Урок обучения грамоте. Упражнение в чтении и письме слов с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости согласных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цели урока: упражнять в чтении и письме слов с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости согласных; вызвать интерес к книгам Г. Цыферова; воспитывать на примере героев сказок Цыферова доброе отношение к природе, к жизни, к окружающим, учить дружить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_obucheniya_gramote._tsyferov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обучения грамоте
(1 класс)
Тема: Упражнение в чтении и письме слов с разделительным ь и ь – показателем мягко-
сти согласных.
Цели: упражнять в чтении и письме слов с разделительным ь и ь – показателем мягкости;
вызвать интерес к книгам Г.Цыферова;
воспитывать на примере героев сказок Цыферова доброе отношение к природе, к
жизни, к окружающим, учить дружить.
- Оргмомент.
- Повторение пройденного.
а) Разминка.
- Сегодня урок чтения и письма начнем с разминки.
1) ра ба 2) ра ба 3) ра ба
ру бу ру д бу ж д ру ж бу
ри би ри би ри би
- На какие две группы можно разделить слоги? (ри, би – согласные произносятся мягко, в остальных слогах твердо).
б) Игра «Слово рассыпалось».
д б у р ж а (дружба)
- Сегодня это слово будет главным на уроке.
- Запишите слово. Подберем родственные слова.
Дружба, дружок, друг, подруга, дружить.
- Выделим в словах корень и опасные места.
- Что значит дружить?
- Какую роль играет в этом слове ь?
- Какие пословицы о дружбе знаете?
- Крепкую дружбу и водой не разольешь и топором не разрубишь.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Друзья познаются в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Чтение сказки Г.Цыферова «Про друзей».
а) До чтения.
- Послушайте загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
- Кто же у нас в гостях? (Цыпленок.)
- Что мы знаем о нем? (Любит рисовать, сочинять сказки.)
- Назовите все домики, которые он придумал.
- Какая буква встречается во всех названиях? (ь)
- Какую роль он выполняет?
- Почему цыпленок сочинял сказку один? У него есть друзья, как вы думаете?
- Прочитайте название сказки. («Про друзей».)
б) Чтение вслух с вопросами по ходу чтения.
- Почему у цыпленка мало друзей, ведь он очень веселый, добрый, выдумщик?
- Совсем мало!
-Разве ищут друзей по цвету? Почему же цыпленок искал? (Маленький, глупенький.)
- Значит, какого цвета у него были друзья?
- Предположите, кто бы это мог быть?
- Чем напоминает текст русские сказки? (Пошел по ниточке, как за волшебным клубочком, повторение слова шёл.)
- Почему цыпленок и гусеница решили, что они дружки?
- Чем занята была гусеница? Какая она? (Деловитая, «человечная».)
- С какой интонацией будем читать слова цыпленка? (С сомнением, с интересом.)
- А слова гусеницы? (Сначала ворчит, недовольна, что оторвали ее от дела; затем мечтательно, с удивлением в голосе.)
- Чем цыпленок напоминал цветок?
- Почему гусеница подружилась с цыпленком, он ведь птица? (Гусеница и цыпленок - малыши. Они многого не знают. Они только познают мир.)
в) После чтения.
- О чем эта сказка?
- Что в ней сказочного? (Герои разговаривают; цветы общаются по телефону; дружба цыпленка и гусеницы.)
- Что хотел сказать автор своим читателям?
По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют дела, взаимоотношения, но в детстве может быть и такая странная дружба, потому что у детей небольшой жизненный опыт.
г)Выразительное чтение сказки по ролям.
д) Беседа об авторе и его творчестве.
- Вспомните прочитанные сказки Г.Цыферова.
- Кто герои его сказок? (Маленький кузнечик, лягушонок, цыпленок, ослик, медвежонок.)
- Что объединяет этих героев? (Они наивны, любознательны, непосредственны, как дети. Большие выдумщики и фантазеры.)
- Г.Цыферов помогает взрослым лучше понять детей, возвращая их в мир детства, а детям помогает узнавать и понимать большой мир взрослых.
е) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте слова с ь. Какую роль он выполняет?
Делаешь
Видишь - С этим правилом вы
Не догадываешься познакомитесь в 4-ом классе.
Колокольчик
Позвонить
Узнать - Обозначает мягкость согласных.
Дождь - Подчеркните орфограмму.
Ведь
Понять
Подружилась
- Закрепление о разделительном ь.
- Кто еще появился у нас в гостях? (Петух.)
- Хотите узнать, кто еще живет на птичьем дворе? Для этого составьте из слогов слова – названия домашних птиц.
На доске: гу ки цып ку хи ин ут дю пе ля ки си ры ту та
Индюки, гуси, утки, куры, петухи, цыплята.
- В каком числе стоят все слова? (Во множественном.)
- Выпишите только членов куриной семейки в единственном числе.
Курица, петух, цыпленок
- Как назвать одним словом? ( 7я )
Курица, петух, цыпленок – семья.
- Как напишем? Какую роль играет мягкий знак? Подчеркните.
- Итог.
- Какое слово было главным на уроке?
- Чему нас научил Г.Цыферов? (Нет друга – ищи, а нашел – береги.)
- Какова роль мягкого знака в словах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100
Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....
Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...
Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"
Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.Цель урока: формировать умение понимать роль ...
Урок обучения грамоте. Упражнение в чтении и письме.
Урок обучения грамоте и письму. Разработан как урок повторения и закрепления изученных букв....
Открытый урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами".
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
1 класс. Урок обучения грамоте. Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Р,р (комбинированный урок).
Комбинированный урок обучения грамоте и письма при реализации АООП 2.2 (слабослышащие дети)...