Урок русского языка в 4 классе по теме "Словоизменение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.zip | 1018.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПО ПАДЕЖАМ
Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Начинаем урок русского языка. - Давайте настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 2. Минутка чистописания. Пропишите по образцу буквы: у с е в щ я и т ь л о н м (записаны на доске )(Слайд 2) Составьте из данных название части речи, некоторые буквы можно употреблять несколько раз. (Дети пишут число в тетрадях. Прописывают буквы. Составляют слова: имя существительное и записывают в тетрадь) (Слайд 3) -Правильно, мы отправляемся в гости к имени существительному. -Вспомните то, что мы уже знаем об имени существительном (Работают фронтально, называют признаки) На доске карточки Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Постоянные признаки (одушевлённые, неодушевлённые), род; непостоянные - число (Слайд 4,5, 6) Слайд 1 Введение в раздел. – Прочитайте название раздела. – Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.) – Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.) – А что изменится в слове? (Окончание.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. |
II. Формулирование проблемы. |
– Что для вас является новым в названии раздела? – Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?) – На основе вопроса и названия раздела определите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.) –на доске – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
III. Открытие новых знаний. | Наблюдение за словоизменением имён существительных.
У вас на партах карточки. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, понаблюдайте за изменением слов и сделайте выводы 1 группа Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове лиса, обозначьте основу, выделить окончание: Лиса – хитрый зверь. У лис.. пушистый хвост. Лис.. тепло зимой. Охотник выследил лис.. Заяц не любит встречаться с лис.. О лис... народ сложил сказки. 2 группа Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кошка, обозначьте основу, выделить окончание: Кошк.. привыкла к Тиме. Тима скучает без кошк…. Он налил кошк… молока. Мальчик напоил кошк…. Он подружился с кошк…. Тима рассказал о кошк… другу 3 группа Вместо точек вставить пропущенные буквы в слове кот, обозначьте основу, выделить окончание: У норы добычи ждёт, И теперь и за версту Удерёт в нору под дом, Проверка на доске Вставить пропущенные окончания маркером - Что можно сказать про основу? (она одинаковая) - Выделите окончания. - Что такое окончание? - Что заметили? (окончания разные) - А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы) - А для чего нужно изменять окончания? - Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова) Какие вопросы возникают? - Почему существительное в тексте меняет свои окончания? - Отчего зависит, какое именно окончание у существительного надо написать в каждом случае? Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. 2. Работа по учебнику. б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (Слайд 7) Два ученика работают у доски, остальные в тетради – Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Вывод: У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа. в) Упр. 118 – проверка собственных выводов. (Слайд 8) Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. – Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.) – Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания. Работа в парах. Этапы работы: – чтение отрывка из басни; – дописывание окончаний карандашом; – выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. – Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)
Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение существительных по вопросам? - Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике) (В учебнике.) с. 110 -Найдите ответ в учебнике. -Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен существительных по падежам) СЛАЙД № 1 1) Работа с текстом определения с.110 – Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.) – Посмотрите («прочитайте») 2-ю часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их. – Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу. !!! Проверьте свою внимательность. Один ученик называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу. – Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами. – Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.) У слова есть шесть падежей Шесть верных маленьких пажей Они проходят чередой За слово в бой готов любой. 2. Знакомство с падежами Ребята, я к вам сегодня так торопилась, что произошло недоразумение. Рассыпалась сказка, которую я вам хотела прочитать о названии падежей. Я очень расстроилась. Может вы мне поможете собрать? Я рада вашей помощи! Тогда вперёд, за работу! Все, у кого зелёные карточки выходят к доске, услышав себя, прикрепляют табличку на доску (название падежа + вопрос) –карточки на парте у детей. Кто затрудняется, смотрим в рамку на с.110. (Слайд 9) Текст читают дети по 1 предложению (жёлтые таблички) ОН ЕЩЁ НЕ РОДИЛСЯ, А УЖЕ ДУМАЛИ,(КТО ОН? ЧТО ЭТО?), КАКОЕ ЕМУ ДАТЬ ИМЯ, РЕШИЛИ НАЗВАТЬ – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. ЖДАЛИ РОЖДЕНИЯ (КОГО? ЧЕГО?) ЕГО. РОДИЛСЯ – СТАЛ РОДИТЕЛЬНЫЙ ПОКА ОН БЫЛ МАЛЫШОМ, ВСЁ ДАВАЛИ (КОМУ? ЧЕМУ?) ЕМУ. И СТАЛ ОН ДАТЕЛЬНЫЙ. НО ОН БЫЛ И БОЛЬШИМ ОЗОРНИКОМ, ЗА (КОГО? ЧТО?) ВСЯКИЕ ПРОДЕЛКИ ЕГО ВИНИЛИ, И ОН СТАЛ ВИНИТЕЛЬНЫЙ. ПОТОМ ОН ПОДРОС, СТАЛ ТВОРИТЬ (КЕМ? ЧЕМ?) ВСЕМ, ЧТО ЕСТЬ В ПРИРОДЕ. Стал называться творительным. ОН ВСЕМ ПРЕДЛАГАЛ СВОЮ ПОМОЩЬ. ЗАГОВОРИЛИ (О КОМ? О ЧЁМ?) О НЁМ И НАЗВАЛИ ПРЕДЛОЖНЫЙ. (В. Волина) 2) Работа после чтения определения. – Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере. – Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1-й вопрос. – К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что? – Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Развитие умений. | Работа по учебнику. Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам. Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты). Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны. 1 ученик на доске выписывает слово кот по падежам из следующего стихотворения: У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. И теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте – Вспоминает о коте. (А. Грачёв) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Давайте еще раз прочитаем названия падежей (СЛАЙД № 10) Вот такие падежи. А ты с ними подружи. Будешь грамотно писать И пятёрки получать. - В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение. Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже. - Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. - Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники И.п. (есть) кто? Что? Р.п. (нет) кого? Чего? Д.п. (рад) кому? Чему? В.п.(вижу) кого? Что? Т.п.(любуюсь) кем? Чем? П.п.(думаю) о ком? О чем? – Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.) Работа по вариантам Просклоняйте имена существительные: 1 вариант – хлеб 2 вариант – булка Проверка (Слайд 11,12) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока. | – Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.) (Слайд 13) – Какие падежи запомнили? Сколько их? Распределите правильно (Слайд 14) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
VI. Домашнее задание. | 1. Упр. 1, с. 134. (Слайд 15) 2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной
презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.
Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....
Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...
Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...
Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"
Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...