Урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Караваева Рената Ивановна

Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока в 4 классе

 «Обобщение знаний об имени существительном»

План- конспект

                                                                                                    Учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «Кельмаксолинская СОШ

                                                                                                     Караваева Рената Ивановна

Дата:  19 апреля 2013 г.                                                                                      

Тема: Обобщение знаний о частях речи.

Класс: четвёртый

Предмет: русский язык

УМК: Школа России

Тип урока: урок рефлексии.

Педагогические технологии:

Технология деятельностного метода.

Методы обучения:

 - проблемный;

 - частично-поисковый;

 - практический;

 - использование технических средств.

Средства обучения:

Карточки с заданиями

Компьютерная презентация

Учебник

Листы для самостоятельной работы

Формы организации познавательной деятельности:

 - фронтальная

 - индивидуальная

 - работа в паре

 - работа в группе

Цель деятельности педагога: создать условия для систематизации знаний учащихся об изученных частях речи; способствовать развитию навыка правописаний слов с непроизносимыми согласными.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся сопоставлять части речи их признакам, писать слова с непроизносимыми согласными;

 метапредметные: 

регулятивные – определяют цель урока, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий, вносят соответствующие коррективы;

 познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков:

коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия;

личностные: проявляют любознательность при получении знаний, чувство взаимоуважения и взаимовыручки, бережное отношение к окружающей природе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Приветствие.

Сегодня к нам на урок пришли гости. А гость в доме – это всегда радость. А какое радостное настроение у наших солнышек, которые лежат на ваших партах. Они рады и вам, и гостям. Улыбнитесь маленькому солнышку. И пусть у вас будет такое же хорошее настроение.

-Садитесь, проверьте осанку. Откроем тетради и посмотрим, достигли ли вы цели, которую вы поставили перед собой на прошлом уроке. А это помогут сделать нам наши маленькие кружочки. Встаньте, пожалуйста, те, у которых эта цель достигнута. То есть, цвета наших кружочков совпали. А теперь, отметьте, как вы сегодня намерены писать на уроке. Поставим цель на сегодняшний урок и красиво напишем число, классная работа.

2. Работа с пословицей.

Продолжить наш урок я хотела бы пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». (Слайд 1.) Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое). Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, мы достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

2.Актуализация знаний.

Нас сегодня ждёт дорога.

И успеть нам надо много

Так возьмёмся скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять

О том, что узнали на прошлых уроках

Поспешим, друзья, рассказать.

1. К доске идёт 1 ученик. Самостоятельная работа по карточке.

Обез_яна, под_езд, с_едобные, е_о, т_бе, сла_кое.

1.Вставить пропущенные буквы.

2.Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова.

(Мне надо было…)

2.Работа с классом.

А мы с вами напишем словарный диктант.

Вкусный, известный, доблестный, чудесный, опасный, прелестный.

(Взаимопроверка. Проверяем по схеме. 1 ученик читает.)

-Оцените свою работу и поставьте в оценочный лист.)

Оценочный лист

1. Словарный диктант.

2. Работа в тетради.

3.Выполнение тестовых заданий.

4. За урок.

3. Постановка учебной задачи.

Проверяем работу у доски.

- На какие 3 группы разделили слова? (Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.)

- Как можем мы их назвать? (Части речи.)

- Можем ли мы сформулировать тему нашего урока? (Обобщение знаний о частях речи.)

- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторить и закрепить знания об изученных частях речи.)

На доску прикрепляется: ЧАСТИ РЕЧИ

-Ребята, вы уверены в том, что всё знаете и вам всё понятно по этой теме? Вот перед вами осенний сад. Если думаете, что ваших знаний достаточно, прикрепите листочек на зелёное дерево. Если сомневаетесь - на жёлтое.

(Выходят, прикрепляют листочки.)

4. Работа по теме урока.

-У вас было домашнее задание. Что же вы должны были подготовить к сегодняшнему уроку?

(Мы должны были разделиться на группы, и подготовить исследовательскую работу и эмблему той части речи, которую выбрали.)

Предоставляю вам слово.

1.        Я - представитель одной части речи. Вы должны узнать меня.

Давно живу я в мире этом. Даю название предметам. Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Кто же я? Правильно, я – имя существительное. (Презентация.)

- Мы ёщё подготовили эмблему для имени существительного.

(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и эмблема прикрепляются на доску.)

2.        Я - представитель другой части речи.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Родилось я с очень покладистым характером. Мне одной было скучно и грустно, и я подружилась с именем существительным. Вместе дружба, вместе служба. В переводе с греческого – эпитет, а с латинского – «прибавленное», «приложенное». Кто же я?

(Презентация об имени прилагательном.)

(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ и эмблема прикрепляются на доску.)

3.         Теперь моя очередь.

Я о себе такого мнения:

Огромна моя роль!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

- Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю существительное. Кто же я? (Презентация о местоимении.)

(МЕСТОИМЕНИЕ и эмблема прикрепляются на доску.)

- Почему только эти части речи?

(Мы изучили только эти части речи.)

- Посмотрите на своё солнышко. Оно улыбается вам. А глаза-то, видите, какие у него весёлые и хитрые. Сейчас узнаете, почему.

(Физкульминутка. Слайд 2.)

-Я думаю, что пришла пора заглянуть в наши сундучки знаний. Давайте проверим наши знания по этой теме. Теорию вы нам показали, теперь посмотрим, как вы усвоили на практике. Правила работы в группе мы знаем.

(Работает каждый в своей группе. У каждой группы задание на листочках.)

Представитель группы читает, а остальные проверяют. Если они согласны, поднимают ! знак, если нет - ?

Имя существительное.

Страница 104, упражнение 235.

1, 3, 4, 7 предложения. Определить склонение и падеж существительных.

-Договоритесь, кто будет отвечать.

Имя прилагательное.

Страница 157, упражнение 357.

Выписать имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны, выделите окончания.

-Договоритесь, кто будет отвечать.

Местоимение. Задание на карточке.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

Спишите, заменяя существительное лиса местоимением. Определите падеж местоимений.

- Оцените свою работу.

-О ком шла речь в наших упражнениях?  (Глухарка, пятнистый олень, лиса. Слайд 3.)

-Как их можно назвать, одним словом? (Животные.) Да, это представители царства животных.

-А к какой группе они относятся? (Птицы, звери.)

-Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «экология»?

2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Может быть, некоторые из вас знают, что пятнистый олень занесён в Красную книгу. Вы согласитесь со мной, если я скажу, что надо охранять только тех животных, которые занесены в Красную книгу.

(Высказывания детей.)

-Вы, наверное, знаете, что в нашей школе есть детско-юношеское объединение «Юный эколог». Ребята выпустили буклет, который посвящён охране окружающей среды.

3. Посмотрите на своё солнышко. Оно улыбается вам? Давайте мы покажем ему свои знания. Вам подготовлены вопросы. Нужно будет ответить на них. Если согласны ставите +, если нет -. Нужно будет обосновать своё мнение, почему вы поставили, нет.

+или -

1. Имя существительное обозначают предмет.

+

2. Имя существительное отвечает на вопрос кто или что?

+

3. Имя существительное не изменяется по числам.

-

4. Имя существительное изменяется по родам.

-

5. Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.

+

6. Имя прилагательное это часть речи.

+

7. Имя прилагательное обозначает действие предмета.

-

8. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

+

9. Местоимения называют предметы.

-

10. Личные местоимения изменяются по числам и падежам.

+

11. Местоимения с предлогами пишутся слитно.

-

Вопросы читает учитель. Ребята поднимают карточки + или -

Самооценка по оценочному листу. Выводим среднее значение.

Комментирование своих оценок..

5. Рефлексия.

        -Скажите, какова была тема нашего урока? Кто может сказать, какую цель мы ставили перед собой?

Наш урок подошёл к концу. Давайте посмотрим на наш осенний сад. В начале урока вы оценили свои знания. Изменилось ли ваше мнение? (Комментируют.) Я хочу узнать, какое у вас настроение. Если хорошее, поднимите солнышки.

6. Домашнее задание.

По группам.

Текст-повествование о существительном готовят имена прилагательные.

Текст- описание о прилагательном готовят местоимения.

Текст-рассуждение о местоимении готовят имена существительные.

Кому нужна консультация, подойдёте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости

Слайд 2

Обобщение знаний о частях речи

Слайд 4

Глухарка Пятнистый олень Лиса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть речи которая обозначает признак предмета Имя прилагательное

Слайд 2

Какие? Какое? Какая? Какой? ВОПРОСЫ

Слайд 3

Цвет Размер Вкус Чёрный Красный Большой Маленький Кислый Сладкий Деление по группам

Слайд 4

Имена прилагательные Близкие большой- огромный сладкий – вкусный Противоположные Маленький – большой чёрный – белый Кислый – сладкий Один предмет можно провотивоставить другому. Бывают:

Слайд 5

Изменение имён прилагательных по родам Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяет по роду имени существительного, с которым оно связано: Мужской род Какой? Красивый умный Женский род Какая ? Стройная красивая Средний род Какое? Круглое румяное

Слайд 6

Изменение имён прилагательных по числам ПОМНИ: Число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое с ним связано. Пример: Сущ. Ед.ч. Начался весёлый праздник.

Слайд 7

ые ие Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос Какие? И имеют окончания -ые –ие: голуб ярк Окончания прилагательных Ед.ч. Мн.ч. Какой? - ой - ий Какая? – ая –яя Какое? – ое - ее Какие? –ые – ие .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Лицо Ед.ч. Мн.ч. 1-е лицо Я Мы 2-е лицо Ты Вы 3-е лицо Он, она, оно Они

Слайд 4

Склонение личных местоимений Ед.ч. Мн.ч. И. кто? Р. кого? Д. кому? В. кого? Т. кем? П. о ком? 1-е лицо 2-е лицо 1-е лицо 2-е лицо Я МЕНЯ МНЕ МЕНЯ МНОЙ ОБО МНЕ ТЫ ТЕБЯ ТЕБЕ ТЕБЯ ТОБОЙ О ТЕБЕ МЫ НАС НАМ НАС НАМИ О НАС ВЫ ВАС ВАМ ВАС ВАМИ О ВАС 3-е лицо ед.ч. 3-е лицо мн.ч. И. Р. Д. В. Т. П. ОН ЕГО ЕМУ ЕГО ИМ О НЕМ ОНО ЕГО ЕМУ ЕГО ИМ О НЕМ ОНА ЕЁ ЕЙ ЕЁ ЕЮ О НЕЙ ОНИ ИХ ИМ ИХ ИМИ О НИХ М.Р . СР.Р . Ж.Р .

Слайд 5

Название падежей вопросы предлоги Именительный (есть) КТО? ЧТО? 2. Родительный (нет) КОГО? ЧЕГО? ОТ, ИЗ. БЕЗ, ИЗ-ЗА, С, У, ОКОЛО, МИМО, ДЛЯ, ПОСЛЕ 3. Дательный (рад) КОМУ? ЧЕМУ? К, ПО, НАВСТРЕЧУ 4. Винительный (вижу) КОГО? ЧТО? ЗА, В, ЧЕРЕЗ, НА 5. Творительный (доволен) КЕМ? ЧЕМ? С. ЗА, НАД, ПОД 6. Предложный (думаю) О КОМ? О ЧЕМ? О, ОБО, В,НА

Слайд 6

Без предлога С предлогом обнимают её дарить ей глядят на н её идти по н ей Местоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами. Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н : от н его, к н им, за н ими, с н её, перед н ей, о н ём


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обозначает предмет

Слайд 3

Вопросы Кто Что

Слайд 4

Обозначают одушевленные предметы: людей и животных

Слайд 6

Мужской (он, мой) Средний (оно, моё) Женский (она, моя)

Слайд 7

1-е склонение 2-е склонение 3-есклонение Ж.р., М. р. -а, -я М. р. , Ср. р. -о –е. Ж. р. ь

Слайд 8

Множественное число Единственное число

Слайд 9

Детвора Фарфор Плавание Москва Земляника Вилы Часы Шорты Каникулы Сумерки Только множественное число Только единственное число

Слайд 10

Именительный: кто? что? Родительный: кого? чего? Дательный: кому? чему? Винительный: кого? что? Творительный: кем? чем? Предложный: о ком? о чем?

Слайд 11

Когда – то давным - давно в русском языке было не 6 , а 7 падежей. Был звательный падеж.



Предварительный просмотр:

                             

        




Предварительный просмотр:

+или -

1. Имя существительное обозначают предмет.

2. Имя существительное отвечает на вопрос кто или что?

3. Имя существительное не изменяется по числам.

4. Имя существительное изменяется по родам.

5. Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.

6. Имя прилагательное это часть речи.

7. Имя прилагательное обозначает действие предмета.

8. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

9. Местоимения называют предметы.

10. Личные местоимения изменяются по числам и падежам.

11. Местоимения с предлогами пишутся слитно.

+или -

1. Имя существительное обозначают предмет.

2. Имя существительное отвечает на вопрос кто или что?

3. Имя существительное не изменяется по числам.

4. Имя существительное изменяется по родам.

5. Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.

6. Имя прилагательное это часть речи.

7. Имя прилагательное обозначает действие предмета.

8. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

9. Местоимения называют предметы.

10. Личные местоимения изменяются по числам и падежам.

11. Местоимения с предлогами пишутся слитно.

Оценочный лист

1. Словарный диктант.

2. Работа в тетради.

3.Выполнение тестовых заданий.

4. За урок.

Оценочный лист

1. Словарный диктант.

2. Работа в тетради.

3.Выполнение тестовых заданий.

4. За урок.

Оценочный лист

1. Словарный диктант.

2. Работа в тетради.

3.Выполнение тестовых заданий.

4. За урок.

Оценочный лист

1. Словарный диктант.

2. Работа в тетради.

3.Выполнение тестовых заданий.

4. За урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...