Конспект урока "Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока "Твердые и мягкие согласные звуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc | 41.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_russkomu_yazyku_1kl.pptx | 648.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»
Конспект урока русского языка
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
(1 класс)
Автор: учитель первой категории
Соловьева Валентина Николаевна
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цели:
Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;
развивать логическое мышление;
Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, наглядное пособие «Добрые волшебники Города Звуков – Тим и Том».
Ход урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки).
- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков
Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.
- Произнесите каждое имя. Что заметили?
- Какими звуками различаются?
- Одинаковые или разные звуки в этих именах?
- Назовите первые в имени Том.
- А первый звук в имени Тим.
(Первые звуки разные: -т и –ть).
- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.
- Давайте вместе скажем т.
- Какой он?
(Твёрдый).
- Скажем звук Т. Какой он?
(Мягкий).
3. Постановка учебной задачи.
- Так как же называются согласные, которые любит Том?
(Твёрдые).
- Как называются согласные, которые любит Тим?
(Мягкие).
- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
(По цвету костюма).
- Так над какой темой урока мы будем работать?
(Твёрдые и мягкие согласные).
- Чем же мы будем заниматься на уроке?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»
- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.
- А мы с вами можем помочь нашим братьям?
- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?
2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.
На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)
на – ня
во – вё
ру – рю
тэ – те
мы – ми
- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?
(Твёрдые).
- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?
(Мягкие).
- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?
(А, о, у, э, ы).
- Какие согласные обозначают мягкость согласного?
(Я, ё, ю, е, и)
Составляется таблица гласных детьми на доске.
3). Работа с правилом в учебнике.
- Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?
- Прочитаем правило на с. 82.
- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?
(Ь – мягкий знак).
5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима.
рад – ряд
мал – мял
лук – люк
был – бил
ров – рёв
- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
- Ученик рад хорошей оценке.
- Алёша попал в первый ряд.
- Гриша залез на ель.
- Слава ел пельмени.
- Вова мял кусок глины.
- Дима мал.
- Мальчик был грубияном.
- Бил маленьких ребят.
- Буратино нёс золотой ключик.
- Он любил всюду совать свой нос.
- Зелёный лук очень полезен.
- Мяч упал в люк.
- От мороза красный нос.
- Я дрова для печки нёс.
- Выкопали глубокий ров.
- Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
- Отгадайте загадки.
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
- Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.
Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:
в, р – твёрдые, б, й – мягкие.
Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:
З, ц – твёрдые, й – мягкий.
- Составьте предложение со словом воробей.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?
-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НА – НЯ ВО – ВЁ РУ – РЮ ТЭ – ТЕ МЫ – МИ
РАД – МАЛ – ЛУК – БЫЛ – РОВ – Р Я Д М Я Л Л Ю К Б И Л Р Ё В
УЧЕНИК ХОРОШЕЙ ОЦЕНКЕ. АЛЁША ПОПАЛ В ПЕРВЫЙ . ГРИША ЗАЛЕЗ НА СЛАВА ПЕЛЬМЕНИ. РАД РЯД ЕЛЬ . ЕЛ
ВОВА КУСОК ГЛИНЫ. ДИМА . МАЛЬЧИК ГРУБИЯНОМ И МАЛЕНЬКИХ РЕБЯТ. МЯЛ МАЛ БЫЛ БИЛ
БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. ОН ЛЮБИЛ ВСЮДУ СОВАТЬ СВОЙ . ЗЕЛЁНЫЙ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗЕН. МЯЧ УПАЛ В . НЁС НОС ЛУК ЛЮК
ОТ МОРОЗА КРАСНЫЙ . Я ДРОВА ДЛЯ ПЕЧКИ . ВЫКОПАЛИ ГЛУБОКИЙ . ДЕТИ ПОДНЯЛИ . НОС НЁС РОВ РЁВ
В РОБЕЙ О
ЗА Ц Я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте на тему:" Деление слов на слоги. Ударение. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки".
Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов
Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...
Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Технологическая карта урока по русскому языку.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Урок русского языка....
Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России
Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...
Конспект русского языка "Мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" УМК "Перспектива" 2 класс
Конспект урока русского языкаТема: «Мягкие согласные звуки их обозначение на письме» Цели деятельности учителя: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных з...