переселенцами должна быть направлена на реализацию следующих целей:
● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
● развитие коммуникативных умений;
● развитие нравственных и эстетических чувств;
● развитие способностей к творческой деятельности.
Так как современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством обучающихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков, данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на уроках основывается на следующих принципах:
- активное включение родителей детей - мигрантов в процесс адаптации;
- занимательность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход к обучающимся.
Методы и формы обучения:
- дискуссия, беседа;
- ролевая игра;
- практические упражнения по межличностной коммуникации;
- работа в парах, группах;
- создание творческих проектов;
- проведение совместных праздников для сплочения детского коллектива;
- экскурсии в музеи, библиотеки, кинотеатры города.
Целенаправленная работа с детьми- мигрантами младшего школьного возраста снижает уровень детей, испытывающих трудности в общении и обучении, обеспечивая тем самым достижения в учёбе.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ожидаемые метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Ожидаемые предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Инструменты оценки результатов:
- анкетирование
- опрос
- тестирование
- наблюдение
- творческие работы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль опытно-эксперементальной деятельности в работе методических объединений и преподавании учебных дисциплин
Сегодня учителю необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования; владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками ...
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
Слагаемые успеха: от качества преподавания - к качеству образования.
Данный материал подготовлен к выступлению на педагогическом совете учителей школы. Кафедра начального образования школы представила свой проект "Качество - процесс - результат (КПР)": от достигнутого ...
«Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания в условиях введения ФГОС»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Различаются традиционный...
Развивающая предметно-пространственная среда, как одно из условий развития качества образования в рамках ФГОС. Обсуждение проблем и поиски их решения
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психическог...
«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»
laquo;Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»...