Урок русского языка в 4 классе по теме "Словоизменение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy.zip1018.29 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК  4 класс

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПО ПАДЕЖАМ

Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.

– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Начинаем урок русского языка.

- Давайте настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

2. Минутка чистописания.

Пропишите по образцу буквы: у с е в щ я и т ь л о н м  (записаны на доске )(Слайд 2)

Составьте из данных название части речи, некоторые буквы можно употреблять несколько раз.

 (Дети пишут число в тетрадях. Прописывают буквы. Составляют слова:  имя существительное  и записывают в тетрадь) (Слайд 3)

-Правильно, мы отправляемся в гости к имени существительному.

-Вспомните то, что мы уже знаем об имени существительном (Работают фронтально, называют признаки)

На доске карточки

Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Постоянные признаки (одушевлённые, неодушевлённые), род; непостоянные - число (Слайд 4,5, 6)

Слайд 1

Введение в раздел.

– Прочитайте название раздела.

– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)

– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.)

– А что изменится в слове? (Окончание.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

II. Формулирование проблемы.

 

– Что для вас является новым в названии раздела?

– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)

– На основе вопроса и названия раздела определите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.) –на доске

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

III. Открытие новых знаний.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

  1. Работа в группах

У вас на партах карточки. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, понаблюдайте за изменением слов и сделайте выводы

1 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове лиса, обозначьте основу, выделить окончание:

Лиса – хитрый зверь.

У лис.. пушистый хвост.

Лис.. тепло зимой.

Охотник выследил лис..

Заяц не любит встречаться с лис..

О лис... народ сложил сказки.

2 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кошка, обозначьте основу, выделить окончание:

 Кошк.. привыкла к Тиме.

Тима скучает без кошк….

 Он налил кошк молока.

 Мальчик напоил кошк.

Он подружился с кошк.

Тима рассказал о кошк другу

3 группа

Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кот, обозначьте основу, выделить окончание:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот. 
Мышь осталась без хвоста, 
Вырываясь о кот...

И теперь и за версту
Не приблизится к кот…. 
Крыса старая - и та,
Видя грозного кот…,

Удерёт в нору под дом, 
Чтоб не встретиться с кот…. 
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о кот….

Проверка на доске

Вставить пропущенные окончания маркером

- Что можно сказать про основу? (она одинаковая)

- Выделите окончания.

- Что такое окончание?

- Что заметили? (окончания разные)

- А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы)

- А для чего нужно изменять окончания?

- Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова)

Какие вопросы возникают?

- Почему существительное в тексте меняет свои окончания?

- Отчего зависит, какое именно окончание у существительного надо написать в каждом случае?

Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

2. Работа по учебнику.

б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (Слайд 7)

Два ученика работают у доски, остальные в тетради

– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Вывод: У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

в) Упр. 118 – проверка собственных выводов. (Слайд 8)

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)

– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)

г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

Работа в парах.

Этапы работы:

– чтение отрывка из басни;

– дописывание окончаний карандашом;

– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.

– Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)

  1. Введение понятия падеж.

Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение существительных по вопросам?

- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)

(В учебнике.) с. 110

-Найдите  ответ в учебнике.

-Так какая тема нашего сегодняшнего  урока?  (изменение имен существительных по падежам) 

СЛАЙД № 1

1) Работа с текстом определения с.110

– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.)

– Посмотрите («прочитайте») 2-ю часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

!!! Проверьте свою внимательность.

Один ученик называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)

У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой

За слово в бой готов любой.

2. Знакомство с падежами 

Ребята, я к вам сегодня так торопилась, что произошло  недоразумение. Рассыпалась сказка, которую я вам хотела прочитать о названии падежей. Я очень расстроилась. Может вы мне поможете собрать? Я рада вашей помощи! Тогда вперёд, за работу!

Все, у кого зелёные карточки выходят к доске, услышав себя,   прикрепляют табличку на доску (название падежа + вопрос) –карточки на парте у детей. Кто затрудняется, смотрим в рамку на с.110. (Слайд 9)

Текст читают дети по 1 предложению (жёлтые таблички)

ОН ЕЩЁ НЕ РОДИЛСЯ, А УЖЕ ДУМАЛИ,(КТО ОН? ЧТО  ЭТО?), КАКОЕ ЕМУ ДАТЬ ИМЯ, РЕШИЛИ НАЗВАТЬ – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

ЖДАЛИ РОЖДЕНИЯ (КОГО? ЧЕГО?) ЕГО. РОДИЛСЯ – СТАЛ РОДИТЕЛЬНЫЙ

ПОКА  ОН БЫЛ МАЛЫШОМ, ВСЁ ДАВАЛИ (КОМУ? ЧЕМУ?)  ЕМУ. И СТАЛ ОН  ДАТЕЛЬНЫЙ.

НО ОН БЫЛ И БОЛЬШИМ ОЗОРНИКОМ, ЗА (КОГО? ЧТО?) ВСЯКИЕ ПРОДЕЛКИ ЕГО ВИНИЛИ, И ОН СТАЛ ВИНИТЕЛЬНЫЙ.

ПОТОМ ОН ПОДРОС, СТАЛ ТВОРИТЬ (КЕМ? ЧЕМ?) ВСЕМ, ЧТО ЕСТЬ В ПРИРОДЕ. Стал называться творительным.

ОН ВСЕМ ПРЕДЛАГАЛ СВОЮ ПОМОЩЬ. ЗАГОВОРИЛИ (О КОМ? О ЧЁМ?) О НЁМ И НАЗВАЛИ  ПРЕДЛОЖНЫЙ.

 (В. Волина)

2) Работа после чтения определения.

– Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере.

– Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1-й вопрос.

– К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что?

– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений.

Работа по учебнику.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты).

Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны.

1 ученик на доске выписывает слово кот по падежам из следующего стихотворения:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте –

Вспоминает о коте.

(А. Грачёв)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей (СЛАЙД № 10)

  Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение.

Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя  существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном  падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники  

И.п. (есть)  кто?  Что?

Р.п. (нет)   кого?  Чего?

Д.п. (рад) кому?  Чему?

В.п.(вижу)  кого?  Что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   Чем?

П.п.(думаю)  о ком?   О чем?  

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  

Работа по вариантам

Просклоняйте имена существительные:

1 вариант – хлеб

2 вариант – булка

Проверка (Слайд 11,12)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)

(Слайд 13)

– Какие падежи запомнили? Сколько их?

Распределите правильно (Слайд 14)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 134.  (Слайд 15)

2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...