Урок обучения грамоте. Упражнение в чтении и письме слов с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости согласных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шибалова Наталья Владимировна

Цели урока: упражнять в чтении и письме слов с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости согласных; вызвать интерес к книгам Г. Цыферова; воспитывать на примере героев сказок Цыферова доброе отношение к природе, к жизни, к окружающим, учить дружить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_obucheniya_gramote._tsyferov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обучения грамоте

(1 класс)

Тема: Упражнение в чтении и письме слов с разделительным ь и ь – показателем мягко-

           сти согласных.

Цели: упражнять в чтении и письме слов с разделительным ь и ь – показателем мягкости;

           вызвать интерес к книгам Г.Цыферова;

           воспитывать на примере героев сказок Цыферова доброе отношение к природе, к

           жизни, к окружающим, учить дружить.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного.

а) Разминка.

  - Сегодня урок чтения и письма начнем с разминки.

1) ра      ба        2) ра                   ба        3)        ра        ба

    ру        бу                ру        д          бу        ж            д       ру        ж        бу

    ри        би        ри                би                               ри        би

  - На какие две группы можно разделить слоги? (ри, би – согласные произносятся мягко, в остальных слогах твердо).

б) Игра «Слово рассыпалось».

         д  б  у  р  ж  а   (дружба)

- Сегодня это слово будет главным на уроке.

- Запишите слово. Подберем родственные слова.

Дружба, дружок, друг, подруга, дружить.

- Выделим в словах корень и опасные места.

- Что значит дружить?

- Какую роль играет в этом слове ь? 

- Какие пословицы о дружбе знаете?

  • Крепкую дружбу и водой не разольешь и топором не разрубишь.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Друзья познаются в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  1. Чтение сказки Г.Цыферова «Про друзей».

а) До чтения.

- Послушайте загадку:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

- Кто же у нас в гостях? (Цыпленок.)

- Что мы знаем о нем? (Любит рисовать, сочинять сказки.)

- Назовите все домики, которые он придумал.

- Какая буква встречается во всех названиях? (ь)

- Какую роль он выполняет?

- Почему цыпленок сочинял сказку один? У него есть друзья, как вы думаете?

- Прочитайте название сказки. («Про друзей».)

б) Чтение вслух с вопросами по ходу чтения.

- Почему у цыпленка мало друзей, ведь он очень веселый, добрый, выдумщик?

- Совсем мало!

-Разве ищут друзей по цвету? Почему же цыпленок искал? (Маленький, глупенький.)

- Значит, какого цвета у него были друзья?

- Предположите, кто бы это мог быть?

- Чем напоминает текст русские сказки? (Пошел по ниточке, как за волшебным клубочком, повторение слова шёл.)

- Почему цыпленок и гусеница решили, что они дружки?

- Чем занята была гусеница? Какая она? (Деловитая, «человечная».)

- С какой интонацией будем читать слова цыпленка? (С сомнением, с интересом.)

- А слова гусеницы? (Сначала ворчит, недовольна, что оторвали ее от дела; затем мечтательно, с удивлением в голосе.)

- Чем цыпленок напоминал цветок?

- Почему гусеница подружилась с цыпленком, он ведь птица? (Гусеница и цыпленок - малыши. Они многого не знают. Они только познают мир.)

в) После чтения.

- О чем эта сказка?

- Что в ней сказочного? (Герои разговаривают; цветы общаются по телефону; дружба цыпленка и гусеницы.)

- Что хотел сказать автор своим читателям?

По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют дела, взаимоотношения, но в детстве может быть и такая странная дружба, потому что у детей небольшой жизненный опыт.

г)Выразительное чтение сказки по ролям. 

д) Беседа об авторе и его творчестве.

- Вспомните прочитанные сказки Г.Цыферова.

- Кто герои его сказок? (Маленький кузнечик, лягушонок, цыпленок, ослик, медвежонок.)

- Что объединяет этих героев? (Они наивны, любознательны, непосредственны, как дети. Большие выдумщики и фантазеры.)

- Г.Цыферов помогает взрослым лучше понять детей, возвращая их в мир детства, а детям помогает узнавать и понимать большой мир взрослых.

е) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте слова с ь. Какую роль он выполняет?

Делаешь

Видишь                                         - С этим правилом вы

 Не догадываешься                                 познакомитесь в 4-ом классе.

                                                                               

Колокольчик

Позвонить        

Узнать                                                 - Обозначает мягкость согласных.

Дождь                                                - Подчеркните орфограмму.

Ведь

Понять

Подружилась

  1. Закрепление о разделительном ь.

- Кто еще появился у нас в гостях? (Петух.)

- Хотите узнать, кто еще живет на птичьем дворе? Для этого составьте из слогов слова – названия домашних птиц.

На доске: гу  ки  цып  ку  хи  ин  ут  дю  пе  ля  ки  си  ры  ту  та

                           

Индюки, гуси, утки, куры, петухи, цыплята.

- В каком числе стоят все слова? (Во множественном.)

- Выпишите только членов куриной семейки в единственном числе.

Курица, петух, цыпленок

- Как назвать одним словом? ( )

Курица, петух, цыпленок – семья.

 

- Как напишем? Какую роль играет мягкий знак? Подчеркните.

  1. Итог.

- Какое слово было главным на уроке?

- Чему нас научил Г.Цыферов? (Нет друга – ищи, а нашел – береги.)

- Какова роль мягкого знака в словах?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)

Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...

Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"

Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.Цель урока: формировать умение понимать роль ...

Урок обучения грамоте. Упражнение в чтении и письме.

Урок обучения грамоте и письму. Разработан как урок повторения и закрепления изученных букв....

1 класс. Урок обучения грамоте. Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Р,р (комбинированный урок).

Комбинированный урок обучения грамоте и письма при реализации АООП 2.2 (слабослышащие дети)...