Русский язык 1 класс Тема: Применение правил правописания: заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фадеева Елена Александровна

Цель: Уточнить и обобщить знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pro_kosmonavta_russkiy.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                         1 класс                                     Урок №158

Тема:  Развитие речи.  Применение правил правописания: заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.

Цель: Уточнить и обобщить знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки.

Формирование УУД 

Предметные :

научатся: писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание; 

получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.

Метапредметные: 

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивают свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Организационная структура урока:

  1. Организационный момент.

- Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

  1.   Мотивация учебной  деятельности. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Зарядка для пальчиков.https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/k46har2_2.gif

Сегодня я расскажу вам историю  об одном мальчике...

(Как его зовут вы узнаете, если воспользуетесь знанием алфавита.

Называю число, а вы записываете нужную букву себе в тетрадь.

19,6,18,7, 8, 1

С  е   р  ё ж а)

Его зовут Сережа.

(Это его полное или неполное имя?

Как его будут звать , когда он станет взрослым?   - Сергей)

Сергей так же как и вы ходил в детский сад, потом учился в школе.

 С детства он мечтал стать …( Узнайте о его мечте, на столах у вас лежит шифровка- секретное послание, возьмите карандаши и легко заштрихуйте лист, увидите кем он хотел стать.)

С детства он мечтал стать космонавтом. После школы Сергей поступил в высшее военное  летное училище в городе…( название этого города  найдут у себя под партой те ребята, чьи имена начинаются на гласную букву.

Алёша-О

Артём Е.-Р

Артем Л.-Е

Олеся-Н

Юлия-Б

Ангелина-У

Антон-Р

Елизавета-Г       )

После школы Сергей поступил в высшее военное  летное училище в городе Оренбург.

В 1996 году стал военным пилотом. Он 400 часов налетал на истребителе, совершил  110 парашютных прыжков.

И вот 10 лет назад зачислен в российский отряд космонавтов.

19 октября полетел на МКМ командиром международного экипажа и пробыл на космической станции долгих 155 дней. Домой Сергей вернулся 10 апреля 2017 года.

Что пока ещё мы не знаем о  Сергее?

  ( Мы не знаем его фамилию. Узнаем, если пройдем дорожку в нужном направлении)                        

а

н

у

з

 д

з

ы

в

е

к

и

ю

в

о

ж

о

ч

х

ы

р

Его фамилия начинается

на букву Р, влево1,вверх 2, влево1, вниз 1, влево 1.)

Его фамилия Рыжиков.

Я не случайно рассказала вам о нем. Т.к. он наш земляк, его мама Любовь родилась и выросла в Северном районе.

Как вы думаете, что помогло ему добиться своей цели?

Хорошая учеба в школе,  целеустремленность и трудолюбие.

  1. Физминутка «Чударики -Самолет»

  1. Целеполагание

Какие особенные слова встречались нам в  тексте?

Запишите себе в тетрадь имя и фамилию этого космонавта.

Сергей Рыжиков

Подчеркните в словах орфограммы, объясните.

С ергей Рыжиков

Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Воспользуйтесь опорными словами и узнаете  какова тема нашего урока?

БУКВА  ЗАГЛАВНАЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ НАЧАЛО   СОБСТВЕННЫЕ   ИМЕНА

ТЕМА: Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.

Поставим цель, которую нам нужно сегодня достичь.

УТОЧНИТЬ , ОБОБЩИТЬ

 Цель: Уточнить и обобщить знания о написании слов с большой (заглавной) буквы .

  1.  Изучение нового материала

Р/р. Выполнить  упр. 12, с. 128

– Что изобразил художник на рисунке?

-Подберите имена детям и клички животным.

- Расскажи, что каждый из них делает.

1.Составьте по рисунку рассказ.                                      

2.Озаглавьте его.

3.Запишите 3-4 предложения в тетрадь.

 Примерный текст:

Коля вышел гулять с Рексом.  

Витя и Шура испугались собаки.

Оля и Саша поняли, что пес добрый.

Рекс не обидел  маленького котёнка.

  1. Первичное осмысление и закрепление.

1)Исследовательская работа в парах.

- Исследуйте, зачем людям нужны имена, отчества, фамилии? (различать друг друга)

- На какие группы можно разделить все имена ребят нашего класса и даже людей всего мира? (женские и мужские)

2)Чтение рассказа М. Разумовской «Петин папа»

 (читает учитель)

Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того, ни с сего:

- А моего папу зовут Алексей Ильич!

А Витя Парамонов не растерялся и ответил:

- А моего - Степан Иванович!

- А моего - Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.

- А моего - Борис! - сказал Дима Ушаков.

- А моего - Лёша! - сказал Женя Бобин.

- А твоего папу как зовут? - спросили ребята у Пети Быкова.

- Папа, - ответил Петя.

- Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. - Папа - это не имя. Папа- это вроде как прозвище.

- Нет, имя, - обиделся Петя. - Все его так зовут.

- И мама? - спросили ребята.

- Да, - сказал Петя.

- И бабушка?

- Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.

Но ребята ему не очень поверили.

- Мы не знали, что ты, оказывается, обманщик.

- Ребята, - вмешался я. - Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.

Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:

- А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?

А Петя вдруг весь надулся и ответил:

- А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот как моё имя-отчество.

(по М. Разумовской)

- Так как всё-таки звали Петиного папу? Давайте разберёмся.

А как будут называть вас, когда вы вырастите?

3) Работа с текстом

На доске текст:

Серёжа чудов и василий Иванов ходили в лес. Они там поймали маленького ежа. Ежа Мальчики взяли домой.

- Со всем ли согласны? Если нет, исправьте ошибки. (орфографические и ситуативные)

- Можно ли животных приносить из леса в дом?

- Найти предложение, которое соответствует схеме:

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/k46har2_13.gifhttps://botan.cc/prepod/_bloks/pic/k46har2_13.gifhttps://botan.cc/prepod/_bloks/pic/k46har2_13.gif

- Что обозначает вертикальная линия?

- Значит, для чего ещё нужна заглавная буква?

  1. Итог урока

Найдите среди данных слов лишнее:

Москва , Владимир, Волга, поселок, Ирина Михайловна

  1. Рефлексия.

Ну а в конце нашего урока я предлагаю вам оценить свою работу.

Перед вами ракета. Около нее лестница.

Если вам сегодня было сложно работать на уроке, вы испытывали трудность- останьтесь пока на земле.

Если работали активно, но допускали ошибки- покажите себя на ступенях лестницы.

Если у вас сегодня всё получилось и вам было всё понятно –займите свои места на космическом корабле.

Вижу, что оценили себя честно, пожелаем тем кто остался на земле набираться новых знаний и стремиться ввысь.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Применение изученных правил письма"

Класс: 1УМК "Гармония"Продолжительность урока: 45 минутТип урока: повторение изученного материалаФорма урока: комбинированнаяИспользуемые технологии: проблемное обучение, игровая форма, проектна...

Конспект открытого урока «Заглавная буква в начале предложения и точка в конце»

- На этом уроке вы будете упражняться в правильном оформлении предложения на письме....

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...

Презентация по русскому языку по теме Заглавная буква в начале предложения

Презентация по русскому языку дл 1 класса по теме Заглавная буква в начале предложения...